Подписная кампания на первое полугодие 2019 года для многих кубанских СМИ обернулась финансовыми потерями
4384
Подписная кампания на первое полугодие 2019 года для многих кубанских СМИ обернулась финансовыми потерями
Не досчитались денег за подписку не одна и не две газеты в крае – их целый список. Эту информацию подтвердили «НГК» в краевом отделении Союза журналистов России.
Анализируя ситуацию, в которой оказались многие наши коллеги по издательскому цеху, мы задались вопросом: как могло такое произойти и чем это грозит в обозримом будущем печатным СМИ?
Следует начать с того, что сегодня «бумажная пресса» безнадежно проигрывает в конкурентной борьбе за читателя более оперативным сетевым изданиям.
Рекламный портфель всех без исключения СМИ в последние два года резко похудел. Реализация печатных изданий через розничные сети приносит редакциям копейки, поскольку в условиях жесткой конкуренции на рынке они вынуждены демпинговать. Так что деньги от подписки для тех, у кого доля распространяемых таким образом экземпляров издания в общем тираже была значительной, являлись главным источником существования.
Как удержаться пострадавшим на плаву без денег? Кто посмел редакции лишить их кровных подписных денег?
Частично пролили свет на эту проблему в краснодарском краевом Управлении ФГУП «Почта России». Эта структура традиционно на протяжении десятков лет является основным оператором подписки и главным игроком в этом сегменте на рынке периодической печати.
Как пояснили «НГК» в краснодарском офисе, ФГУП «Почта России» осуществляет подписку в крае по четырем подписным каталогам, в которые входят и краевые, и районные, и федеральные периодические издания. Параллельно с «Почтой России» подписку в крае оформляло ООО «Межрегиональное агентство подписки» – МАП. Учреждено оно было как частная организация в еще далеком 2001 году. На него-то, по сути, и были возложены изначально функции оператора. Только МАП всё равно всю свою подписку проводил через ФГУП «Почта России». У краснодарского филиала МАП даже офис устроен в здании Главпочтамта – на Карасунской, 68.
Так вот, в 2018 году, как, впрочем, и в предыдущие годы, часть изданий в крае заключили договоры на подписку с МАП, а часть – с «Почтой России». И, собственно, разницы большой в этом не было, поскольку оба оператора работают на этом рынке как партнеры (поскольку МАП не занимается доставкой, а перекладывает эту функцию на ФГУП). По факту львиную долю забот по подписке печатных СМИ берет на себя именно ФГУП «Почта России». Тогда зачем была создана дополнительная структура в виде МАП, да еще и с учредителями в офшорах? Не секрет, что совладельцами ООО «Межрегиональное агентство подписки» являются две иностранные компании – UPS Holdings Ltd (Республика Кипр) и Otranto Communications Ltd. (Британские Вирджинские острова). На эту странную ситуацию еще в 2015 году обратили внимание активисты ОНФ, к которым обратилось с жалобами журналистское сообщество.
Тогда довольно жестко в отношении «Почты России» и МАП высказалась председатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева:
«Фактически компания с офшорными учредителями участвует в распределении субсидий государства, зарабатывает на этом деньги, которые, вполне возможно, в дальнейшем выводятся из России. И эта, по факту – иностранная, компания только и делает, что возбуждает волну недовольства среди журналистского сообщества. По сообщениям представителей СМИ, МАП нередко производит возврат прибыли от подписки с задержками, которые могут составлять от двух недель до месяца и больше», – заявила Тимофеева в своем выступлении на медиа-форуме ОНФ летом 2015 года.
Но, как оказалось, за четыре года проблема так и не ушла. Вот уже и 19-й год стартовал для многих СМИ без денег, не полученных от МАП за организацию подписки.
Вместе с тем, например, кубанский издатель Александра Теребунова, представляющая Юг России в экспертном Совете при Минкомсвязи РФ, согласилась с тем, что проблема такая существует, но назвала ее «нефатальной»:
– На вчерашнем заседании экспертного Совета вопрос подписки не стоял в повестке дня, поэтому конкретно что-то прокомментировать не могу. Однако соглашусь с тем, что и в Краснодарском крае, и в других регионах проблема с невыплатой денег за подписку существует, но я не считаю эту ситуацию прямо такой фатальной.
Я периодически общаюсь с коллегами в крае – там есть задержки по выплате: кому-то задолжали миллион, кому-то – 200-300 тысяч (нашему издательству, кстати, тоже задерживают), но руководители МАП обещают, что все свои обязательства по подписке к маю агентство выполнит, – отметила Александра Теребунова.
По ее словам, среди тех изданий, кто до сих пор недополучил деньги за подписку, встречаются и региональные, и федеральные СМИ.
– Сложность ситуации состоит еще в том, что даже в крае не все редакции доверили подписную кампанию МАПу – часть изданий сотрудничают с «Почтой России». Не со всеми еще операторы подписки рассчитались полностью, но продолжают выплачивать. Нам вот даже график выплат прислали. Я не знаю, в чем причины возникшей ситуации, но такое произошло впервые, – подчеркнула Теребунова.
Возможно, кубанские издатели действительно впервые оказались в такой ситуации, да вот только длится она уже не первый год, если о ней заговорили даже на медиа-форуме. Заговорить-то заговорили, но если за четыре года проблему решить не удалось, то решится ли она до конца мая – тот еще вопрос.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ