Платная дорога разрежет пополам несколько районов Кубани, исключив возможность прямого транспортного сообщения между ними
1339
Платная дорога разрежет пополам несколько районов Кубани, исключив возможность прямого транспортного сообщения между ними
Состояние федеральной автодороги М4 "Дон" давно уже вызывает справедливые нарекания автолюбителей и водителей-профессионалов. Дорожное покрытие этой автотрассы с 50-х годов прошлого столетия не знает капитального ремонта. Асфальт уже не может выдерживать колоссальные нагрузки большегрузных машин и междугородных автобусов, частота проезда которых по М4 за последние полвека увеличилась почти в 100 раз! Стремление российского Правительства привести в порядок главную транспортную артерию Юга России перед Олимпиадой в Сочи вызвало одобрение, без преувеличения, всех россиян. В особенности тех, кто хоть раз в жизни совершил поездку на своем авто к Черноморскому побережью.
Наконец-то, помимо "ямочного ремонта", на кубанском участке автотрассы "Дон" начались широкомасштабные работы по реконструкции автодороги и созданию современной инфраструктуры.
Разработку проекта будущей автомагистрали (именно такая категория будет присвоена новой, а точнее, обновленной дороге) Федеральное дорожное агентство в лице госкомпании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") поручило ФГУП "ГИПРОДОРНИИ". Затем проект направили на Госэкспертизу, а "Автодор" пригласил в качестве генподрядчика ОАО "Волгомост", специалисты которого и приступили к реконструкции дороги М4 "Дон" на участках 1259-1319 км, 1373+906 и 1383+036 км.
Цель этой реконструкции, по версии "Автодора", это "формирование участка скоростной автомобильной дороги федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности, повышение уровня содержания дороги в соответствии с потребностями экономики и населения как непосредственно Кореновского района, так и страны в целом".
Цель, как видим, благая, однако, как стало известно "НГК", территориальное управление "Автодора" в Краснодарском крае оказалось ответчиком в суде. Дело в том, что не все жители Кореновского района выражают одобрение тем, что происходит в их районе в связи со строительством… Теперь, как выясняется, уже платной автомагистрали. Граждане не успели опомниться, как реконструкция имевшей место дороги бесплатной переросла в строительство платной! И теперь население Кореновского района пытается в проводимых масштабных работах на автодороге М4 "Дон" усмотреть хоть какое-нибудь "соответствие с потребностями". Пока происходит с точностью до наоборот, по мнению граждан этого района, госкомпания нарушает их имущественные права.
Летом 2013 года в Кореновском районном суде рассматривалось гражданское дело. Предметом судебного разбирательства стал иск к "Автодору" нескольких руководителей и собственников сельхозпредприятий "о признании действий Госкомпании "Российские автомобильные дороги" незаконными, уточненными требованиями об обеспечении сохранения существующих прав собственников земельных участков сельхозназначения на беспрепятственный доступ к принадлежащим им земельным участкам". С юридического на русский, собственники земель, расположенных по обе стороны трассы М4 "Дон", выразили в суде свое несогласие с тем, что "Автодор" и генподрядчик работ ОАО "Волгомост", ведя реконструкцию дорожного участка 1250-1319 км, исключили из проекта существовавшие ранее примыкания и съезды с автодороги М4 для сельхозтехники на производственные объекты сельхозпредприятий.
В частности, в материалах дела имеются сведения о том, что проектом реконструкции и строительства автодороги на платной основе не предусматривалось сохранить существующие еще с 50-х годов примыкания на участке 1295-1296 км к объекту "бригада №3", на участке 1293-1294 км к МТФ №3, принадлежащих сельхозпредприятию ООО "Сфера" (директор Н.М. Попова), а также на участке 1285 км к МТФ №1 (арендаторы С.Я. Глоба и А.Д. Порчулян).
Аналогичные сведения о нарушении госкомпанией "Автодор" имущественных прав собственников земель в суд предоставили и еще несколько жителей Кореновского района: предприниматели А.И. Коваленко, В.С. Петрусенко, А.Д. Порчулян и др.
С одной стороны, действительно: ни Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…", ни Правила дорожного движения РФ не допускают наличия ни примыканий, ни перекрестков на одном уровне с автомагистралью либо платной автодорогой. Таковы требования безопасности дорожного движения. В таких случаях допустимы лишь разноуровневые пересечения, такие, как эстакады, тоннели или мостовые переходы.
А с другой стороны, и это подтвердил в суде представитель ответчика ГК "Автодор", проектом, разработанным в 2008 году, было предусмотрено сохранение всех переездов и сходов при реконструкции федеральной автодороги М4 "Дон" на участке 1269-1319 км.
Однако спустя два года "Автодор" начал разрабатывать новый проект реконструкции, но уже с учетом того, что упомянутый участок в последующем будет эксплуатироваться на платной основе. Причем, 23 июня 2011 года местоположение платных участков автодороги было согласовано на совещании у вице-губернатора Александра Иванова, который поставил свою подпись под протоколом совещания вместе с председателем правления ГК "Росавтодор" Сергеем Костиным. На совещании присутствовали главы пяти районов края: Крыловского, Павловского, Динского, Выселковского и Кореновского, которые заявили "о необходимости сохранения обеспечения транспортной доступности населенных пунктов и связей разобщенных территорий по автомобильной дороге М4 "Дон". Более того, в п.5 протокола совещания госкомпании было поручено "на стадии разработки комплексного проекта обустройства участков платного проезда провести детальное обследование альтернативных бесплатных маршрутов с определением видов, объемов и стоимости работ, необходимых для приведения параметров автомобильных дорог в нормативное состояние". То есть на тот период в проектной документации (полное название проекта – "Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М4 "Дон" – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1195 – км 1319, Краснодарский край") предусматривалось и обеспечение транспортной доступности, и организация альтернативного маршрута для бесплатного движения. Кстати, этот факт нашел подтверждение и в суде: "…в проекте "Реконструкция автомагистрали М4 "Дон", получившем положительное заключение государственной экспертизы №782-10/ГГЭ-6118/04 от 19.08.2010 года предусмотрено строительство (сохранение) съездов в поле в обе стороны на км 1297, транспортной развязки Бригада №3 км 1294+800м, строительство съезда на МТФ №3 км 1293", – указано в резолютивной части судебного решения, вынесенного Кореновским районным судом 30 июля 2013 года. Этот же проект дорожники согласовывали с главами тех районов, через территории которых проходит автодорога. Так, в частности, глава Кореновского района Владимир Рудник в апреле 2012 года письмом №118-1099/12-13 от 18.04.2012 в адрес начальника Краснодарского теруправления ГК "Автодор" Николая Ильина подтвердил факт согласования "предварительных материалов оптимизации доступа на платную автомагистраль, местоположения переездов сельхозтехники и прочего сельхозтранспорта и схему организации альтернативных маршрутов".
Однако, несмотря на все прежние договоренности и согласования, в 2013 году "Автодор" "вытаскивает на свет божий" новый проект, в котором уже нет и речи ни о каких сходах или переездах. Примечательно, что этот проект не прошел государственную экспертизу, что подтверждается официальным ответом из Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России"). В письме за подписью зам. начальника ФАУ В.В. Ливитиной (№2717-13/ГГЭ-6118/14 от 24.07.2013) по запросу ООО "Сфера" сообщается, что проектная документация на реконструкцию автодороги М4 "Дон" на участке км 1265-1319 км в Краснодарский край "для проведения госэкспертизы по указанному объекту в Учреждение и его филиалы не поступала".
Но кореновских предпринимателей взбудоражил даже не столько этот факт. Мало того что своим новым проектом дорожники могли напрочь отрезать жителей пяти не самых маленьких районов края от федеральной трассы общего, между прочим, пользования, так еще в апреле этого года Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ выпустило распоряжение, на основании которого госкомпании "Автодор" поручается путем выкупа изъять "для нужд Российской Федерации" земельные участки, попадающие в полосу отвода земель для реконструкции автодороги. В приложении к распоряжению указаны 6 участков, принадлежащих ООО "Сфера" общей площадью около 100 тыс. кв. м, и один участок сельхозпредприятия "Победа-Фест" (22 тыс. кв.м).
Как ни удивительно, но вовремя спохватившиеся собственники земель до конца отстаивали свои законные права в Кореновском суде и добились-таки правосудного решения, что само по себе стало сенсацией. Ведь в судебной практике не так много случаев, когда рядовые граждане выходят победителями в судебном споре с госкорпорациями.
Суд счел неубедительными доводы ответчика – представителя ГК "Автодор", о том, что сохранение ранее существующих съездов и переходно-скоростных полос к ним исключает возможность расширения дороги в рамках проекта реконструкции. Также суд не принял во внимание и заявление ответчика о том, что "организация и строительство съездов (примыканий) к автомобильной дороге федерального значения в целях организации подъезда к отдельным земельным участкам или объектам, не являющимися объектами дорожного сервиса, …не относится к компетенции госкомпании".
Суд, рассмотрев доводы обеих сторон, 30 июля 2013 года вынес решение: иск ООО "Сфера" и группы лиц удовлетворить и обязать Госкомпанию "Российские автомобильные дороги", ОАО "Волгомост" "…обеспечить сохранение существующих прав собственников земельных участков сельхозназначения на беспрепятственный доступ к принадлежащим им земельным участкам за счет средств, заложенных в сметы проекта "Реконструкция автомагистрали М4 "Дон"…, получившего положительное заключение госэкспертизы №782-10 /ГГЭ-6118/04 от 19.08.2010 г.".
Надо признать, если бы суд отнесся иначе к предмету спора, то неизвестно еще, каким бы могло быть решение федерального судьи Кореновского суда С.Н. Лазаровича. Хотя, наверное, точку пока в этом деле ставить рановато.
Обращает на себя внимание то, что "Автодор", ссылаясь в суде на законодательство, в рамках которого намерен реализовать проект реконструкции, сам же законодательство и нарушает, приступив к работам по проекту, непрошедшему госэкспертизу. Нарушает и тот закон, на который ссылается – №257-ФЗ. В пункте 1 ст. 37 Закона четко указано: "Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или при условии, если возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги".
Именно эти требования и предусмотрели разработчики проекта 2010 года – институт ГИПРОДОРНИИ. На приведенной схеме хорошо видно, что при проектировании автомагистрали на участке от 1258 по 1316 км предусмотрено аж 20(!) разноуровневых транспортных развязок. Напомню, что проект был утвержден и благополучно прошел госэкспертизу еще в 2010 году. Значит, в смете были заложены затраты на строительство этих развязок?
Получается, что "Автодор" решил не просто подзаработать на платной дороге, но и сэкономить на развязках и переходах, которых в новом проекте оказалось чуть ли не вдвое меньше.
Таким образом, если все-таки будет принят за основу именно этот, не прошедший госэкспертизу, проект, новая автодорога, "соответствующая современным требованиям о соблюдении безопасности", просто разрежет пополам несколько районов, исключив возможность прямого транспортного сообщения между ними, а еще поставив крест на производственной деятельности нескольких крупных сельскохозяйственных предприятий.
Также заметим, что в проекте нет никакого упоминания об альтернативной автодороге бесплатного пользования, которой должен обеспечить все попутные населенные пункты собственник автомагистрали, то есть "Автодор". А этого тоже требует закон. И на это тоже должны быть выделены средства из федерального и регионального бюджетов.
Реконструкция автодороги М4 "Дон" затеяна именно сейчас неслучайно. До старта сочинской Олимпиады осталось меньше двух месяцев, и автодорога М4, проходя по территории Павловского, Кореновского и других районов, тоже, оказывается, имеет отношение к спортивному форуму. Правда, по плану реконструкция участка 1250-1319 км должна быть закончена не раньше лета 2014 года, но это уже и неважно. Неважно, что наплевали на права и интересы жителей пяти районов. Под брэндом – Сочи-2014 – делают для себя, а утверждают, что "для нужд Российской Федерации".
Сергей ЛАДОЖСКИЙ