Общество:

Где родился, там и пригодился

20.04.2016

Проект «Агрошкола Кубань» стал победителем краевого конкурса

3370

Проект «Агрошкола Кубань» стал победителем краевого конкурса

«Инновационный поиск»

 

…Собственно, речь шла об уникальных генетических исследованиях растений и животных. Задача – государственной важности: создать популяцию, обладающую ценными для сельского хозяйства признаками. Позабыв о времени, докладчики и эксперты не просто рассуждали о чистоте потомственных линий и жизненной силе гибридов, - они раскладывали весь процесс на профессиональную зону ответственности. Это, мол, работа селекционеров, это – агронома, зоотехника, ветеринара… Увлекательные дебаты длились бы ещё, но звонок позвал на перемену, и солидные модераторы вмиг превратились в семиклашек обычной школы. Здесь с начала учебного года приступили – впервые в России! – к реализации масштабного профориентационного проекта «Агроклассы». В проекте участвуют 13 образовательных учреждений Усть-Лабинского района.

- Проект задуман как связующее звено между школой и дальнейшей деятельностью выпускника, будь то учёба в вузе или работа на предприятии, говорит начальник управления образования Усть-Лабинского района Алла Баженова. Она рассказывает о собственных наблюдениях, - В последние годы на фоне снижения сельского населения и оттока молодёжи в город образовался существенный дисбаланс между желаниями наших абитуриентов и потребностями работодателей. Парадокс: самыми популярными среди ребят остаются профессии экономиста, юриста, а со стороны производственников чувствуется спрос на специалистов традиционных сельскохозяйственных профессий. Причины кроются в стереотипном убеждении, будто сельское хозяйство и поныне – тяжёлый ручной труд, и у аграриев нет перспектив серьёзного роста. Выяснив соображения, по которым выпускники сельских школ и их родители отдают предпочтение другим профессиям, мы перешли к активным действиям. Действия стали возможны при объединении усилий самого крупного сельхозпредприятия района «АгроХолдинга «Кубань» и Фонда поддержки социальных инноваций Олега Дерипаска «Вольное Дело», при поддержке Администрации Усть-Лабинского района.

                                          

Взгляд изнутри

            Новация усть-лабинцев заключается в том, что они взяли за основу  традиционную идею профориентации, объектом которой до сих пор рассматривались в основном старшие школьники, и привнесли в нее свой подход. Цель профориентации неизменно заключается в том, что школьники старших классов должны быть готовы к поступлению — твердо знать профильные предметы, которые придется сдавать на вступительных экзаменах и иметь представление, куда они поступают. Специалисты  управления образования администрации Усть-Лабинского района резонно рассудили, что в старших классах у ребят голова занята одним — как сдать ЕГЭ, и отвлекать их на профориентационные мероприятия не имеет смысла. Работу эту лучше проводить со школьниками среднего, и даже младшего  звена, открытыми всему новому, впитывающими как губка любую информацию, жадными до новых впечатлений.

            К моменту появления агрошколы в районе уже реализовывались несколько проектов под «зонтичным» брендом «Школа нового поколения». В том числе проект «Школа реальных дел», в рамках которого работодатели ставят посильные для детей задачи, а ученики 7–8 классов их решают,  «Робототехника» и «Школа бережливого мышления», в которых участвуют дошколята и школьники. Все они стали тем самым базисом, на который опираются инициаторы проекта «Агрошкола «Кубань».

            — Мы решили, что у нас должны быть не просто профильные классы, а ориентированные на агробизнес, который является в нашем районе основой экономики,— поделилась с корреспондентом «НГК» заместитель начальника управления образования районной администрации Наталья Тимонина.— Во-первых, мы определили, что профориентировать детей необходимо до 8-го класса, потому что по окончании 9-го класса дети уже должны определиться, куда они идут и кем станут. В качестве пробного шара  на осенних каникулах организовали пятидневные профильные смены в лагере дневного пребывания для восьмиклассников. Подобные лагеря мы организовывали для начальных классов в период летних каникул и раньше, так называемые летние оздоровительные площадки с дневным пребыванием.  Для смен осеннего лагеря с говорящими названиями «Семечка» и «Молоко», - а в прошлом году добавился еще и «Колосок», -  разработали специальные программы. Например, в лагере «Молоко» восьмиклассники в течение 5 дней изучали бизнес-технологии в производстве молочных продуктов, выезжали на молочную ферму, посещали магазины, где изучали ассортимент  молочной продукции, состав реализуемых продуктов, сроки годности. Самое сложное в любом деле — подобрать кадры. Но при реализации этого проекта у нас кадровых проблем не возникло, ведь предметом нашего изучения являлся цикл «от фермы — до прилавка», предприятия которого представлены в нашем районе. Агроэкология стала частью преподавания учителя биологии, а агротехника, механика оказались по плечу учителям физики,  технологии. Все, что было связано с бизнес-планами, кредитами, финансами, — этой темой занялся учитель обществоведения.

В агроклассах с сентября 2015 года  начали преподавать основы бережливых технологий. Преподаватели прошли тренинги и обучение в АНО «Японский центр «Кайдзен». Вместе со специалистами Японского центра было разработано методическое пособие для преподавателей средних школ и специальные игры, которые были успешно апробированы в  летнем лагере «Тополек».

            — Наталья Васильевна, все ли преподаватели отнеслись с энтузиазмом к новому проекту с сельскохозяйственной тематикой или  приходилось прибегать к администрированию?

            — По-разному отнеслись педагоги к этому проекту, связанному с селом. Некоторые взялись за проект без особого энтузиазма, но уже после нескольких дней смены и у них появился живой интерес. Был и отсев. Но тех, кто проникся и увлекся проектом, значительно больше.

            А вот среди детей тех, кому изначально не понравился проект, не было ни одного человека вовсе. Еще бы! Ребятам предложили в игровой форме создать собственный бизнес и попробовать себя в качестве предпринимателей. Из участников смены были созданы группы по 7–8 человек, из которых они сами выбрали руководителя предприятия. Под разработанный детьми бизнес-план группа — прообраз компании — брала кредит и тратила виртуальные деньги в соответствии с бизнес-планом. Школьники рассчитывали проценты по кредиту, приобретали стройматериалы и оборудование для производства, платили работникам зарплату и отчисляли налоги. В каждой группе были генеральный и финансовый директор, маркетолог, ветеринар, зоотехник, рабочие и так далее. В течение нескольких игровых циклов необходимо было произвести продукцию, провести рекламную кампанию, продать продукцию и получить прибыль. Кто заработал больше денег — тот и победил. В последний день лагерной смены прошла выставка достижений, компании-победители представили свои успехи.

      

 Оценили, разглядели                                   

            Осенние старты дали мощный толчок. Ребята, поучаствовавшие в проекте, дождаться не могли новой смены, придумывали все новые и новые бизнес-идеи. А потому в летнем лагере проекта «Агрошкола «Кубань» смены увеличились до двух недель. Поразительно, но за такой короткий срок кардинально изменилось отношение к сельскому хозяйству не только у детей, но и у их родителей. Ведь известно, о чем мечтают сельские труженики, — любыми путями отправить свое чадо в город подальше от сельской жизни. 

            Результаты Агрошколы оказались настолько убедительными, а главное – многообещающими, что губернатор Кубани рекомендовал опыт усть-лабинцев к изучению и внедрению в школах края. К слову, совсем недавно методический семинар на эту тему вызвал живейший интерес у педагогов восьми ближайших районов.

            — Мы сначала опасались, будут ли желающие попасть в лагерь с названием «Агросмена»,— призналась  Н. В. Тимонина, - ведь сельское хозяйство и до сих пор у нас в стране не в почете. Но когда дети побывали на полевых станах, увидели современную технику, побывали на молочной механизированной ферме, на калибровочном заводе, на сахарном заводе, в пекарне, увидели все это, лучшей рекламы не могло и быть! После лета с полной уверенностью первого сентября 2015 года мы открыли в школах района агроклассы, в которых сегодня обучаются  400 учеников. В конкурсе, который был организован управлением образования района, за право открыть класс боролись 13 образовательных учреждений района. Каждая школа представила свои проекты агротехнологической направленности в сфере растениеводства и животноводства. На 2016-17 учебный  еще 6 школ заявили о своем намерении участвовать в аграрном проекте. Наша задача — подготовить новые интересные идеи для развития этого проекта и постараться, чтобы интерес к нему школьников района перерос в твердую уверенность в том, что сегодня на селе, не уезжая из дома, можно стать специалистом, востребованным на рынке труда, состояться как личность и счастливо прожить жизнь в гармонии с собой и природой, — вот такие далеко идущие планы решают сегодня педагоги  Усть-Лабинского района совместно с крупным промышленным бизнесом, основатель которого Олег Дерипаска окончил среднюю школу №2 этого района.

             Агрохолдинг «Кубань» помог сделать ремонт в кабинетах под агроклассы в едином стиле. А фонд «Вольное дело» закупил мебель и оборудование для кабинетов.

             Услышав, что в стране проходит апробация учебника «Финансовая грамотность», чиновники районного управления образования сделали запрос в Минфин РФ с предложением присоединиться к пилотному проекту. В числе 5 российских регионов, апробирующих эти учебники, есть сегодня и школы Усть-Лабинского района. В район поступил 501 комплект учебников с 1 по 11 класс. По оценкам педагогов района, материал очень интересный и доступный.

"Проект «Агрошкола Кубани» у нас реализуется с сентября 2015 года. И дети откликнулись, и учителя приняли его хорошо. Мы издали буклет, в котором прописали задачи предпрофильной подготовки 9-классников. В составе дивизиона «Сахар» мы сотрудничаем с сахарным заводом «Кубань», который находится в составе Агрохолдинга «Кубань». Кстати, он находится рядом с нашей школой, многие родители учеников там работают."

Ирина Ивлева, директор СОШ № 3

 

"Мы участвовали в конкурсе проектов на открытие агрокласса. Учителя-предметники выставили свои курсы — «Химия вокруг нас», «Агробизнес и финансы», технологии бережливого производства «Кайдзен» и «Основы предпринимательской деятельности». Начали отрабатывать каждый свой курс. У нас социально-экономический профиль школы, а нам надо было часть детей повернуть на агротехнологический профиль. Сегодня 60 человек у нас занимаются в агроклассах. Убеждаем старшеклассников, что надо поступать в наше сельскохозяйственное училище или в КубГАУ. Дети ездили в этот вуз на экскурсию, где им очень понравилось.  Совместно с Японским центром «Кайдзен» мы продолжаем отрабатывать новые бережливые технологии и создаем новые симуляционные игры."

Ирина Кулова, заместитель директора СОШ № 6.

г. Усть-Лабинск

 

Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА