Общество:

Доходное место

28.11.2016

С 1 января 2017 года нелицензированные свалки на Кубани прекратят свое существование

5157

С 1 января 2017 года нелицензированные свалки на Кубани прекратят свое существование.
(По материалам круглого стола, организованного «Новой газетой Кубани»)

Галина Ташматова, главный редактор «Новой газеты Кубани»: Прозаическую тему сбора и вывоза ТБО редакция «Новой газеты Кубани» регулярно освещает на протяжении последних 10 лет. Совместными усилиями природоохранных, правоохранительных органов, исполнительной и законодательной власти, журналистов, экологов и общественных активистов мы пытаемся привлечь внимание жителей нашего края к этой теме. Вокруг газеты сформировалось сообщество граждан, которые регулярно сообщают нам адреса экологического неблагополучия. Ни одно обращение наши журналисты не оставляют без внимания. Публикации в газете на эту тему, их обсуждение на сайте вызывают подчас раздражение руководителей предприятий, устраивающих несанкционированные свалки. 

Однако наш принцип – называть вещи своими именами, остается неизменен. Как известно, с января 2017 года нелицензированные свалки на Кубани прекратят свое существование. В связи с этим возникает много вопросов. Мы надеемся, что наши гости будут предельно открыты, отвечая на них. В результате наши читатели получат достоверную информацию из первых рук и смогут ее применить в своей жизни.

Евгений Порфирьев, начальник отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю: Никакого экологического коллапса в январе следующего года не наступит, по крайней мере, в ближайшее время. На сегодняшний день у нас на территории края предприятиями ЖКХ эксплуатируется 203 свалки, 93 из них позиционируются местными властями, как закрытые, по некоторым даже есть решения судов о том, что их эксплуатация запрещена, но, тем не менее, как показали проведенные нами рейдовые мероприятия, в той или иной степени все они продолжают работать. Так вот, из 203 свалок только 12 имеют лицензию на осуществление данного вида деятельности, из этих 12-ти, в свою очередь, 8 включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), что тоже является необходимым условием для размещения отходов на этой свалке. 

Принято постановление губернатора. Этим постановлением предусмотрена эксплуатация с 1января 74-х свалок, 62 из них будут нелицензированными. Мы согласовывали эту территориальную схему и дали добро на ее согласование только под гарантии министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края того, что в течение 2017 года эти свалки будут лицензированы. Мы тоже понимаем определенную социальную ответственность и закрыть с 1 января просто так свалки не можем. Министерство предлагало нам в качестве одного из вариантов эксплуатацию только 8-ми полигонов, которые есть в реестре и полностью отвечают требованиям законодательства. Но совершенно очевидно, что эти 8 полигонов не в состоянии принять даже половины тех отходов, которые образуются на территории края. Поэтому 74 свалки – это тот необходимый обоснованный минимум, который в состоянии обеспечить 100% потребностей Краснодарского края в объектах размещения отходов. 

История борьбы с несанкционированным размещением отходов уходит в глубину лет. Первые попытки навести порядок в этой отрасли были предприняты губернатором в 2004 году. Было принято постановление губернатора № 313 «О неотложных мерах по выводу из кризиса жилищно-коммунальной отрасли Краснодарского края». Если мы сегодня откроем этот документ и не будем смотреть на дату его принятия, то складывается такое впечатление, что его приняли вчера. Потому что все, что там написано, актуально, и если бы тогда, в 2004 году, краевые власти добились его исполнения, то сегодня мы бы не имели тех проблем, которые имеем. Следующая попытка была предпринята в 2008 году. Тогда был принят Закон Краснодарского края о программе по отходам, предусматривающий строительство в каждом муниципальном образовании современного полигона твердых коммунальных отходов. Но в связи с отсутствием финансирования в рамках этого закона деньги были выделены на строительство только одного полигона в г. Тихорецке, который должны были ввести в эксплуатацию в декабре 2013 года, но до сих пор в эксплуатацию объект не введен, строительство не закончено. 

И сейчас предпринимается третья попытка, надеюсь, она будет успешной, по крайней мере, и мы, и наши коллеги из краевого министерства ЖКХ, и органы прокуратуры приложим все усилия для того, чтобы наконец-таки эту проблемы решить. А суть проблемы в том, что одно цепляется за другое. Отсутствие инфраструктуры в необходимом количестве вынуждает людей везти отходы на места, которые не имеют лицензии, а зачастую даже не имеют землеотводных документов. 

«НГК»: О какой инфраструктуре идет речь?

Порфирьев Е.А.: Я имею в виду лицензированные объекты размещения отходов. Этой инфраструктуры попросту нет в необходимом количестве. Да, сейчас строится полигон в Белореченске, и надеюсь, что в ближайшее время он будет введен в эксплуатацию, хотя, как и тихорецкая свалка, он должен был начать работать еще в декабре 2013 года. Запуск этого полигона решит проблемы целого куста; это Апшеронск, Горячий Ключ, Туапсе, Сочи. Но, к сожалению, там пока идут судебные тяжбы, и вряд ли до конца года он будет введен в эксплуатацию, хотя степень готовности там более 90%. 

Отсутствие инфраструктуры в необходимых количествах не позволяет природопользователям соблюдать требования законодательства, они вынуждены везти отходы на несанкционированные объекты размещения отходов. Поэтому, пока у нас не будет построено достаточного количества инфраструктуры, проблему эту решить будет невозможно.

«НГК»: То есть винить граждан в том, что все лесополосы завалены мусором, не стоит?

Порфирьев Е.А.: Вина граждан тоже есть. Посмотрите на процент абонизации. К примеру, в Краснодаре количество жителей, заключивших договор, достаточно велико, достигает почти 90%. А есть другие муниципальные образования, где процент граждан, заключивших договор на вывоз мусора, не достигает даже 40%. Получается, что мусороуборочные компании, которые занимаются вывозом мусора, работают себе в убыток. Они все равно вывозят мусор тех граждан, которые не платят, и по факту получается, что они вывозят его за свой счет. Вследствие чего у них нет достаточных средств, чтобы развиваться, чтобы обустраивать полигоны. Поэтому с нового года граждане будут обязаны заключать договоры в обязательном порядке на вывоз отходов. Раньше такого требования в отношении физических лиц не существовало.

Опять же, очень часто приходится слышать о том, что наступит 1 января, и нельзя будет везти отходы на нелицензированные свалки. Как я сказал, везти их все равно будут на нелицензированные свалки, и более того, само по себе требование, запрещающее размещение отходов на нелицензированных объектах, не включенных в ГРОРО, существует уже более 10 лет. Поэтому говорить о том, что мы входим в новую эпоху, не совсем корректно. По сути ничего не меняется, просто принимаются территориальные схемы, они уже приняты. И краевые органы власти берут на себя определенные обязательства в том, что определенный объем работ будет выполнен. Вы спросите, а какова же будет судьба тех свалок, которые не вошли в территориальную схему и фактически их эксплуатация с 1 января будет прекращена? Опять же, это было одним из наших требований при согласовании территориальной схемы, должна быть разработана краевая целевая программа, которая будет предусматривать ликвидацию накопленного экологического вреда на территории Краснодарского края от несанкционированного размещения отходов. Общая сумма вреда по предварительным самым скромным подсчетам составляет примерно 2,3 млрд рублей. 

При этом следует разделять, что есть лицензированные свалки, есть санкционированные, есть несанкционированные. В свою очередь санкционированные и несанкционированные отличаются только тем, что санкционированные имеют землеотводные документы. При этом, как и несанкционированные, они зачастую не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства. В отношении таких объектов закон уже не дает нам возможности рассчитать причиненный вред, потому что земля имеет целевое назначение – для размещения отходов. 

«НГК»: В ваших словах есть некая неуверенность, что эта третья попытка навести порядок со сбором, хранением и переработкой мусора на Кубани будет успешной. 

Порфирьев Е.А.: Я думаю, что так и будет. Потому что если первые две попытки – это были инициативы краевых властей, то третья попытка предпринимается на уровне федеральных властей. Будет жесткий контроль со стороны Москвы за исполнением взятых на себя краем обязательств. Поэтому в данном случае будет давление свыше, которое вынудит выполнить все обязательства. Выбора у власти на этот раз нет.

Эдуард Каталупов, начальник отдела обращения с ТКО, санитарной очистки и благоустройства министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края: Администрацией края проведена в этой сфере огромная работа. Как говорил мой коллега из федерального ведомства, на территории Краснодарского края лицензировано порядка 12 полигонов. Это ОАО «Мусороуборочная компания» г. Краснодар, ООО «Альфа» город-курорт Анапа, МП ЖКХ Павловского района, ООО «ЭкоТон» в Каневском районе, ООО «ТРН» в Новороссийске, ООО «Стройдизайн» в ст. Староминской, МП ЖКХ Красноармейского района в ст. Полтавской, ООО «Чистая станица» в Ленинградском районе, МП «Апшеронск», ООО «Жилсервис» г. Белореченск буквально недавно получили лицензию, ООО «Абинск-ТБО» и ООО «Экострой - Юг» ст. Динская. Это все лицензированные полигоны, но три из них не включены в реестр. Документы поданы, но пока приказа Минприроды нет. В ближайшее время, полагаю, они будут включены в реестр. Как правило, если полигон лицензирован, то он автоматически включается в ГРОРО.

Достаточно большое количество полигонов у нас лицензировано, хотя вы понимаете, что в течение 70 лет отходы у нас размещались на свалках. Эти свалки не имели ни проектной документации, ни экологической экспертизы, все размещалось, в лучшем случае, в выработанных карьерах. Сейчас же в соответствии с действующим законодательством свалки должны быть лицензированы. Поэтому те свалки, которые существовали ранее в течение нескольких десятков лет, они благоустроены.

Помимо этого, Краснодарский край – первый регион в стране, который, в соответствии с 458-ФЗ, объявил конкурс на регионального оператора по обращению с ТКО на территории города Краснодара. Подведение итогов конкурса будет на следующей неделе, и таким образом будет определен региональный оператор в Краснодаре. В соответствии с действующим законодательством с 1 января 2017 года в субъектах РФ на конкурсной основе должен быть отобран региональный оператор по обращению с отходами, который обязан в соответствии с правилами обращения с отходами заключать со всеми производителями и собственниками отходов договоры на сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов. В крае планируется выбрать 11 региональных операторов. Первый региональный оператор будет выбран в столице Кубани, он будет обслуживать Краснодар и Динской район. 

«НГК»: Подали желающие заявки для участия в конкурсе? Это представители бизнеса?

Каталупов Э.Н.: Да, есть заявки, это представители бизнеса. 

«НГК»: Можно назвать это сотрудничество государственно-частным? 

Каталупов Э.Н.: Это только частный капитал. Тарифы для регионального оператора им будет устанавливать РЭК. 

Ташматова Г.В.: Я хочу обратить внимание присутствующих на следующие моменты. Вот огромное количество небольших организаций, с которых требуют паспорт предприятия, на утилизацию компьютеров, ламп и так далее. Оформить такой паспорт стоило порядка 70 тыс. руб. Но большого количества таких отходов в небольших офисах не образуется. Закон ведь должен быть разумным и побуждать граждан к его исполнению. Не случится ли так, что с появлением региональных операторов появится еще один надзирающий частный орган, который будет карать тех, у кого хоть какая-то деятельность теплится?

Порфирьев Е.А.: Вы имеете в виду, не повлечет ли создание регионального оператора дополнительную нагрузку на природопользователя? Нет, это не повлечет никой дополнительной финансовой нагрузки, за исключением одного момента. Есть такой вид фискальных сборов, приравненных к налогам, как плата за негативное воздействие на окружающую среду. Так вот, в новой редакции федерального закона предприятия не сами будут платить за негативное воздействие, а региональный оператор будет забирать все ваши отходы себе в собственность, и уже он будет платить за негативное воздействие за все отходы, в том числе и от населения. Поэтому, безусловно, на данном этапе это повлечет увеличение тарифа. Отдельным пунктом в законе прописано, что сумма платы будет включена в тариф. Но зато вы не будете платить за негативное воздействие. Поэтому какой-то дополнительной финансовой нагрузки предприятие не понесет. 

То, что вы называли паспортом предприятия, это называется, видимо, лимиты на отходы, так вот, уже сейчас предприятия малого и среднего бизнеса не обязаны получать лимиты, более того, они не смогут их получить, даже если захотят. Они сдают по упрощенной схеме отчет по Приказу № 30 Министерства природных ресурсов РФ в декларативной форме в территориальный орган Росприроднадзора, либо, если это объект не федерального уровня, в краевое министерство природных ресурсов. 

А с 1 января 2019 года данный документ нужен будет только для предприятий, которым будет присвоена I категория. Сейчас будет присваиваться категорийность предприятиям, в зависимости от эксплуатируемых ими объектов. Я думаю, что предприятий I категории на весь Краснодарский край будет порядка трехсот. И только эти предприятия обязаны будут получать подобные разрешения. Сейчас все это делается отдельно – по воздуху, по воде, по отходам. А будет общее комплексное разрешение на все экосферы, и выдаваться оно будет на длительный период. Т.е. государство идет по пути снижения финансовой нагрузки на бизнес в части разработки документов и предъявляет более жесткие требования бизнесу. Предприятия I категории будут обязаны внедрять наилучшие доступные технологии во всех сферах деятельности. И если они не будут этого делать, то не будут укладываться в установленные нормативы. Если сейчас максимально повышающий коэффициент при оплате за негативное воздействие это 5, то с января 2019 года коэффициент будет и 25, и 50 и 100. То есть предприятию станет невыгодно работать, загрязняя окружающую среду. Экономически государство понуждает крупный бизнес внедрять наилучшие доступные технологии и сокращать антропогенную нагрузку на окружающую среду. До конца этого года категории будут присвоены, и уже с начала следующего года мы будем понимать, сколько у нас в субъекте предприятий I категории. 
Каталупов Э.Н.: Что касается осветительных приборов, в том числе электрических ламп, содержащих ртуть, батареек, аккумуляторов, медицинских отходов, это все не относится к твердым коммунальным отходам, и юридические лица обязаны заключить договоры на сбор и вывоз этих отходов. Возможно, и с региональным оператором, если он будет этим заниматься. Потому что региональный оператор занимается только твердыми коммунальными отходами. У нас на территории края есть ряд специализированных организаций, которые занимаются именно этими опасными отходами. 

«НГК»: В настоящее время население Краснодара заключает договоры на вывоз мусора с ГУК Краснодар. Получается, что региональный оператор отбирает хлеб у управляющих компаний, в том числе и у ГУК Краснодар? ГУК Краснодар тоже может участвовать в конкурсе на регионального оператора, и какие требования к оператору?

Каталупов Э.Н.: В соответствии с законодательством любое юридическое лицо имеет право принимать участие в конкурсе по отбору регионального оператора. Что касается договорных отношений. С момента отбора регионального оператора в течение месяца он должен будет заключить договоры со всеми юридическими и физическими лицами. 

«НГК»: То есть в «платежке» за услуги ЖКХ строка по ТКО будет выделена, т.е. по ТКО будет заключен отдельный договор? 

Каталупов Э.Н.: Да, совершенно верно.

«НГК»: А какие требования к будущему оператору, участвующему в конкурсе? Не получится ли так, что в конкурсе будет участвовать «фирмы-однодневки», которые, выиграв, передадут свои подряды?

Каталупов Э.Н.: В 881-м Постановлении Правительства РФ определены критерии по отбору регионального оператора. Их перечень достаточно емкий, начиная от наличия производственной базы, техники, обученного персонала, который работает именно в сфере обращения с отходами, наличие лицензированного полигона. Помимо этого, необходимо финансовое обеспечение заявки и финансовое обеспечение деятельности регионального оператора на ближайшие три месяца. Кроме того, существует требование в том, что по факту участник конкурса должен уже перевозить не менее 10% объемов отходов с территории, на которой он принимает участие в конкурсе. Понятно, что не может прийти какой-то хозяйствующий субъект с папкой или кейсом и выиграть конкурс. Это законодатель исключил. 

«НГК»: Власть как бы передает эту функцию на аутсорсинг частным кампаниям? Местная и краевая власть уходят из этой ниши?

Каталупов Э.Н.: Конечно, нет. Власть не отдает эту сферу на откуп бизнесу. В любом случае это контроль за действиями регионального оператора. Он может выполнять свои функции хорошо, а может плохо. Региональный оператор выбирается на 10 лет, но он может не справиться со своими функциями, поэтому власть будет отслеживать действия регионального оператора. И если он не будет соответствовать требованиям, то региональный оператор будет переизбран. Эта процедура прописана в Постановлении Правительства РФ № 881, ФЗ-458 и других актах. Все механизмы прописаны законодателем. 

«НГК»: А главы городов и районов в курсе происходящего? Насколько они в теме? Собирали ли их по этому вопросу? Когда собирали последний раз? Или они остаются в стороне от этого процесса?

Каталупов Э.Н.: Неоднократно с главами муниципальных образований, с их заместителями по ЖКХ проводили совещания. Проводил их неоднократно вице-губернатор Андрей Анатольевич Алексеенко. Проводились селекторные совещания, федеральные службы присутствовали, органы прокуратуры, все было разъяснено. Мы продолжаем консультировать их по отдельным вопросам. 

«НГК»: А как в этом плане выглядят наши соседи, к примеру, Ростовская область, у них эти вопросы решены уже? 

Каталупов Э.Н.: Порядка 30 субъектов в РФ еще не утвердили региональные схемы обращения с отходами. О каком выборе регионального оператора может быть речь, если там еще нет нормативного документа, по которому будет работать региональный оператор?!

Порфирьев Е.А.: Мы, как надзорный орган, несмотря на то, что постоянно критикуем, это наша работа, но при этом нужно признать, что ситуация в Краснодарском крае лучше, чем во многих других субъектах. У нас одно из лучших положений в ЮФО. Конечно, есть к чему стремиться, и мы будем требовать от краевых властей. Но нужно признать, что у нас ситуация не совсем критическая. Надеюсь, что до конца 2017 года мы сделаем все еще лучше.

Что касается 10-летнего срока для регионального оператора, спрашивают, не много ли это? Я думаю, что любой хозяйственник для того, чтобы делать долгосрочные инвестиции, строить тот же полигон, должен быть уверен в будущем, что как минимум какое-то время он будет этой темой заниматься. Есть еще такой критерий при отборе оператора, это отсутствие задолженности по налогам, отсутствие судимости по экономическим статьям у руководителя, все это способствует тому, что придет честный человек и будет честно исполнять свои обязанности. 

«НГК»: Каким денежным ресурсом должен обладать оператор? 

Каталупов Э.Н.: Все зависит от объема, на который заходит региональный оператор. Если, к примеру, Краснодар в течение года накапливает более 3-х млн кубов отходов, Динской район – 299 тыс. кубов, Северский район – 265 тыс. кубов, от этого зависит и объем капиталовложений. Что касается объема заявки, то по Краснодару он составляет порядка 60 млн. 

«НГК»: А возможен ли раздельный сбор ТКО? У оператора такое право будет?

Каталупов Э.Н.: Это уже вопрос к оператору. Для того, чтобы экономически эффективно работало его предприятие, необходимо думать и об этой стороне. Для чего вообще существует раздельный сбор? Во-первых, это чистая продукция. Для бизнеса это очень хорошая тема, отобрать чистую продукцию и отправить ее на мусороперерабатывающие заводы в чистом виде. Эта продукция пользуется большим спросом. Она довольно-таки ликвидная. 

«НГК»: У обывателя существует мнение, что свалка – это золотое дно, что это сверхприбыльный бизнес. Развейте или подтвердите эту версию.

Каталупов Э.Н.: Не могу развеять, потому что это действительно так. Но в любой бизнес нужно вложить деньги, наладить процесс, лицензировать эту свалку и так далее. Коллеги из Росприроднадзора очень пристально за этим наблюдают. Если произойдет задымление, приедет Росприроднадзор и наложит такие штрафы, что никакого бизнеса не захочется. Этот бизнес предусматривает значительные вливания, чтобы получить, как вы говорите, прибыль. 

Порфирьев Е.А.: Росприроднадзор здесь не самое страшное, что может быть. Потому что работать без документов, без лицензии нельзя, и речь здесь идет не об административном, а об уголовном преступлении, есть ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». И суперприбыльным этот бизнес может быть лишь в том случае, если не вкладываться в развитие, а просто под черным флагом принимать отходы, как делают некоторые коллеги в Адыгее, в пос. Энем, у границ Краснодара. Мы уже передали материалы на возбуждение уголовного дела в прокуратуру Республики Адыгея. Мы длительное время наблюдали, и, по нашим данным, около 200 машин-мусоровозов в день приходят из Краснодара, которые за наличку выгружают в отработанный карьер мусор, при этом никаких разрешительных документов на осуществление данного вида деятельности у эксплуатирующего предприятия нет. Есть все основания полагать, что там будет состав уголовного преступления. Сейчас ждем реакции правоохранителей Республики Адыгея. 

«НГК»: Как отразится на физических лицах появление регионального оператора? Изменится ли тариф?

Каталупов Э.Н.: Тариф, возможно, будет незначительно выше. Но дело в том, что раньше у нас был пробел в законодательстве в части обязательства платы за вывоз отходов, то сейчас этот пробел исключен. То есть с момента отбора регионального оператора каждый гражданин РФ обязан заключить с ним договор на сбор и вывоз отходов. Раньше это было в порядке договорных отношений. Захотел – заплатил, не захотел – не заплатил. Не было обязанности. Поэтому теперь процент охвата должен быть выше, а не такой, какой мы сегодня имеем. Это касается как многоквартирных домов, так и частного сектора. 

Павел Кузнецов, председатель Союза отходопереработчиков Краснодарского края: Задача нашего Союза – это не захоронение отходов, а их использование. При этом могут быть достигнуты две основные цели. Первая – это максимальное вовлечение утильных компонентов отходов в хозяйственный оборот для производства товарной продукции или энергии. Вторая, сопряженная с первой, состоит в том, что, повышая долю перерабатываемых отходов, мы тем самым уменьшаем негативное воздействие на окружающую среду при добыче ресурсов и размещении отходов. Свалка или полигон являются мощнейшим загрязнителем на десятилетия. У нас крайне запутанное, несовершенное федеральное законодательство, которое носит, в основном, надзорный и фискальный характер. А вот реальных экономических стимулов для отходопереработчиков практически нет. Несколько лет назад Союз подготовил законопроект «Об экономическом стимулировании отходопереработчиков на территории Краснодарского края». Но Законодательное собрание Краснодарского края не проявило к нему интереса.

Лабашев Илья Игоревич, прокурор отдела по надзору за исполнением природоохранного законодательства прокуратуры Краснодарского края: И аппарат прокуратуры Краcнодарского края, и наши территориальные прокуратуры нацелены на осуществление надзора за соблюдением органами власти тех полномочий, которые возложены на них. Сейчас идет перераспределение этих полномочий, сейчас все сосредоточено на региональной власти. Но при этом региональная власть может определить роль муниципалитетов в этих вопросах. 

«НГК»: Скажите, по мнению ваших коллег, тема отходов остра для Кубани? Многих вы наказали за нарушения?

Лабашев И.И.: Остро стояла не только в этом году, она возникла не сегодня и не вчера. Эти вопросы стоят постоянно. В случаях выявления несанкционированных свалок, направляются исковые заявления о понуждении устранить эти нарушения, ликвидировать, по искам прокуроров были приняты меры по лицензированию свалок. Это постоянная работа. 

«НГК»: Экологическое самосознание жителей Краснодарского края растет. И в редакцию приходят жалобы, связанные с нарушениями природоохранного законодательства на полигонах, на свалках. А к вам от граждан часто поступают такие обращения?

Лабашев И.И.: Да, такие жалобы поступают, мы их рассматриваем. В ходе нашей работы мы даем оценку всем: и хозяйствующим субъектам, и контролирующим органам, и органам власти субъекта. И в то же время у нас налажено тесное взаимодействие с этими органами. Осуществляет свою деятельность и Экологический совет при прокуроре края.

«НГК»: Мы получили исчерпывающие ответы на все вопросы, спасибо! Надеемся, что с третьей попытки Кубани удастся наладить цивилизованный сбор мусора и постепенно разобраться с « накопленным вредом». 

Записала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА