В цирке есть такой номер. Дрессировщик показывает собаке таблички с элементарными примерами из математики и просит посчитать: «Скажи мне, Тузик, сколько будет 2 + 3?» «Гав‑гав‑гав‑гав‑гав!» — послушно отвечает пёс. «А сколько будет, если 8 поделить на
536
В цирке есть такой номер. Дрессировщик показывает собаке таблички с элементарными примерами из математики и просит посчитать: "Скажи мне, Тузик, сколько будет 2 + 3?" "Гав‑гав‑гав‑гав‑гав!" — послушно отвечает пёс. "А сколько будет, если 8 поделить на 4?" — "Гав‑гав!" — доносится уверенный лай. И так до бесконечности. Какой бы пример ни приводил дрессировщик, Тузик всегда решает его правильно. Дети искренне верят в то, что перед ними чудо-собака, которая способна считать, а взрослые знают секрет фокуса: дрессировщик подаёт псу условные сигналы, когда нужно прекратить лаять.
Ч то, получается, Шарик знает математику? Если следовать элементарной логике, то нет, Шарик с математикой не знаком. Но если рассуждать с точки зрения министерства образования, то да, ещё как знаком. Шарик же в итоге выдаёт правильный результат. Какая разница, каким способом он к нему пришёл.
Многие ученики неплохо сдают ЕГЭ, хотя и пишут его с ошибками. Как? Дрессировка. В школах учат своих тузиков видеть условные сигналы и правильно реагировать на них. Все учителя и репетиторы действуют по одному принципу — натаскивание. Правила учатся не для того, чтобы применять их, когда пишешь текст, а для того, чтобы сдать ЕГЭ. Поэтому и получается, как в известной шутке про "Поле чудес": угадал все буквы, но не смог прочесть слова. Заветные баллы получены — а что за этими баллами? Ноль в голове, как у Тузика после циркового номера.
Такая же история с другими предметами. Учёба в школе, особенно в старших классах, превращается в подготовку к ЕГЭ. Знания даются не для жизни, а зазубриваются на один день — день сдачи ЕГЭ. Учителя жалуются, но их не слышат. Выход нашли в некоторых частных школах страны. Там дети ходят в школу вместо положенных одиннадцати лет двенадцать: лишний год тратится на подготовку к ЕГЭ. 11 лет — детей учат, а 1 год — натаскивают.
К сожалению, такая практика никогда не получит массового распространения. Нашей системе (не только образовательной, но и политической) не выгодно убирать ЕГЭ. Почему? Потому что именно ЕГЭ создаёт хороших исполнителей. Помните Тузика из цирка? Он знает условный знак и единственную реакцию на него. Ни сомнений. Ни анализа. Ни вариантов выполнения задания. Только один ответ и только тот, которому научил дрессировщик. Удобно очень. Приходит такой Тузик на избирательный участок, получает бюллетень и ставит галочку в положенном месте (кстати, графу "против всех" убрали почти в одно время с объЕГЭриванием страны).
Система оценок тоже упрощается. Тузик выберет либо чёрное, либо белое. Других вариантов нет, как и в тесте ЕГЭ. Не станет исполнитель думать о том, что есть ещё масса оттенков белого и черного. Дрессировщик сказал, что правильным может быть только один вариант из перечисленных, значит, нечего думать о других. В итоге мы получаем цирковых тузиков. Тузиков, которые не способны увидеть многообразие мира, не могут понять других людей и живут только в двух полюсах "хорошо" — "плохо", "норма" — "не норма", "свой" — "чужой".
Нелепо считать, что до ЕГЭ тузиков не было. Были. Только теперь их штампуют массово.
Юлия ВОЛКОВА