Кубанское министерство образования и науки на днях опубликовало региональный перечень из 30 книг по истории, культуре и литературе, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению
814
Кубанское министерство образования и науки на днях опубликовало региональный перечень из 30 книг по истории, культуре и литературе, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению
Работа эта началась, напомним, после того, как президент В. Путин поручил профильным ведомствам сформировать подобный список.
Из пяти тысяч книг посредством голосования и обсуждений на площадке, выигравшей конкурс организации СПбГУ, выбрали сотню. Перечень был опубликован в печати в начале года, вызвал бурные обсуждения в Сети. Писали, что нет в нем Высоцкого, Окуджавы и много кого ещё. Чиновники вынуждены были оправдываться, говорили, что перечень книг может быть расширен.
В общем, его "спустили" в регионы с предложением дополнить его региональным компонентом. Список из 35 книг кубанских авторов формировался в профильном министерстве. Итог работы был закреплен решением коллегии от 5 апреля 2013 года
№ 2/5, в котором в качестве приложения приводится и региональный "перечень из 30 книг по истории, культуре, литературе, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению". Он опубликован на сайте краевого министерства образования.
Как говорится в сопроводительной записке, "данный список носит рекомендательный характер, это вовсе не означает, что все книги из него школьник должен прочитать к определенному времени. Задача учителя – организовать совместную работу с учащимися и родителями во внеурочное время (на кружках, в литературном клубе т. д.) с целью приобщения школьников и родителей к миру истории, культуры и литературы, сохранения и развития лучших традиций словесной культуры, воспитанию патриотизма у подрастающего поколения".
30 избранных текстов Кубани формировали посредством читательского голосования в библиотеках. Например, оно было организовано в Краснодарской краевой детской библиотеке им. братьев Игнатовых.
– На нашем сайте и в отделах обслуживания читатели выражали свое мнение, выбирая из 35 фамилий. Всего в опросе приняли участие более 1000 читателей: специалисты библиотеки, родители и, разумеется, дети. Самыми активными участниками стали жители Новороссийска, Краснодара, Темрюкского, Каневского, Туапсинского, Каневского и Белоглинского районов. Больше всего голосов (100%) набирали произведения признанных мэтров: Юрия Кузнецова, Виталия Бакалдина, Виктора Лихоносова, Ивана Варравы, Николая Зиновьева, – рассказала корреспонденту "НГК" директор краснодарской краевой детской библиотеки им. братьев Игнатовых Татьяна Хачатурова.
Насколько этот список оправдал ожидания и соответствует ли он заявленным целям, мы поинтересовались у известного кубанского автора Петра Ткаченко, произведения которого почему-то не попали в расширенный список.
– Если есть в перечне Виталий Бардадым и Федор Щербина, то почему нет даже в расширенном списке Ивана Попко с его фундаментальной работой "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту"? Также, думаю, в числе рекомендуемых авторов обязательно должно быть имя Виктора Жорника, Алексея Неберекутина, Валерия Горского. И вообще, зачем было ограничивать список именно этой цифрой, не совсем понятно. Ну и оставили бы 35, – говорит Петр Иванович.
К слову, в некоторых регионах федеральный список рекомендуемой литературы дополнили своей сотней.
Как только из краевых, областных, республиканских министерств в школы приходит какой-либо список, он воспринимается как директива.
Не будут ли учителя сверх школьной программы требовать его обязательного прочтения?
– Литературу сегодня преподавать очень сложно, а проводить урок кубановедения еще сложнее. Нынешнему поколения все сложнее воспринимать те жизненные ценности, в которых мы воспитывались, и любить ту литературу, которая нравилась нам. Разумеется, есть произведения на века, например, гоголевская "Шинель". По реакции детей я вижу, как они воспринимают эту повесть и проекцируют ее на современность. Буквально вчера я провела читательскую конференцию, на которую пригласила кубанского писателя Василия Вялого. Он представил рассказ "Рикошет", в основе сюжета которого лежат две истории. Первая – об отце, воевавшем в годы Великой Отечественной, вторая – о сыне, который работал "снайпером в Нагорном Карабахе за азербайджанскую сторону". Две системы ценностей, два разных подхода к жизни. Мои ученики слушали рассказ, в буквальном смысле, с открытыми ртами.
Сегодня родители жалуются, что дети не читают и нет никакой возможности их заставить. Но дело же в самих родителях. Вот на днях были с мужем в гостях у одних очень богатых и успешных людей. Бросилось в глаза, что в доме, напичканном самой разнообразной техникой, нет ни одной книги.
Сейчас чтение, я сужу по себе, превратилось в процесс поиска удивительного, потому что разобраться в том потоке информации, в котором мы ежедневно пребываем, невероятно тяжело. Также, думаю, и дети. Что касается списков, то есть обязательный, а есть рекомендательный. И в них нет ничего ни плохого, ни хорошего. Скорее, они служат путеводителем для родителей и детей. Некоторым попробуй не дай этот список, будут возмущаться. Нынешнее поколение такие вещи отслеживает, – говорит учитель русского языка и литературы Елена Соловьева.
Владимир ПРИХОДЬКО