Интервью с Дмитрием Гусаровым, наставником «Школы героев»
125
Интервью с Дмитрием Гусаровым, наставником «Школы героев»
НГК: Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, о проекте «Школа героев».
Д. Гусаров: Это общественная некоммерческая организация. Она не финансируется государством, хотя мы в последнее время начали подавать заявки на различные гранты, в том числе и от Администрации Президента. Центр нашей организации находится в Нижнем Новгороде, но есть филиалы во многих городах: в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве, Кирове, Сургуте, Сочи, Севастополе, Симферополе, в других городах России. Есть своё отделение в Минске. Уже более десяти лет происходит формирование, мы чувствуем себя новаторами, это живая методика, в основе которой лежат принципы воспитания Макаренко. Мы воспитываем подрастающее поколение, но понимаем, что это невозможно сделать без взаимодействия с родителями. Поэтому внутри нашего движения есть «Школа мам» и «Школа отцов».
Человек становится наставником, если это его зацепило. Он проходит аттестацию, экзамены. В 2022 году я прочитал информацию о движении в одной из соцсетей, изучил все материалы, находящиеся в открытом доступе, в июле прошёл аттестацию на сплаве по реке Керженец в Нижегородской области, а в сентябре уже набрал свой отряд ребят в Краснодаре.
НГК: А что это за маршруты, по которым Вы ходите с детьми?
Д. Гусаров: Маршруты всегда разные. Форма тренировок – походы, но прохождение маршрута – не главное. Можно сказать, что для ребят это воскресная школа, мы собираемся на выходных. Но это не туристический клуб, и не православный, и не патриотический в чистом виде. Это про воспитание. Это реакция на то, что происходит в обществе, попытка что-то изменить, потому что есть системные сбои в воспитании.
НГК: Они сами приходят?
Д. Гусаров: Мы работаем с детьми от трёх с половиной до 15-16 лет, их приводят родители. У детей в этом возрасте редко есть осознание, что это здорово. Родители узнают о нашей организации через таргетированную рекламу, сайт, социальные сети, общение с другими родителями.
НГК: Какой у вас девиз?
Д. Гусаров: Я думаю, это «Мужское наставничество по системе Макаренко». В основе лежит проверенная временем система.
НГК: К вам приводят детей, которые растут без отцов, или тех, у кого отцы не занимаются воспитанием детей?
Д. Гусаров: Сейчас у нас семья «2.0». Если раньше была семья «мама-папа-ребёнок», то сейчас семья — это «мама-ребёнок», и где-то там папа. Он может быть в браке, но не принимать участия в воспитании по каким-то причинам. Отцы очень редко появляются на горизонте, в основном это мамы, которые замечают, что ребёнок выходит из-под контроля, ему ничего не интересно, нет друзей. Ко мне приходят ребята, которые уже попробовали всё: ментальная арифметика, самбо, джиу-джитсу, карате, рисование. У них потребительское отношение к жизни.
НГК: В чем это выражается?
Д. Гусаров: «Вы мне должны», «Родители, мне скучно, сделайте что-нибудь». Наше движение стоит на том, чтобы это изменить.
НГК: Среди них есть трудные дети, с правонарушениями?
Д. Гусаров: Разные дети приходят. Не всегда благополучные. Мы берём всех. Нет такого, что после собеседования отсеиваем.
НГК: Из какого, примерно, социального слоя приводят к вам детей?
Д. Гусаров: Здесь нет явных предпочтений. Наши родители - те, которые пытаются осознанно относиться к воспитанию, ищут новые возможности, задумываются о будущем своих детей.
НГК: То есть, это не дети неблагополучия?
Д. Гусаров: Нет, мы не позиционируем себя как школа коррекции. Нам не особо интересен бэкграунд, который был у ребят.
НГК: Ваше наблюдение о родителях, какие они сейчас?
Д. Гусаров: Родители сейчас тревожные. Мама, оставшаяся одна после развода, с идеей фикс — доказать всему миру, что справится, что вырастит замечательного ребёнка. Она тревожится, всё время, как на экзамене, берёт дополнительную работу, выгорает. Дети растут под напряжением.
НГК: Сколько всего народу вовлечено в школу в Краснодаре?
Д. Гусаров: Взрослых, наверное, человек 50, и примерно столько же детей.
НГК: Где вы собираетесь?
Д. Гусаров: Мы всегда собираемся в одном месте — на «Солнечном острове». Мы уходим в дикую, запущенную часть острова, где есть «джунгли», поля, чащи. Всё, что нужно, чтобы заблудиться, потеряться и найтись. У нас там своя база, свои тропы, свои обсуждения.
НГК: То есть, походы происходят на этой территории?
Д. Гусаров: На этой территории, но в разных её частях.
НГК: Чем вы занимаетесь помимо основной работы? Это стало вашим служением?
Д. Гусаров: Это ближе к служению, к тому, что делает мою жизнь важной и нужной, вкладывает в неё смысл.
НГК: Свои дети у вас есть?
Д. Гусаров: У меня трое: старшему - 21, среднему – 14, младшей дочке — 5 лет.
НГК: Вы упомянули грантовую деятельность.
Д. Гусаров: Да, в прошлом году выиграли грант от «Движения первых» — достаточно крупная сумма. В рамках этого гранта мы проводили четырёхчасовые походы для ребят в уже известных нам локациях парка «Солнечный остров». Приходили и классы, и дети сотрудников разных предприятий и учреждений нашего города. Это был тимбилдинг с элементами наставнической технологии.
НГК: А помимо прогулок, что ещё?
Д. Гусаров: Для старших ребят есть онлайн-занятия. Если для младших мы закладываем качества характера, то со старшими занимаемся мышлением. Курс называется «Мировоззрение». Мы говорим про общество в целом, про отношения человека с обществом, про социальную справедливость, толерантность и инклюзивность.
НГК: Какие вопросы задают ребята?
Д. Гусаров: Ой, разные. Например, если бы Россия была человеком, каким бы она была? Или говорим о болезнях общества: фашизм, нацизм, коррупция, потеря памяти, низкий уровень активности населения.
НГК: Как вы видите дальнейшее развитие проекта?
Д. Гусаров: Дальше мы идём в сторону профориентации, создания учебно-производственных классов, знакомства с профессиями, создания сообществ на студенческом уровне. Основная задача — подготовить ребят к самостоятельной жизни, чтобы они управляли жизнью, а не ломались под обстоятельствами.
НГК: Есть ли возможность увидеть, почувствовать результат?
Д. Гусаров: Результат — в людях. И в детях, и во взрослых. Но это долговременно.
НГК: Как дети ведут себя в многодневных походах?
Д. Гусаров: Неожиданно для родителей они ведут себя хорошо. Это закон среды. Они сами готовят на костре, у каждого есть обязанности. Они приезжают счастливые, родители в шоке. Всё это в лучших традициях Макаренко.
НГК: Ваши ближайшие помощники, кто они?
Д. Гусаров: В Краснодаре несколько наставников и одна вожатая. Один наставник даже приезжает из Таганрога. Проблема в том, что мужчин, которые серьёзно к этому относятся, мало.
НГК: А что вкладывается в понятие «герой»?
Д. Гусаров: Герой — это человек, который живет для других, который может что-то сделать не для себя, а для общества. За счёт героев и развивается наша цивилизация.

