Войсковой земельный фонд в Кубанском казачьем войске не сформирован до сих пор
772
фото автора.
Войсковой земельный фонд в Кубанском казачьем войске не сформирован до сих пор
Современная история вопроса казачьих земель довольно занимательна. Еще в 1996 году в Правительстве РФ приняли постановление за № 667 от 08 июня "Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования".
В документе определено, что "целевой земельный фонд (ЦЗФ)должен создаваться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ". Положением предусматривалось, что ЦЗФ может создаваться за счет земель запаса, земель фонда перераспределения. А также земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством.
По мысли авторов документа, из сформированного ЦЗФ земельные участки должны предоставляться казачьим обществам на праве постоянного пользования для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Нераспределенная же часть земель ЦЗФ переходила в казачий войсковой резерв. Дальнейшее использование могло осуществляться по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.
На Кубани же процесс наделения землями начался примерно на год раньше появления закона.Еще в августе 1995 года ЗСК, в котором в тот момент сформировалось мощное казачье лобби, приняло закон "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае". Согласно этому документу, из специально созданного фонда перераспределения земель на наделы могли претендовать, в том числе, и казачьи общества. Войсковой земельный фонд также мог формироваться и за счет земель казаков, вступивших в казачье общество со своим паем.Однако в начале 90-х годов прошлого века законодательство не позволяло передавать земли общественным организациям, то есть казачьим обществам. Землю оформляли либо на атамана, или на кого-либо из казаков.
Это была ошибка, возможно, специально кем-то спланированная. Из-за нее в обществах то и дело возникали конфликты, земля, как правило, оставалась у того, на кого была оформлена. В итоге остальные оставались ни с чем. Либо получалось так, что одни на земле работали, другие приходили делить урожай и прибыль от него.
Землю казаки делили по-разному. Так, в Пашковском казачьем обществе полученные 180 га земли сразу же разделили между казаками, которые затем работали на своих участках и частично обеспечивали свою семью продовольствием. При всех сложностях к 1995 году в пользовании казачьих обществ было 25 тысяч гектаров земли.
В том же 1995 году из краевого бюджета выделили 3 миллиона рублей. Войско, по заявкам казачьих обществ, закупало сельхозтехнику, оборудование для переработки продукции. Однако выделенных средств на всех не хватило – работать на земле было просто нечем. Казачьи общества сдавали свои наделы в аренду либо брали в аренду технику. Арендодатели предоставляли свою технику только после того, как сеяли и убирали урожай. В результате земля иной раз оставалась необработанной. Казаки теряли землю как неэффективные ее пользователи. И уже к 2007 году казачьим обществам принадлежало лишь 17 тысяч гектаров земли, а в 2008 году и вовсе осталось не более 8 тысяч га.
Информации о землях кубанского казачьего войска в открытом доступе нет. Известно, что в 2011 году у казачьих обществ оставалось немногим менее 8 тысяч гектаров земли.
Как сообщили корреспонденту "НГК" в Кубанском казачьем войске, "войсковой земельный фонд в данный момент не сформирован, запрашиваемую информацию о режиме его использования предоставить не представляется возможным".
Также в ответе на письменный запрос, в частности, сказано, что "земли сельхозназначения используются казачьими обществами. Указанные земли казачьи общества получают в индивидуальном порядке, в соответствии с действующим законодательством. Сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности казаками организуются на общих условиях. За финансовой поддержкой казаки обращаются в муниципальные образования и администрацию края, обращения от казаков рассматриваются на общих основаниях".
Причина проста: в крае нет свободных земель сельхозназначения. А фонд перераспределения земель составляет 300 тыс. га, хотя пару лет назад был на сто тысяч больше. В основном, они перешли в пользу тех, кто желает вести малые формы хозяйствования. Благо, на Кубани различных форм поддержки различных фермерских хозяйств хватает. Среди изъявивших желание работать на земле есть и казаки – фермеры-одиночки. Но это, скорее, исключение из правила, а вовсе не возрождение казачьей традиции работы на земле.
Владимир ПРИХОДЬКО