Первые подвижки по пути создания неподкупных и независимых судов
2779
Первые подвижки по пути создания неподкупных и независимых судов
В середине июля 2017 года Верховный суд РФ дал старт масштабной реформе судов общей юрисдикции. Планируется создание отдельных апелляционных и кассационных судов в системе, и это даст возможность, по мнению авторов законопроекта, объективно рассматривать жалобы участников судебных споров.
Соответствующий законопроект на прошлой неделе поступил на рассмотрение в Госдуму, а на этой неделе, конкретно - 29 января, законопроект направлен в профильный комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. В этот же день законопроект обсуждался и на планерном заседании в Краснодарском краевом суде.
Речи идет о законопроекте №374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Если законопроект будет принят, то новая система судов общей юрисдикции начнет функционировать уже с 1 июля 2018 года.
Верховный суд собирается перенести в систему судов общей юрисдикции модель, которая успешно работает в системе арбитражных судов. Для этого необходимо создать суды апелляционной и кассационной инстанций по экстерриториальному признаку. Новые суды будут действовать в составе президиума коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Всего же в стране планируется создать пять апелляционных судов и девять - кассационных.
В Краснодарском крае будет определено место постоянного пребывания третьего апелляционного суда общей юрисдикции. Рассматриваются два города его нахождения: Сочи (ул. Курортный проспект, 110) и Краснодар (ул. Красная, 113). По некоторой информации, скорее всего, будет утвержден город Сочи. В состав суда войдет 36 судей. Третий апелляционный суд общей юрисдикции будет рассматривать дела по жалобам на судебные акты Верховного Суда Республики Адыгея, Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Республики Крым, Краснодарского краевого суда, Астраханского областного суда, Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского городского суда, Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Ставропольского краевого суда, а также Северо-Кавказского окружного военного суда.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, местом пребывания которого в проекте указан Краснодар, будет осуществлять пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя, Северо-Кавказского окружного военного суда и гарнизонных военных судов, относящихся к его юрисдикции. В состав четвертого кассационного суда войдет 87 судей. Четвертый федеральный кассационный суд общей юрисдикции, по предложению автора законопроекта, может разместиться на перекрёстке: ул. Красная, 6 - ул. Пушкина, 43. (Эти здания находятся в федеральной собственности и закреплены на праве оперативного управления за Арбитражным судом Краснодарского края), а также в здании по ул. Красной, 113.
- До сих пор апелляционные жалобы по гражданским и уголовным делам рассматривают верховные суды республик или областные (краевые) суды, если решение принял районный суд. Решения таких судов, вынесенные как в первой инстанции, так и во второй инстанции, - приходится обжаловать в Верховном суде РФ. Именно так прописано в статье 320 ГПК РФ, а также в УПК РФ. И это собирается изменить Верховный суд РФ. Кроме того, поправки должны быть внесены в Кодекс административного судопроизводства РФ и ряд федеральных законов. Для чего все это нужно? В пояснительной записке к законопроекту ВС РФ отмечает, что выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, которые не будут связаны рамками административно-территориального деления субъектов, усовершенствует инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизирует судебную нагрузку. Положительную работу подобной модели уже доказала деятельность таких инстанций в системе арбитражных судов. После того, как новый закон пройдет парламент и будет подписан Президентом РФ, Пленум ВС РФ примет решение о дне начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Это может произойти только после назначения на должности двух третей от установленной численности судей соответствующего суда, - сообщает «Петербургский правовой портал».
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, федеральным законом в составе кассационного и апелляционного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие кассационного и апелляционного суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия. Как это будет выглядеть на деле, пока сложно сказать. Дождемся принятия закона.