Общество:

Мобильный ученик

08.05.2013

Наличие у школьников мобильников в корне меняет учебно-воспитательный процесс. В какую сторону?

808

Наличие у школьников мобильников в корне меняет учебно-воспитательный процесс.
В какую сторону?

Различные девайсы, в основном, мобильные телефоны и планшеты уже давно стали необходимым содержимым портфелей и карманов школьников как младших, так и средних, и старших классов. Социальные сети наполнены видеороликами с участием учителей и учеников во время образовательного процесса. А в прокуратурах разных уровней полно заявлений с приложенным видео о том, как ведет себя тот или иной учитель.

Любопытно, что до сих пор единых правил, ограничивающих либо вовсе запрещающих использовать мобильные средства связи школьниками во время нахождения в школе, в нашей стране не разработано.
Как пояснили в отделе общего образования краевого профильного министерства, согласно федеральному закону "Об образовании", администрация школы самостоятельно регулирует и вносит в свои уставы либо иные нормативные акты правила пользования средствами мобильной связи.
В подавляющем большинстве случаев это дополнение вносится в локальный нормативный акт о правилах поведения школьников. В соответствующем разделе ученикам запрещается "пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и в перерывах. И никаких ссылок на федеральные законодательные акты, как в случае с табаком или наркотическими веществами
Именно таким образом поступают во многих районах Кубани. Директор средней
школы № 4 г. Ейска Краснодарского края одним из первых принял решение запретить всем ученикам пользоваться сотовыми телефонами во время уроков. Директор издал приказ, в соответствии с которым детям запрещается пользоваться мобильным телефоном в школе во время уроков, и все ученики под ним подписались. Родители согласны с приказом, понимая, что учеников "мобильники" только отвлекают от учебы, а учителям– мешают вести уроки. Администрация считает, что необходимости в сотовом телефоне у учащихся нет, поскольку в здании имеется обычный аппарат, с которого они могут позвонить родителям. Для детей мобильный телефон, в первую очередь, игрушка, которая часто стоит больших денег. Ее пропажа влечет новые проблемы, которые зачастую решают уже с правоохранительными органами.
Во многих школах занятия проходят в две смены. Часто в этой ситуации администрация школы заключает соответствующие договоры с родителями. Тем детям, которые обучаются в первую смену, телефоны в школу носить не разрешается. А ученики, обучающиеся во вторую смену, возвращаются домой поздно, и им разрешается носить с собой в школу мобильники. Для них телефон не игрушка, а средство, способствующее обеспечению личной безопасности.
Вопрос, конечно, больше лежит, так сказать, в этической плоскости. Мол, если дети четко уяснили правила и знают обо всех последствиях, то и нарушать их не будут. Плюс ко всему многое зависит от учителя, его профессионализма и компетентности.
Есть проблемы и с родителями, переживающими за жизнь и здоровье своих чад. Иные ежеминутно наблюдают за своими детьми в режиме "онлайн".
– В любом случае ни один нормальный здравомыслящий родитель не будет звонить ребенку во время урока, – говорит специалист отдела образования кубанского министерства образования Галина Терещенко.
Впрочем, существуют и другие формы запрета. Так, каждый урок в 43 школе МО г. Краснодар начинается со слов: "Уважаемые ученики, просьба выключить ваши мобильные телефоны."
Но здесь появляется другая проблема.
– Моя рассеянная восьмилетняя дочь частенько забывает его включить и остается "вне зоны действия сети" до вечера. Для меня это проблема. Сегодняшний школьник загружен полностью, и мне просто жизненно необходимо отслеживать ее передвижения по такому сложному и насыщенному различными транспортными средствами городу, как Краснодар, – говорит родительница Наталья Булгак.
Сами учителя скептически относятся к разнобою запретных мер в школах.
– Вот из-за разных позиций и отношений к этому явлению "мобиломания" у нас неразбериха будет только усиливаться.
Если я строго запрещаю использовать на уроке мобильный телефон, то другие учителя разрешают... Двойные стандарты и приводят к тому, что на уроке учащиеся что только не делают с телефоном!
У меня на уроке нельзя жевать жевательную резинку. Я сама не жую и другим не разрешаю. Но так поступаю только я одна! Мне сами учащиеся говорят: "Почему Вы запрещаете, а другим "пуфендуй". Мол, сами же учителя и жуют... Честно говоря, самой не хочется опускаться до "базарной торговки", и я ещё запрещаю обсуждать какие-либо действия других учителей у меня на уроке, кроме собственных. Я открыта для дискуссии... Так, учащиеся по жесту и молчаливому моему взгляду идут к мусорной корзине и выбрасывают жвачку, отключают мобильники. Всё зависит от вашей позиции... и позиции администрации школы… – рассказывает учитель русского языка и литературы Ирина Г., попросившая не называть номер школы, в которой работает.
– Смотреть на них тошно, когда они, вцепившись в телефон, судорожно на кнопки давят – играют или качают что-то... Ученику в школе телефон не нужен! Если что-то непредвиденное, травма, не дай Бог, сообщить родителям всегда можно найти возможность. Хотя и родители тоже хороши! До смешного доходит! У ребенка в начальной школе урок физкультуры. Его в классе нет, он в зале. Раздается звонок. Отыграл, замолчал. Еще раз. И еще раз! Смотрю на экран – "мама"! Что может понадобиться от ребенка на уроке? На четвертый звонок я подошла, беру трубку, объясняю ситуацию. Мне совершенно спокойно (значит, ничего не произошло, нет чрезвычайной ситуации, в которой ребенка нужно было бы срочно поставить в известность), отвечают: "Ну, тогда, ладно". Чего надо было от ребенка??? А чего стоит замечание сына подруги: "Я иду в новый класс – мне нужен крутой мобильник". На резонный вопрос "Зачем?" – чадо отвечает: "Мне авторитет надо зарабатывать!". А когда этому дорогущему мобильнику приделают ноги – будет виновата школа! А не родители, которые покупают ребенку ненужную дорогущую игрушку, – негодует одна из учителей начальной школы.
– Если учащиеся будут уважать учителя и его предмет, то они не будут внаглую играть на уроках, слушать громко музыку, кидать друг другу SMS. Я, например, разрешаю ученикам на самостоятельных работах слушать в наушниках музыку или отвечать на срочные звонки при условии, что телефон стоит на "вибро", но не более! А как запрещать? Ко мне же тоже срочно могут позвонить! Просто надо изначально договориться с учащимися по этому поводу. У меня и сын носит телефон в школу, созваниваемся на переменах по срочным вопросам. А кто злоупотребляет мобилками на уроках, ведёт себя по-хамски – это те дети, кому учёба не нужна или налицо невоспитанность! – считает учитель Надежда. Фамилию она также просила не называть. Учителя нынче у нас предпочитают почему-то оставаться анонимами. И это настораживает.

Владимир ПРИХОДЬКО