Точный подсчет количества установленных памятников погибшим в ДТП на дорогах края не ведется, но и без статистических данных видно, что их довольно много. Самое большое скопление так называемых кенотафов (надгробный памятник на месте, которое не соде
1051
Точный подсчет количества установленных памятников погибшим в ДТП на дорогах края не ведется, но и без статистических данных видно, что их довольно много. Самое большое скопление так называемых кенотафов (надгробный памятник на месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могилы) в основном на относительно ровных участках дороги, где после горного серпантина водитель позволяет себе расслабиться. Как результат, дорога со временем начинает напоминать путь через кладбище.
В своем праведном стремлении граждане нарушают закон. В министерстве строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края нам пояснили, что на сегодняшний день законодательство не содержит отдельных самостоятельных норм, предусматривающих ответственность за размещение памятников погибшим в дорожно-транспортных происшествиях вдоль автомобильных дорог.
Вместе с этим п.3 ст.25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сказано, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. Установка кенотафов на обочинах дорог влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, согласно п. 2 ст. 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дорожными службами осуществляется постоянный мониторинг и проводится претензионная работа по демонтажу кенотафов с установившими их людьми. Но, учитывая индивидуальный подход, который необходим в этом щекотливом вопросе при общении с убитыми горем родственниками, демонтаж всех кенотафов одновременно не представляется возможным.
В России и ряде других стран (это явление встречается на дорогах Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Греции, Болгарии, Сербии, Польши, Словакии, Литвы) еще в конце 60-х годов появилась традиция устанавливать кенотафы (монументы, надгробия, кресты, венки, элементы автомобиля) в тех местах, где в ДТП погибли люди. Но мнения о них однозначного нет даже среди автолюбителей, имеющих неудовольствие порой каждый день проезжать через нескончаемые места скорби.
В интернете уже много лет идет обсуждение проблемы кенотафов:
Rejz
"Принести цветы к месту трагедии – нормально. А вот устанавливать стационарные кресты, памятники, оградки и прочее – нет".
Crusandr
"Я лично считаю, что память о близких – она либо в сердце у человека, либо ее нет вообще. Ни размер надгробия, ни памятники на обочинах делу не помогут".
Обсуждение щекотливой темы привело к двум самым распространенным мнениям, к которым так или иначе склоны все.
Первое мнение. Оно отлично было высказано одним активным пользователем интернета:
magistr_tk 29.07.2013
"Лично по себе скажу, что эти памятники, напоминающие о случившейся человеческой трагедии, оказывают на меня отрезвляющий эффект, заставляют лишний раз задуматься об осторожной езде, соблюдении скорости. И делают это, черт подери, гораздо убедительнее, нежели знаки или даже камеры".
Второе мнение. Кенотафы скорее раздражают, способствуют появлению мыслей о смерти во время дороги и вследствие падения настроения. Краснодарский край ежегодно посещают на своих автомобилях миллионы граждан в приподнятом настроении, наконец-то дождавшиеся отпуска для поездки на море. И напоминание о краткосрочности человеческой жизни вызывает у них негативное впечатление о дороге и крае в целом.
У защитников кенотафов аргументов мало. Говорят они о месте, где они могут помянуть погибшего. А кладбища на что? Места, специально оборудованные для нужд скорбящих, где ни им, ни покойным никто не помешает, явно подходят для этого лучше, чем пыльная и шумная обочина дороги. К тому же следовало бы задуматься, а хотел ли ныне покинувший этот мир родственник, чтобы на его фотографии ежедневно бросали косые недовольные взгляды тысячи водителей и их пассажиров.
Встречных предложений также звучит в обсуждении немало. Предлагается недалеко от аварийно-опасных участков с накопившимися кенотафами устанавливать часовню, в которой каждый желающий может зажечь свечу. Для таких участков, как Ознобишино (Москва), где попал в аварию автобус и большинство пассажиров погибли, это очень актуально.
Indy1977
"Ну и картина маслом: Ознобишино... обочина... 24 памятничка в ряд. Повыше, пониже, потолще, пожиже. Кто побогаче – мрамор с гранитом, кто победнее – железкой и пластиком обойдутся. Даже после смерти нет равенства, да? А проезжающим на этот пантеон (ке-но-таф!) потом смотреть. Так что, сносить в кратчайшие сроки".
Проскальзывает в разговорах и такое предложение. Вместо кенотафов устанавливать билборы с фотографией случившейся аварии. Но и у этого предложения есть свои минусы.
Установка стандартного рекламного щита (3х6 метров) обойдется от 60 до 75 тысяч рублей. Дешевле иных надгробных плит с мраморными плакальщиками, но все же не по карману основной массе населения. По данным ГИБДД по Краснодарском краю, на Кубани с января по июнь 2015 года произошло 2297 аварий, в которых погибло 357. Представив, что это предложение вступило в силу, это 357 билбордов с фотографией искореженной груды металла. Если бы принцип работал 5 лет, то все дороги края (да и доброй половину страны) превратились бы в нескончаемую галерею.
В поисках "живого" мнения мы попросили озвучить свое мнение двух водителей, остановившихся на участке трассы М4 "Дон". Для чистоты эксперимента выбрали одного мужчину и одну женщину:
Борис Макаров, водитель автобуса:
"Дисциплинирует или раздражает? Да ни то, ни другое. Все под богом ходим. Но памятники я замечаю. Появился новый, значит погиб кто-то. Становится интересно, кто погиб, как погиб, сколько человек. Бывает же там и по четыре человека погибает. Там на памятниках написано. Чтобы раздражать – нет. Но если небольшой крест, а не большой памятник. У меня знакомый был мотоциклист, погиб. Знаю, ему родные поставили. Винить их за это точно не буду. Но когда льют огромные монолиты – я считаю, что это не совсем правильно. А так, чтобы ради памяти достаточно двух вещей: крест и цветы. Это нормальное явление. Усопшим и памяти их на самом деле место на кладбище. Честно сказать, если я, не дай Бог, погибну, поставят ли мне родственники памятник на обочине? Я думаю, нет. По крайней мере, я бы этого не хотел".
Светлана Белая, домохозяйка-водитель
"Если задуматься, то место, где человек лишился жизни, энергетически очень плохое и без надгробных плит. А если еще и акцентировать на нем внимание, памятниками можно наоборот привести к большим трагедиям. Сложно говорить что-то против решений, принятых скорбящими людьми, но если от этого дистанцироваться и посмотреть на ситуацию практически? То это, безусловно, мешает движению на дорогах и создает дополнительную опасность в пути. Конечно, некоторые предлагали против обгонов по обочине, из-за которых часами стоят пробки, ставить "ежи", но вряд ли имелись в виду траурные плиты. Так что я за более активный их снос и усиление надзора".
Итак, между Минстроем и скорбящими кубанцами, как видим, сложные отношения. Однако закон, сколько не обсуждай, а выполнять надо.
Анастасия ПОЛОСИНА