На минувшей неделе, в выходные, в подмосковном Голицыно состоялась встреча представителей медиаотрасли России, на которой были представлены все стороны информационного сообщества страны: власть, медиабизнес, общест
1801
На минувшей неделе, в выходные, в подмосковном Голицыно состоялась встреча представителей медиаотрасли России, на которой были представлены все стороны информационного сообщества страны: власть, медиабизнес, общественные экспертные организации.
Организаторы мероприятия назвали его «мозговым штурмом». Главная задача встречи – подготовить предложения о поддержке региональных и муниципальных СМИ, которые будут направлены в ближайшее время Президенту РФ. Задача эта вытекает из поручения Президента Совету по развитию гражданского общества и правам человека. Председатель СПЧ Михаил Федотов вначале встречи познакомил участников с ретроспективой российских законов о поддержке СМИ, начиная с 90-х годов , охарактеризовал плюсы и минусы каждого из них, вспомнил яркие примеры, как положительные, так и отрицательные, как то, медийные войны холдингов, и констатировал факт, что сегодня на государственном уровне законов, поддерживающих СМИ, нет. Но есть Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», в соответствие с которым в бюджетах закладываются немалые деньги на СМИ. По оценкам экспертов, присутствовавшим на встрече, в прошлом году на СМИ в целом по стране было истрачено властями всех уровней бюджетных денег 150 миллиардов рублей, из них региональным СМИ досталось только 7-8 миллиардов.
Декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы Экономики Анна Качкаева, представитель общественной организации, изучающей российскую коррупцию «Transparency International», Илья Шуманов представили последние исследования о том, сколько денег тратят сегодня региональные власти на так называемую поддержку СМИ, которая по сути является покупкой лояльности прессы. Кроме широко распостраненных способов поддержки ( тендеры, субсидии), было представлено еще около двух десятков различных способов, к которым прибегают губернаторы в погоне за самопиаром, в том числе и криминальных. В ряде регионов в дополнение к существующим подконтрольным СМИ власть активно скупает раскрученные региональные приложения к федеральным СМИ для того, чтобы усилить инструмент своего влияния на граждан, а иногда и банально отмывает через них деньги. Вопрос участниками встречи ставился значительно шире, чем поддержка региональных и муниципальных СМИ, как субъекта малого бизнеса.
Вопрос сохранения журналистики как таковой представляется членам рабочей группы наиважнейшим, ведь никто не берет себе за труд отслеживать эффективность денег, потраченных властью на СМИ. Журналистика в изданиях, которые существуют , в основном, за счет средств бюджета, исчезает, читатель прочитывает эти газеты по диагонали и теряет к ним доверие. Этой проблемой, как пояснил Федотов, всерьез озабочен Президент России. По его словам, неслучайно представители Общероссийского народного фронта внесли в Государственную Думу законопроект «О запрете самопиара губернаторов», который, кстати, нашел поддержку практически у всех парламентских партий. Горячие думские головы предлагают ввести даже уголовную ответственность за нарушение норм будущего закона. Но пока самого закона нет.
Рабочей группе, которая была собрана в Голицыно, предложено было сформулировать альтернативные предложения с учетом опыта работы в отрасли и знания положения на местах. А эксперты в ней были собраны опытные, со всех концов необъятной.
Самый простой и эффективный способ – прекратить разом порочную практику «взаимодействия власти и СМИ» на местах, запретить регионам выделять деньги на поддержку СМИ, участники единодушно отмели. Это означало бы обвал на рынке СМИ и закрытие практически всех изданий, телекомпаний и т.д., учредителями которых сегодня являются органы власти, потому что зарабатывать самостоятельно на жизнь они не умеют, впрочем, и особой нужды в этом у них никогда не было. Несмотря на то, что для частных изданий при таком сценарии открылись бы новые окна возможностей, все участники сошлись на том, что Россия очень неоднородна. Не во всех районах возникнут частные районные и городские СМИ, которые будут обеспечивать право граждан на получение информации, а интернет доступен далеко не каждому россиянину. Из наиболее преемлемых форм прозрачного распределения бюджетных денег на СМИ члены рабочей группы предложили создать сеть региональных фондов, в которых будут аккумулироваться средства из регионального бюджета на поддержку СМИ. Распределять эти средства, по мнению авторов проекта, могли бы специально созданные попечительские Советы путем грантов средствам массовой информации и отдельным журналистам-фрилансерам, независимо от степени их близости к властным структурам. По поводу того, как сделать эти Советы независимыми от власти, самодостаточными и прозрачными, чтобы они не превратились в очередные Общественные палаты, встроенные во власть, было внесено много жизнеспособных предложений. Вот тут как раз и пригодился опыт региональщиков.
Справедливости ради надо заметить, не во всех регионах губернаторы злоупотребляют деньгами налогоплательщиков в погоне за созданием позитивного образа власти. Среди участников группы был заместитель руководителя департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области – начальник отдела по развитию СМИ и массовых коммуникаций Илья Сахаров, который рассказал о том, как тратят деньги на СМИ из областного бюджета и какой имиджевый и даже экономический эффект от этого получает бюджет региона и губернатор. Такой открытости губернатора и его структур нам, кубанским журналистам, да и не только нам, можно только позавидовать. Не поверила бы чиновнику, если бы на встрече не было редактора оппозиционной областной газеты, который дал очень высокую оценку произошедшим в области переменам в связи с приходом в область губернатора Алексея Гордеева.
Заместитель директора департамента Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство» Георгий Белозеров напомнил участникам встречи, что с 1 марта текущего года деньгам, выделяемым на поддержку СМИ из региональных бюджетов, должен быть присвоен классификационный код. То есть эти деньги становятся «мечеными», и теперь, как их не прячь в отчетах, сосчитать, сколько же всего денег в регионе было потрачено на СМИ по итогам года, не составит труда. Разумеется, это не исключит таких скрытых форм , как спонсорская помощь СМИ компаний аффилированных с властью. Но это уже будут деньги не налогоплательщиков. По словам Белозерова, деньги из региональных бюджетов СМИ должны выделяться исключительно на то, чтобы ярко, доходчиво рассказывать гражданам об услугах, которые оказывает власть. По поводу термина «социальные» проекты члены группы условились не дискутировать вообще. Потому что при желании под эту оценочную категорию можно подвести что угодно. Задача перед ними стоит конкретная – разработать унифицированные предложения, которые бы подошли абсолютно всем участника регионального рынка СМИ: печатным и электронным, государственным и частным, независимо от сложившихся в регионе традиций и личности губернатора. В средине марта документ, выработанный рабочей группой в Голицыно, будет представлен в Москве широкой общественности для обсуждения.
Галина ТАШМАТОВА. Краснодар – Москва