Интервью с ректором Кубанского государственного университета Михаилом Астаповым
5267
Интервью с ректором Кубанского государственного университета Михаилом Астаповым
С момента существования Кубанского госуниверситета в нем обучались студенты из 123 стран. Сегодня в вузе обучаются граждане 55 стран мира, представлены все континенты. В частности, в кубанском вузе образование получают граждане США, Австралии, Перу, Южной Кореи и Китая. Есть преподаватели из Японии.
- Михаил Борисович, как реагирует высшая школа и, в частности, Ваш вуз на вызовы экономики, политики, социальной сферы страны? Какие специальности перестали быть актуальными, появились ли новые?
М.Б. Астапов: В этом году изменений в перечне направлений подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностей не было. Он остается таким же, как и в предшествующие годы. Здесь прежде всего следует говорить не о нововведениях, а о создании необходимых условий для реализации уже имеющегося. Это достаточно трудоемкий и затратный процесс. Конечно, у нас происходили изменения: мы добавляли одно-два направления или отказывались от тех, которые дублировались в других вузах. В частности, на факультете химии и высоких технологий прекратили заниматься «общепитом», считая, что это вотчина другого кубанского университета. Однако ввели «теологию», «техносферную безопасность», «управление качеством», расширили перечень профилей по педагогическим направлениям.
- Какие специальности были самыми востребованными у абитуриентов в прошлом году?
М.Б. Астапов: Кубанский госуниверситет отличается устойчиво высоким спросом у абитуриентов, поэтому направлений подготовки, где бы не было конкурса, у нас просто нет. Конечно, на различные направления этот конкурс разный. Если говорить о лидерах, то на первых позициях традиционно экономические и юридические специальности. Стоит отметить, что происходит сокращение конкурса на эти факультеты, но процесс пока не ярко выражен, и на одно место подают более 20 заявлений. Так, в прошлом году конкурс на «экономику» у нас составил 34 заявления на место, на «экономическую безопасность» – 28 заявлений, на «юриспруденцию» – без малого было 25 заявлений. Вместе с этим есть направления, которые не уступают им по конкурсу. На «управление персоналом» и «государственное муниципальное управление» на факультете управления и психологии конкурс был порядка 22 заявлений на одно место, что, вне всякого сомнения, тоже достаточно много. Отрадно, что в прошлом году к лидерам подобрались и другие факультеты. Я бы отметил факультет романо-германской филологии, где конкурс на «лингвистику» составил более 21 заявления на место. Хотя в недавнем прошлом подобную ситуацию даже представить было сложно. На факультет истории, социологии и международных отношений на направление «зарубежное регионоведение» было подано 19 заявлений на место, на «рекламу и связи с общественностью» на факультете журналистики абитуриенты написали 16 заявлений на место. В этом перечне хотелось бы отдельно выделить еще два направления – «электроника» и «наноэлектроника» на физтехе – 16 заявлений на место. Там же есть направление «инфокоммуникационные технологии и системы связи» – 15,5 заявлений на место. Это новые тенденции. У меня нет эйфории по поводу того, что инженерное образование в ближайшие годы по конкурсу может добраться до уровня экономистов, юристов или управленцев. Однако тенденция роста есть, что не может не радовать. Причем, это касается не только конкретных направлений. Я бы даже сказал о некоем усреднении выбора. То есть аномально высоких или аномально низких показателей по тому или иному направлению подготовки нет.
Существует еще один момент. В последнее время органы управления образованием изменили тактику в отношении целевого приема в связи с необходимостью решить проблемы подготовки кадров. На оставшиеся места, если не учитывать целевой прием, конкурс становится очень высоким. Например, на педагогическое образование с двумя профилями подготовки – начальное образование и дошкольное – на места, которые были в рамках общей квоты, конкурс достигал 36 заявлений на одно место. Или другой пример: на педагогическое образование с двумя профилями – обществоведение и дополнительное образование – 23 заявления на место. Важен и тот факт, что на места по целевому приему у нас тоже есть конкурс. Общеобразовательные школы, детские сады, организации дополнительного образования направляют нам свои заявки, мы выделяем для них целевые места, и студенты, обучающиеся по целевому направлению, после окончания вуза должны вернуться в школу, в район, и, что называется, отработать.
- На целевые места в Ваш вуз направляют только организации Краснодарского края?
М.Б. Астапов: Скажу так: прежде всего мы удовлетворяем заявки из края. Запрета для других регионов нет, но мы не в состоянии выделить целевые места этим абитуриентам. Практика зачисления выпускников школ из других субъектов ЮФО и СКФО по целевому приему на некоторые направления подготовки у нас есть, но приоритет – Краснодарский край.
- Изменилась ли в этому году процедура приема документов и проведения вступительных экзаменов?
М.Б. Астапов: Нет. И в данном случае этот фактор, скорее положительный, чем отрицательный. Хотя бы только потому, что правила, установленные в прошлом году, достаточно понятны. По-прежнему абитуриент имеет право выбора не более 5 вузов, а в одном вузе – не более трех направлений подготовки. Кроме результатов ЕГЭ сохранилась практика учета индивидуальных достижений школьников. Кстати, сама система учета достижений в каждом университете утверждается самостоятельно. Например, в КубГУ в этом году за золотую медаль или документ о среднем профессиональном образовании с отличием начисляют не 5 баллов, как в прошлом году, а 7. Таким образом мы стимулируем приток отличников. Насколько это сработает, посмотрим по итогам приемной кампании. Кроме того, мы заинтересованы в поступлении к нам победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников, в том числе краевых этапов. Кстати, победители поступают на профильные направления подготовки без конкурса. Такие случаи бывают каждый год, но, к сожалению, их не так много. Например, в 2015 году призер всероссийской олимпиады по математике Анатолий Шатохин был зачислен на «экономику», а в 2016 году Алексей Смирнов, став призером всероссийской олимпиады по истории, поступил на направление подготовки «история». Ребята, которые являются победителями и призерами, получают стипендию, установленную на уровне Российской Федерации, в размере 20 тыс. рублей в месяц, в случае успешного обучения, конечно. В дополнение к этому они получают еще академическую стипендию, то есть их финансовое положение достаточно устойчивое.
Если говорить об учете индивидуальных достижений, то максимальное количество баллов, которое может быть добавлено – не более 10. Если в результате подсчета суммируется, к примеру, 7 баллов за золотую медаль, 3 балла за золотой значок ГТО, олимпиада и так далее, получается 15 баллов, то все равно будет 10 баллов.
Сочинения по русскому языку – отдельный вопрос. Чтобы учитывать результаты сочинений, необходимо организовать проверку этих работ. Ежегодно у нас более 12 тысяч абитуриентов! Проверить такой объем работ в короткие сроки просто невозможно. Поэтому у нас сочинение является профильным только при поступлении на направление подготовки «журналистика», но это не школьное сочинение, а то, которое абитуриенты пишут в ходе дополнительных испытаний в КубГУ. Кстати, в университете всего три факультета, где кроме результатов ЕГЭ есть дополнительные творческие экзамены – журфак, факультет архитектуры и дизайна и художественно-графический факультет.
У нас в этом году выясняли мнение, мое в том числе, есть ли смысл вводить дополнительные испытания на все факультеты. В России есть некоторые вузы, которые получили такое право. С моей точки зрения, делать этого не стоит, поскольку это вносит некий субъективизм в оценку и несколько влияет на общую картину не с лучшей стороны. Мне кажется, что при всей критике, которая существует в адрес ЕГЭ, мы должны играть по единым правилам, учитывая результаты единого госэкзамена и индивидуальные достижения обучающегося, этого будет вполне достаточно.
- Читателям интересно узнать, кем устанавливаются проходные баллы и какими они будут в этом году?
М.Б. Астапов: Проходные баллы вообще никем не устанавливаются. Они определяются в результате конкурса – количества поступающих и количества набранных ими баллов. Что такое проходной балл? Когда все экзамены сданы и учтены все индивидуальные достижения, составляется рейтинг по количеству баллов. Например, у нас на какое-то направление подготовки 15 мест и первые 15 человек в ранжированном списке подлежат зачислению. Балл последнего поступившего и есть проходной балл.
Сейчас мы можем говорить лишь о примерном уровне проходного балла. К примеру, на юриспруденцию, в порядке прогноза, проходной балл будет, с моей точки зрения, не менее 250 из 300 возможных. Вместе с тем, на другие специальности он может быть совершенно иным. Чтобы абитуриенты сориентировались, на сайте КубГУ размещены проходные баллы предшествующих лет. Хотя это тоже показатель не однозначный. В прошлом году, например, мы не ожидали высокого конкурса на «рекламу», а он возник. В пределах, опять-таки, определенного коридора. Равным образом, как и на «экономику», «юриспруденцию», «государственное и муниципальное управление» мы точно знаем, что конкурс будет выше 240 баллов.
В этом плане нынешний абитуриент находится в более выгодном положении, чем те, кто поступал пару лет назад: у него есть возможность сдавать документы в несколько вузов на несколько направлений подготовки. В том случае, если в одном из вузов у него складывается неблагоприятная ситуация, он может попытаться поступить в другой. Сроки зачисления во все вузы одинаковы, они установлены Министерством образования и науки РФ. В один день мы проводим первый этап зачисления, в один день – второй этап. Это я говорю о бюджетной очной форме обучения.
- В случае, если абитуриент не прошел по конкурсу, у него есть возможность обучаться на платной основе?
М.Б. Астапов: В этом году 3 и 8 августа мы будем проводить первый и второй этапы зачисления на бюджетные места. Зачисление на платную форму обучения в университет состоится 14 августа. То есть те, кто не смогут пройти на бюджет, смогут получить образование на платной основе. Сначала мы рассматриваем бюджетную форму, потом договорную. У абитуриента есть возможность сразу, если у него малое количество баллов, ориентироваться на поступление по договору. Мы принципиально установили достаточно большой период – с 8 по 14 августа, чтобы абитуриенты смогли сориентироваться, взвесить свои возможности. Вопрос, который тоже интересует всех: сколько это будет стоить и насколько это больше, чем было в предшествующий год? Я должен сказать, что изменения произошли, но они несущественные – в пределах показателя инфляции. Если говорить о самой низкой стоимости обучения на очной форме в Кубанском госуниверситете, то она составляет около 80 тыс. рублей в год. Максимальная стоимость доходит до 130 тыс. рублей – на физико-техническом факультете и факультете архитектуры и дизайна. Понимая сложную ситуацию с платежеспособностью, мы максимальным образом пытаемся подстроиться под возможности семьи студента. Можно разбивать эту сумму на две части. Половину заплатить до 1 сентября, а вторую часть – до начала второго семестра. Таким образом оплачивают 30-40 % студентов, получающих образование по договорам. Есть и такие, кто не в состоянии оплачивать двумя большими частями, тогда мы даем им возможность воспользоваться индивидуальным графиком погашения. Как правило, выбирается система, когда вносится 3-5-8 тыс. рублей ежемесячно. Для нас является принципиальным одно – чтобы половина суммы была оплачена до начала одной сессии, а вторая половина – до начала второй сессии. Ну и четвертый вариант – это оплата материнским капиталом. Мы готовы к тому, чтобы это происходило несколько позже, если в заявлении студент или родитель указывают, что оплата будет производиться за счет материнского капитала.
- Часто используется материнский капитал?
М.Б. Астапов: Это не массовое явление, но таких случаев десятки, и с каждым годом их все больше.
- Насколько известно, при КубГУ есть колледж. По каким специальностям там готовят учащихся, и может ли выпускник колледжа при КубГУ продолжить обучение в университете? Будут ли у него при этом преимущества по сравнению с другими абитуриентами?
М.Б. Астапов: Этот колледж называется «Институт среднего профессионального образования». Данное структурное подразделение дает возможность получить среднее профессиональное образование. Парадокс в том, что его выпускники получают диплом Кубанского госуниверситета, но с пометкой «о среднем профессиональном образовании». Спектр направлений подготовки в ИНСПО небольшой, но разнообразный. Например, правоохранительная деятельность. Мы, правда, пытаемся от нее отказаться, но пока она сохраняется. Также есть экономика, фармация, земельно-имущественные отношения, садово-парковое и ландшафтное строительство, педагогические специальности и другие – всего порядка 12.
Поступление в Институт среднего профессионального образования осуществляется без экзаменов – по среднему баллу аттестата. Самый высокий бал дает возможность обучаться на бюджете. После окончания ИНСПО студенты могут поступить в вуз, не сдавая ЕГЭ, а проходя внутренние испытания университета. Этот факт для многих является весомым аргументом.
То есть это два независимых уровня образования и, получив среднепрофессиональное образование, можно продолжить обучение в вузе, а можно идти работать. Какие это дает преимущества? Вступительные экзамены надо сдавать в любом случае, без вступительных экзаменов, независимо от того, с отличием ты закончил институт или нет, поступить нельзя. Конечно, учиться после окончания ИНСПО, если идешь по профилю, легче, так как уже есть необходимая база. Каких-то иных преференций нет. Но некоторые после колледжа идут сразу работать. Например, специалисты в области садово-паркового и ландшафтного строительства на вес золота, они у нас нарасхват. Даже есть проблема в том, что, еще не получив образования, их берут на работу, потому, что потребность в таких специалистах очень высока.
- Некоторые вузы заключают договоры с крупными компаниями о трудоустройстве выпускников, есть ли у вас подобная практика?
М.Б. Астапов: В Кубанском госуниверситете эта практика широко распространена. Особенность классического вуза состоит в том, что мы взаимодействуем с сотнями работодателей, поскольку спектр подготовки направлений очень велик. У нас обучается около 28 тыс. студентов с учетом филиалов, поэтому подобные отношения выстраиваются, как правило, между факультетами и работодателями. Приведу в пример экономический факультет, у которого очень широкий спектр партнеров, включая крупные банки и бизнес-структуры типа ЗАО «Тандер». Когда Сергей Николаевич Галицкий встречался со студентами этого факультета, к слову, он сам закончил эконом КубГУ, его спросили: «Вы, наверное, экономистов берете к себе на работу?». Ответ был неожиданный: «Да, экономистов я беру, но программистов и IT-специалистов я беру без ограничений». Отношения с работодателями, как правило, возникают не тогда, когда студенты уже закончили вуз, а гораздо раньше – в период стажировок и практик.
- Инициатором такого сотрудничества выступает университет?
М.Б. Астапов: В этом уже сложно разобраться. Здесь появился взаимный интерес. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить лучшего студента, а университету интересно, чтобы большая часть студентов была устроена по специальности. Поэтому я бы сказал, что это улица с двусторонним движением. В целом, у нас не редки случаи, когда студенты 2-3 курсов бакалавриата трудоустроены, а магистранты, как правило, уже работают. Наиболее типичный пример – факультет компьютерных технологий и прикладной математики. Его студенты не просто имеют возможность трудоустроиться, им предлагают очень хорошие зарплаты в 50-70 тыс. рублей. Тогда наступает головокружение от денег и появляется мнение, что учеба второстепенна. Но, безусловно, диплом необходим. Это говорит о степени востребованности наших студентов.
Отдельно хочу выделить наше взаимодействие с Законодательным собранием края. По его инициативе реализуется программа стажировки и практики для студентов факультета управления и психологии, которые обучаются по направлению «государственное и муниципальное управление». С недавнего времени программа стала доступна и для юристов.
В чем уникальность этой практики? Вы знаете, что согласно закону о государственной и муниципальной службе на работу нельзя принимать тех, кто не имеет стажа работы. Успешное прохождение практики в ЗСК или в органах местного самоуправления приравнивается к определенному стажу. Тогда сразу после окончания вуза студент имеет право на замещение той или иной должности на муниципальной или государственной службе. Это момент достаточно важный.
Вуз не решает проблему трудоустройства, но он оказывает всемерное содействие в трудоустройстве. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно большее количество наших студентов получили работу по специальности, поскольку это один из показателей престижности вуза.
- На что может рассчитывать студент, обучаясь в КубГУ, помимо учебы: стипендия, летний отдых, производственная практика, спортивные занятия и т.д.?
М.Б. Астапов: Студент, обучающийся в вузе, главным образом должен получить профессию и быть востребованным на рынке труда. Но я глубоко убежден в том, что если он будет только учиться, он тем самым будет себя обделять. Потому что студенческие годы – это совершенно особое время в силу возраста и формирования личности. Важно, чтобы студенты не только получали знания, но и по мере возможности занимались научной деятельностью, принимали активное участие в культурно-досуговой, физкультурно-спортивной деятельности, были социально активны и здоровы. Если мы выпускаем студента, великолепно подготовленного, но со слабым здоровьем, мы обрекаем его на очень непростую жизнь и, по большому счету, не выполняем задачу воспитать и подготовить востребованного специалиста. Востребован будет тот, кто обладает не только достаточным багажом знаний и профессионально подготовлен, но и тот, кто имеет силы себя реализовать. Поэтому мы стараемся создать максимально комфортную среду для наших студентов. За последние девять лет КубГУ серьезно видоизменился в плане инфраструктуры. Мы реконструировали наш университетский стадион, который стал желанным объектом для посещения не только тех, кто занимается спортом профессионально, но и той части студенчества, которая занимается физической культурой.
В этом году установили открытые тренажеры, комплекс для сдачи норм ГТО, усовершенствовали систему освещения, чтобы стадион был доступен и в вечернее время. Из окон моего кабинета этот объект виден хорошо, порой он мне напоминает муравейник. Для меня это как бальзам на душу. Понимаю, что деньги мы потратили не зря.
Безусловным достижением является строительство бассейна. Скажу честно, когда я пришел в университет, я точно знал, что стадион мы реконструируем при любом развитии событий, понимал, что мы найдем на это средства, хотя нам и обошлось это по ценам тех лет более 40 млн. рублей. А вот бассейн мы сами бы не построили, но нам удалось стать участниками проекта партии «Единая Россия». Бассейн хорош тем, что доступен как для студентов, так и для жителей города. Конечно, цены для студентов и преподавателей университета ниже, чем для сторонних посетителей, но для всех стоимость доступна. Днем бассейн работает на учебный процесс, а рано утром и в вечернее время – по абонементной системе. Состояние воды регулируется компьютером, под чашей бассейна мини химический завод, где идет постоянный анализ и все химические показатели контролируются. За 6 часов содержимое этой громадной емкости полностью обновляется. Воду в бассейне с декабря 2012 года мы ни разу не сливали, только пополняли из-за испарения, при этом она соответствует всем нормам за счет системы очистки. Бассейн – это предмет особой гордости, хотя, скажу честно, я в бассейне как посетитель не был. Его строительство оказало на меня неизгладимое впечатление, было невероятно сложно. Необходимо было за 8 месяцев до конца года во что бы то ни стало добиться освоения средств и ввести в эксплуатацию качественный объект. При этом возникали различные угрозы – от нарушения графика поставки бетона до массы других нюансов, но в конечном итоге все удалось.
Отдельно я бы хотел выделить Молодежный культурно-досуговый центр, в котором работают 32 студии. Студенты поют, танцуют, играют в КВН и «Что? Где? Когда?» – каждый может себя реализовать. В этом году наша команда веселых и находчивых впервые вышла во вторую российскую Лигу КВН к Маслякову-младшему. Мы дошли до ¼ финала. Такого не было в истории нашего вуза никогда. Считаю это тоже достижением. Кроме того, в этом году наши студенты принимали участие в юбилейной 25-й Российской студенческой весне, и порядка 70 человек выступали в Государственном Кремлевском дворце.
Мы делаем все, чтобы студенческие годы были для наших студентов запоминающимися. Есть такое избитое выражение: вуз – второй дом, – но мы действительно стараемся создать условия, чтобы в КубГУ всем было комфортно.
Беседовала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА