Общество:

М-4 – трудная дорога к морю

13.08.2014

Дорога на краснодарском направлении не достроена до сих пор

690

Дорога на краснодарском направлении не достроена до сих пор

Наверное, у каждого есть своя главная дорога в жизни. Для меня такой дорогой стал путь от родной станицы Крыловской до кубанской столицы Краснодара. Езжу по ней уже более 50 лет. Помню первую поездку где-то в 1956 году. Наш экскурсионный "газон", естественно, в грузовом исполнении, хотя и с лавками для сидения, и с тентом на случай дождя, несколько часов прыгал по бетонным плитам, уложенным незадолго до этого, как говорили, пленными немцами. Тогда такое покрытие воспринималось вполне нормально. Помню первые асфальтированные участки, которые воспринимались, как верх технического прогресса. И потом многие годы поездок по ставшему уже привычным асфальту на вполне себе приличных автобусах. Где-то с 60-х годов поездка по упомянутому маршруту занимала, согласно расписанию, три с половиной часа. Кстати, и сейчас в расписании указан все тот же срок – 3,5 часа. Но это только теоретически, на практике же сегодня, на втором десятилетии 21 века, современнейший автобус преодолевает расстояние в 200 километров за 4 и более часов. Ничего не поделаешь – реконструкция! Она началась несколько лет назад, как часть грандиозного олимпийского проекта. Наши гости должны были, по расчетам проектировщиков, передвигаться из столицы страны к столице Зимних олимпийских игр 2014 Сочи по нормальной европейской дороге, с нормальной, европейской же скоростью. Это был вопрос престижа страны, а точнее, дееспособности российской власти и подчиненных ей хозяйственных структур. Надо сказать, что население, и я, в том числе, ни на миг не сомневалось, что дорога будет закончена в определенный властями срок. Уж ради собственного престижа наше руководство костьми ляжет, но дорогу сделает, так думал народ. Однако все мы, кажется, забыли, что примерно те же власти обещали в свое время завершение строительства коммунизма в отдельно взятой стране к 1980 году, а затем, как ни в чем ни бывало, посулили всем жилье к 2000 году и все с тем же результатом. В общем, дорога на краснодарском направлении не достроена до сих пор. Мало того, дорожники, как это у нас принято, начисто уничтожили то, что там было, а именно, проложенное в 90-х трехполосное полотно, по которому много лет все вполне комфортно ездили. А теперь приходится с черепашьей скоростью двигаться по многочисленным объездам, фактически, по временной параллельной дороге, протяженность которой не намного меньше основного пути. Наверное, мне скажут, что так, дескать, велят технологические требования, принятые во всем мире, и что нам, простым смертным, всех тонкостей этого процесса не понять. Только насколько мне известно, в том самом мире уже все давно было бы построено и при этом, гораздо дешевле. Практически ежедневно на недостроенном участке протяженностью до 100 километров скапливается огромное количество автотранспортных единиц разного размера и назначения, потери времени исчисляются миллионами часов, материальные потери миллионами долларов. Не знаю, в чем измеряются человеческие нервы, но, понятно, что потери и здесь тоже огромны. И еще человеческие жизни, которые затянувшееся строительство уносит почти ежедневно, поскольку никакого регулирования или какого-то иного разумного участия соответствующих органов здесь не наблюдается.
За все 50 с лишним лет моих поездок в Краснодар не помню момента, чтобы на трассе не было ремонта. При этом, так же, как и сейчас, работающих в местах ремонта почти не видно, видны только следы какой-то скрытой от проезжающих деятельности. За этот период дорога местами меняла свой фарватер, оставаясь при этом, по нашему национальному обыкновению, все такой же извилистой, обходя какие-то невидимые нормальному глазу препятствия и удлиняя этим путь на десяток-другой километров. Когда видишь растянувшийся на десятки километров фронт работ, невольно задаешься мыслью, зачем надо было ломать сразу всю старую дорогу, не лучше ли и не дешевле ли было бы строить новую дорогу по частям, оставляя нетронутым движение на старых участках. Впрочем, сейчас это уже не так важно, поезд, как говорится, ушел, важнее для всех участников движения знать, когда все это закончится. Политического стимула, как нетрудно догадаться, у дорожников уже нет – Олимпиада осталась позади под привычное ликование населения, других стимулов, кажется, не предвидится. Так что сотни тысяч водителей и пассажиров остаются наедине с дорожных дел мастерами. Последним торопиться некуда, да и денег им дают теперь гораздо меньше и реже, что, как мы понимаем, является на данный момент определяющим фактором. Принципиально иных стимулов, например, каких-то действий со стороны населения, у нас тоже не предвидится, если судить по тому, с какой бараньей покорностью участники движения вот уже несколько лет переносят многочисленные задержки, пробки при движении и отсутствие каких бы то ни было попыток со стороны начальства как-то регулировать автомобильные потоки. То есть в перспективе мы имеем бесконечный вялотекущий процесс, никем не контролируемый и не имеющий осязаемого окончания. К тому же качество того, что уже сделано, на некоторых участках уже сейчас наглядно проявляется: дорожное полотно выходит из строя и никак не напоминает европейский автобан. Так что в ближайшей перспективе мы, похоже, получим привычную картину – закрытые для ремонта участки, которые добавятся к уже имеющимся зонам, где дорога только обретает более или менее цивилизованные черты. Вряд ли кто-нибудь может сегодня сказать, когда закончится эта очередная стройка века. Дорога федеральная – значит, за нее отвечают очень высоко сидящие люди, доступ к которым, как это у нас принято, перекрыт наглухо. Остаются лишь региональные власти, у которых есть все формальные основания сказать: не наша компетенция. Так то оно так, но только территория-то наша, кубанская. И страдают, в основном, наши, кубанские жители. Каждый день в краевой центр едут десятки автомобилей с районными начальниками, теряющими драгоценное управленческое время, опять же, разные грузы везутся в Краснодар для прокорма и прочих нужд столичного населения. Это ж какие потери мы несем! Так что при всех извиняющих обстоятельствах краевым властям надо бы похлопотать о несчастной дороге, простимулировать как-то тех, кто за нее отвечает. В настоящий момент в крае пик курортного сезона, а это значит, что по этой самой дороге М-4 к Черному морю едут тысячи россиян из ближних и более отдаленных регионов страны. Какое впечатление останется у них о нашем крае после поездки через зону нескончаемого дорожного ремонта? Вопрос отнюдь не праздный.

Николай ЕФИМЕНКО