Общество:

Комиссары или коммерсанты?

25.05.2015

Ежедневно только в Краснодаре случается свыше 100 крупных и мелких ДТП. Что думают участники происшествий о работе аварийных комиссаров?

1352

Ежедневно только в Краснодаре случается свыше 100 крупных и мелких ДТП. Что думают участники происшествий о работе аварийных комиссаров?

"Аварийный комиссар – юридическое или физическое лицо, действующие независимо, либо от имени страховой компании, защищающей свои интересы в случае ДТП. Аварийные комиссары действуют в соответствии с инструкцией, которая включает в себя осмотр застрахованного имущества, установление характера ущерба, его причины и размер".

Приведенная выше цитата из портала voditelauto.ru, на мой взгляд, наиболее коротко и ясно формулирует характер и принцип деятельности представителей пока еще новой для российской действительности профессии – аварийный комиссар.

Уровень культуры поведения многих участников дорожного движения пока, к сожалению, оставляет желать лучшего, но у нас на юге это не в такой степени проявляется, как, например, в российских мегаполисах. В Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, реже – в Петербурге даже самый незначительный конфликт на дороге может запросто перерасти в откровенную агрессию, и разбирательства на месте аварии могут закончиться дракой, причинением вреда личному имуществу. Поэтому все чаще автовладельцы предпочитают вызывать аварийных комиссаров, как для общения с участниками ДТП, так и с сотрудниками ГИБДД. Эти ребята в большинстве случаев оказываются способными предотвратить назревающий конфликт на месте происшествия между участниками ДТП, поскольку они, как правило, оказываются на месте аварии гораздо быстрее, чем наряд ДПС. Вместе с тем, главная их задача заключается совсем в другом.

Институт аварийных комиссаров в России является чем-то новым в области страхования, поэтому его правовой статус до сих пор непонятен, а нормативных актов, регулирующих деятельность такого рода представителей страховых компаний, не существует.

Понятие "аварийные комиссары" упоминается в российском законодательстве, но только в Налоговом кодексе (ст. 293, 294 НК РФ) и в общероссийском классификаторе профессий. Таким образом, любая деятельность аварийных комиссаров как не отрицается законом, так и четко не сформулирована. Тем не менее, они работают, они существуют в каждом субъекте РФ уже больше 10 лет, и до сих пор Государственная Дума не удосужилась легитимизировать эту службу – разработать и утвердить закон о службе аварийных комиссаров. Наверное, поэтому в некоторых регионах не стали дожидаться, когда, наконец, государственные "тугодумцы" разродятся этим законом. В конце 2005 года Законодательное собрание Петербурга приняло закон о службе аварийных комиссаров", он уже работает там десятый год. Аналогичные нормативно-правовые акты появились и в других регионах. В нашем крае деятельность аваркомов пока не регламентирована, и трудно сказать, сколько их всего в крае, поскольку ни страхкомпании, ни другие независимые юрлица, предоставляющие услуги аварийных комиссаров, не раскрывают данные о численности своих сотрудников.

– На федеральном уровне правовой статус аваркомов определяется п.9 ст.294 части второй Гражданского кодекса РФ, – разъясняет корреспонденту "НГК" известный краснодарский адвокат-"дорожник" Владимир АРБУЗОВ, – где четко оговорен перечень услуг, которые могут оказывать специалисты, каковых привлекают с целью установить и документально зафиксировать факт наступления страхового случая, оценить сумму нанесенного ущерба, определить размер страховой выплаты и урегулировать её надлежащим образом. Задача аваркома, как вы понимаете, оперативно прибыть на место ДТП, помочь страхователю реализовать свои права, оказать ему помощь психологического и консультативного плана. Что это значит? Аварийный комиссар составит схему ДТП, заполнит европротокол, за что берет с участника ДТП 500 рублей. Это в Краснодаре. В других городах услуги аваркома намного дороже.

Но сегодня ситуация уже сложилась таким образом, что на месте ДТП при отсутствии пострадавших и при незначительном материальном ущербе водители и сами могут составить схему ДТП, заполнить европротокол. Так что, по сути, в службе аваркомов больше заинтересованы страховые компании и ГИБДД, чем водители, – считает юрист.

Вместе с тем, источник в краевом ГИБДД, попросивший не упоминать его имени, заявил корреспонденту "НГК", что госавтоинспекция никакого отношения к службе аварийных комиссаров не имеет, но он совсем не исключает возможности, что среди аваркомов, работающих в Краснодаре, могут быть бывшие сотрудники ГИБДД.

– Но там есть и много таких, кто, мягко говоря, слабо подготовлен для такой работы. Достаточно заметить, что не всегда они правильно оформляют документы на месте ДТП, – отметил источник.

В достаточно крупных, зарекомендовавших себя компаниях аварийные комиссары являются штатными сотрудниками. Остальным же невыгодно содержать таких специалистов, поэтому чаще всего небольшие страховые компании обращаются к независимым представителям.

Между тем, в среде самих водителей отношение к институту аварийных комиссаров далеко не однозначно.

Виктория РОМАНЕНКО, преподаватель (Краснодар):

– Самый большой плюс в том, что аварийного комиссара не надо ждать так долго, как сотрудников ДПС. Они даже с учетом краснодарских пробок приезжают к месту ДТП минут за 30-40. Когда ты не можешь сам с места ДТП оформить документы для страховой, аварком за умеренную плату эту проблему решит. Что делать? Это ведь бизнес.

Но смущает и даже возмущает другой факт: то ли гаишники, то ли аварийные комиссары, точно не могу сказать, но кто-то из них "сливает" базу данных. Стоит человеку только раз попасть в ДТП, как потом начинаются звонки на мобильный: то из автосервиса предлагают услуги по ремонту авто, то перекупщики звонят с предложением выкупить машину, пострадавшую в аварии.

Константин БАРМОТИН, горный инженер (Краснодар):

– Я ничего плохого в том, что существует такая служба, не вижу. На самом деле, очень удобная вещь. Я за рулем уже больше 8 лет, и не так давно сам попал в небольшое ДТП, а машина у меня относительно новая, еще на гарантии была, поэтому мне важно было, чтобы были правильно и объективно оформлены документы, чтобы не было проблем в оформлении страхового случая. Аварийный комиссар прибыл на место ДТП минут через 20. За это заплатить 500 рублей – сумма небольшая.

По моему мнению, аваркомы – это такие санитары автодорог. Сколько машин, поцеловавшихся бамперами, стоят в ожидании ДПС на проезжей части и создают пробки? А комиссары быстро приезжают и быстро разруливают ситуацию.

Владислав ЩУКИН, директор строительной компании (Славянск-на-Кубани):

– Отвечу однозначно: аварийные комиссары – это новое звено в сложной коррупционной цепочке. Во-первых, законодательно до сих пор их деятельность нигде и никем не прописана.

А, во-вторых, на своем горьком опыте, когда я за последние пять лет трижды побывал в ДТП, причем, все три раза не по своей вине, я ни в одном из этих аварийных случаев не увидел никакой пользы от этих комиссаров. То, что говорят, будто они быстрее ДПС приезжают, полная ерунда! Часа три-четыре их ждать пришлось. А потом все равно они отсылают тебя на какой-то там пост писать объяснение, заполнять протокол и пр. Смысл в этих комиссарах тогда? Тем более что они ведь не за 500 рублей этим делом занимаются. Комиссар, насколько мне известно, берет от 10 до 30% за свои услуги от общей суммы страховой премии.

Мой совет всем водителям – не нарушать и этим самым не допускать аварийных ситуаций. А если уж не по вашей вине совершено ДТП, постарайтесь без сотрудников ДПС и аваркомов разобраться на месте, чтобы не терять время.

Из письма в редакцию "НГК" читательницы Елены К. (орфография и стиль сохранены):

"… В прошлом году при парковке зацепила бампером столбик. Машина на Каско и соответственно нужно было сей факт как то зарегистрировать, чтобы предъявить в страховую. Дело было в 15-30 на Лузана. В 16-00 приехал аварийный комиссар. Составил схему, получил деньги и направил меня в район Славянского кладбища на пост все оформлять. Когда я туда приехала и объяснила что к чему- товарищи ДПСники смеялись видимо как никогда! Схема составлена неверно, пост не тот (надо было на Тургеневский мост ехать). Отправили меня обратно, сказали вызвать официальных ДПС-ников и посоветовали молчать о произошедшем. Короче дело решилось только в 4-30 утра. Приехавшие ДПС-ники тоже смеялись до коликов. Сказали, что служба аварийных комиссаров сплошной развод зачастую…"

Я не в.ru: мнения участников кубанского форума "За рулем" о службе аварийных комиссаров (стилистика и орфография комментариев сохранена).

catSofy

3 - Вчера - 14:43

Совершенно бесполезны, если участники ДТП между собой определили (и никто не возражает) виновника ДТП. Нарисовать схему может всякий водитель. Больше толку от них никакого

Звездатый

4 - Вчера - 14:43

при мелких ДТП с особо упертыми участниками 500р за вызов не жалко, чтобы не ждать по 4 часа инспектора.

Igorsp

6 - Вчера - 14:54

Полезная служба превратилась в новый способ разводить на дорогах. Но эта вершина айсберга! Подводная часть … при разборках, где в открытую вымогают деньги за оформление доков, сливают инфу всем заитересованым и делают из потерпевшего дойную корову...

Trulolo

11 - Вчера - 20:27

Очень полезная служба. :) аленей которые которые из за царапины создают пробки, надо наказывать на деньги...

Троянский

16 - Сегодня - 11:36

Рассказываю, звонок в ГИБДД о произошедшем ДТП, ответ ожидаете, вызов приняли, ждем, через 20 минут нарисовались 2 тела, представились автоюристами с предложением выкупить страховой случай, сами все оформляем, рисуем схемы, представляем Ваши интересы на разборке "полетов". К слову сказать ГИБДД так и не приехало, перезвонили, предложили нарисовать схему ДТП самим и явиться на Тургеневский мост.

officer_mayor

17 - Сегодня - 11:39

А мне сразу после звонка в гаи о ДТП перезвонили два эвакуаторщика, видать гайцы за бабло сразу же им сливают инфу.

Как видите, высказывания автовладельцев оказались весьма противоречивыми, а это говорит о том, что пока, увы, служба аварийных комиссаров далеко не всем понятна. Сторонников присутствия на рынке услуг аваркомов, по всей видимости, примерно столько, сколько и противников, и этот "паритет" может быть нарушен только с появлением нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность этих "санитаров автомобильных дорог".

Сергей ЛАДОЖСКИЙ