Общество:

Кубанские ученые о войне и мире на Кавказе

30.11.2014

Испокон веков Кавказ – край ста языков и народов – считался одним из самых беспокойных регионов, чреватым множеством этнических, религиозных, каких угодно конфликтов. В нынешнем году этот факт приобретает особую значимость – не только в контексте бес

752

Испокон веков Кавказ – край ста языков и народов – считался одним из самых беспокойных регионов, чреватым множеством этнических, религиозных, каких угодно конфликтов. В нынешнем году этот факт приобретает особую значимость – не только в контексте беспокойной международной обстановки, но и в связи с двумя круглыми датами: 100-летием начала Первой мировой войны и 150-летием окончания Кавказской войны. К этим годовщинам была приурочена и состоявшаяся в минувшую пятницу в здании Кубанского казачьего хора II Всероссийская научно-практическая конференция "Антропология конфликта и мира в культуре народов Юга России, Кавказа"

На конференции собрались ученые-историки, этнографы, филологи как из Краснодарского края, так и из соседних регионов: Ростовской области, Адыгеи.
Открыл заседание заведующий Научно-исследовательским центром традиционной казачьей культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" Николай Бондарь.
– Исторический возраст конфликта, по сути, равен возрасту человечества, – сказал историк, – по сути, история каждого народа, а тем более государства, как впрочем, и отдельно взятого человека, это, среди прочего, и череда разнообразных по масштабам, формам и последствиям конфликтов. Их полюсами являются, с одной стороны, индивидуальные (в том числе и внутренние), а с другой, межцивилизационные конфликты. По мере продвижения человечества к современности разнообразие форм, частоты, масштабы разного рода конфликтов только увеличивались: конфликты экономические, торговые, финансовые, политические, этнорелигиозные и ряд других. В большинстве своем, эти конфликты, как войны, так и всевозможные "цветные революции" и прочие перевороты, провоцируемы и управляемы, используясь, как инструмент в достижении вполне прагматических целей, а не как способ разрешения социальных противоречий. Напротив, способом достижения этих целей может быть дальнейшее усугубление конфликта.
Николай Бондарь отметил, что любая традиционная культура содержит в себе богатый лексикон, связанный с этим явлением, включая, как и древние по происхождению, так и новые понятие. Только в русском языке существует множество синонимов понятию конфликта: ссора, несогласие, раздор, размолвка, схватка, перепалка, война, междоусобица и многие другие. То же самое наблюдается и в языках всех народов юга России. Конфликт, по его мнению, выступая всегда как явление деструктивное, ломающее прежние порядки, в то же время закладывает основы и для создания принципиально новых общественных отношений.
– Основной акцент данной конференции сделан на войне, как на особой форме конфликта, – подчеркнул Николай Иванович, – что связано с уже упоминавшимися годовщинами. Война постоянно находится в поле зрения исследователей, хотя для отечественной историографии, Первая мировая война это, скорей, "забытая война". Хотя и здесь мы наблюдаем в последнее время всплеск конференций, публикаций, мемоартных акций, связанных с этим событием, "перевернувшим мир". Историография Кавказской войны, наоборот, крайне обширна. Однако подавляющее большинство работ в методологическом отношении однородно: это или сугубо исторические, или историко-политические (в последнее время чаще всего) сочинения. Но в то же время есть и другие планы исследования, позволяющие взглянуть на само явление войны более объемно и объективно. Не стоит забывать народную мудрость, гласящую, что любая война должна заканчиваться миром. Или, как говорят адыги, "мир дороже золотой горы".
Вслед за Николаем Бондарем доклад прочла заведующая музеем Южного научного центра РАН Татьяна Власкина, посвятив свое выступление так называемому "гендерному подходу" в контексте истории Первой мировой войны, выделив следующие направления исследования: "Женщина и война", "Мужчина и война", "Общество и война". Данные направления, в свою очередь, разбиваются на еще ряд подпунктов, каждый из которых требует своего изучения. На многочисленных примерах было показано, как меняется психика мужчина и женщины в ходе разных ситуаций на войне и как это отражается на отношении общества к конкретному индивидууму. В частности, это было показано на примере такого, весьма военизированного общества, как донское казачество.
– Казачье общество в годы Первой мировой войны оказалось поставлено перед теми же проблемами, что и население европейских стран, – считает Татьяна Власкина, – переживая те же вызовы и ломку прежних политических институтов и социальных отношений.
Профессор Кубанского государственного университета, доктор исторических наук Олег Матвеев зачитал доклад "Встречи миров: переговоры русского командования с горцами во времена Кавказской войны".
– У Кавказской войны существует обширная историографическая традиция, – подчеркнул он, – как отечественная, так и западная. Однако в целом она сводится к двум подходам, рассматривая Кавказскую войну либо как "завоевательную" со стороны Российской империи, либо как "оборонительную", стремящуюся оградить империю от горских набегов. На сегодняшний день можно констатировать некий "историографический тупик", поскольку обе стороны накапливают аргументы, без всякой попытки к поиску соприкосновения. Антропологический подход к переговорам между горцами и царскими генералами в ходе присоединения Северо-Западного Кавказа позволяет говорить о заданном моделировании образов каждой из сторон, исходя из собственных представлений, интересов и потребностей. Стремление сохранить традиционный закрытый воинский уклад жизни от внешнего воздействия, наталкивалось на логику огромного государства, с иными законами и порядками. Тем не менее, через создаваемые культурно-исторические стереотипы происходил процесс и накапливался опыт взаимопонимания, а переговоры выливались в яркую и значимую контактную зону двух миров.
С докладами выступили и иные сотрудники центра, равно как и приглашенные ученые. Так, кандидат исторических наук Игорь Васильев прочитал доклад "Кубанское украинофильство на фоне этногеографических показателей: вехи истории". С докладами выступили научные сотрудники Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, супруги Асфар и Марьет Куёк: первый зачитал эмоциональное полемическое эссе "Не поджигайте саклю черкеса", в то время как Марьет Гиссовна продемонстрировала слайды на тему "Русско-кавказская война в произведениях изобразительного искусства".
Кроме этого, было зачитано еще множество докладов. Ряд ученых, по тем или иным причинам не сумевших приехать в Краснодар, прислали тексты докладов, которые войдут в сборник научных статей по итогам конференции.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ