Общество:

Одиссея кубанского правозащитника

08.12.2018

Четвертая моя попытка провести Морской Марш Свободы обязательно будет

2999

Четвертая моя попытка провести Морской Марш Свободы обязательно будет

Первые три не удалось завершить по не зависящим от меня причинам.

25 мая 2012 года, при попытке пересечь Атлантический океан в 170 километрах к югу от канарского острова Тенерифе, погиб девятиметровый двухпарусный бермудский шлюп «БЕГЛЫЙ РАБ-1». Металлический пятитонный парусник бельгийского производства за 10 минут принял на борт около пяти кубометров забортной океанской воды при отсутствии шторма и полузатонул южнее канарского острова Тенерифе, с которого он стартовал утром того же дня.

Скорость заполнения водой была подозрительно быстрой и наталкивала меня на мысль о том, что судно затонуло в результате диверсии. Но кому понадобилось топить в океане парусник русского журналиста, который издавал в Краснодаре маленькую независимую газетку? Перед выходом в океан шлюп был отремонтирован и тщательно проверен.

Многие мои знакомые отговаривали меня от проведения этой акции, говорили, что парусник утонет. Эзотерики, конечно, скажут: вот эти люди сформировали и запрограммировали в ноосфере ситуацию с гибелью парусника, и она воплотилась в реальности. Если бы много людей помолились за успех трансатлантического перехода, то он бы осуществился.

Старт произошел в девятом часу утра, буквально за полчаса до приезда полиции, которая намеревалась меня депортировать во Францию, ибо в Испании я находился на нелегальном положении. Мне был даже выдан письменный запрет покидать порт, в котором стоял парусник. Но в России меня ожидала тюрьма по сфабрикованному обвинению в оскорблениях. Спасаясь от тюремного заключения, я предпринимал отчаянные попытки обрести свободу и легализоваться в какой-либо стране. Потому, несмотря на запрет, я завел только вчера купленный новенький мотор и неспешно покинул гостеприимную канарскую гавань, без препятствий со стороны охраны порта вышел в океан, за мной никто не погнался.

До вечера, как говорят летчики, полет проходил нормально.

До обеда пришлось ползти на малой скорости, выбираясь из штилевого

пятна 3718-метрового вулкана Тейде, который закрывал собой воздушные потоки северо-восточного попутного пассата. Лишь примерно к 13 часам удалось выбраться на свежий океанский ветер канарского течения при 4-5 баллах волнения моря.

Маленький корабль бодро рассекал волны Атлантического океана и к 19 часам преодолел порядка 170 километров.

Но неожиданно скорость суденышка подозрительно замедлилась.

Я посмотрел сбоку на борт и увидел, что он просел в воду ниже обычного сантиметров на 30. Сразу стало ясно, что яхта взяла на борт немалый груз. Я рывком распахнул дверь в каюту и с ужасом увидел, что воды уже было около метра от пола.

Стало понятно, что дело «швах», и парусник спасти не удастся, нужно было срочно проводить спасательную операцию, т.е. спасаться самому на маленьком двухметровом пенопластовом плотике, который был привязан в передней части парусника.

Эвакуация прошла вполне успешно, если не считать ободранной в нескольких местах тыльной стороны ладони при экстренной закрутке паруса. Самодельный спасательный плот из пенопласта и пустыx канистр был успешно отвязан и спущен на воду. Примерно через пять-десять минут я уже находился на спасательном плоту в гидрокостюме, с банкой орехов и банкой пресной воды, документами, спутниковым телефоном и GPS за пазухой. Бросил на плот попавшуюся на глаза старyю рваную туристическую палатку, подумав, что ночью в океане, возможно, будет холодно.

Парусник  умирал картинно, в лучших традициях кинематографического жанра. Это было печальное зрелище: десятиметровая мачта накренилась на 30-40 градусов, спущенный парус с нарисованной на нем статуей Свободы еще трепыхался на ветру, задним концом находясь уже в воде вместе c гиком .

Передний парус, его переднее крыло с изображенными на нем руками в цепях, былo раскрыто немногим более метра для стабилизации положения судна .

Левый борт был уже полностью под водой, над поверхностью океана

возвышалась лишь верхняя часть кабины и небольшая часть правого борта.

Мой кораблик напоминал умирающего лебедя, не выдержавшего мощных ударов волн Атлантического океана, хотя и не было этих самых мощных ударов.

Парусник не спешил уходить под воду. Он как будто задумался о чем-то, может, о том, стоит ли покидать этот мир и погрузиться в пучину или еще побыть немного здесь, в этом бренном мире. Но, это, конечно, – лирика. На самом деле, я предусмотрительно поместил внутрь лодки около 5 кубометров пенопласта, который и держал металлический парусник на поверхности океана, не давая ему утонуть, и тем самым спас мне жизнь, ибо без пенопласта лодка за пару минут ушла бы на глубокое океанское дно, а я бы не успел отвязать спасательный плотик и остался бы один на поверхности океана, пускай даже в гидрокостюме. Но, всё равно, представить страшно, как пришлось бы медленно умирать от переохлаждения в бескрайних океанских просторах. 

Я с грустью смотрел на своего железного друга, с которым была связана моя жизнь на протяжении последнего года, который был мне домом все это время, защищая от холода ночью и спасая от жарких лучей южного солнца днем.

Много сил и труда я потратил на его подготовку к дальнему путешествию:  ремонт и защиту его старого железного корпуса, ремонт парусов, установил

закрутку переднего паруса, заполнил трюм пятью кубами пенопласта, установил кронштейн для подвесного мотора. И еще много-много другой кропотливой, необходимой работы было сделано.

Почти за год до старта, 21 июля 2011 года, парусник «БЕГЛЫЙ РАБ-1» вышел на чистку и покраску корпуса в один из канарских портов, но был сметен встречным ветром, не смог зайти в гавань, и его выбросило на камни возле селения Эль Порис острова Тенерифе.

Два месяца ушло на ремонт поврежденного металлического корпуса, еще пять месяцев – на поиски пропавшего куда-то мотора и уговоры местной администрации сельского поселения выпустить меня в море. И вот, 28 марта рыбаки вытаскивают меня в море.

Но далеко уйти не удалось – в трюме появилась вода, и я вызвал спасателей.

Еще два месяца ремонта и поиска средств на трансатлантический переход.

И вот, 25 мая 2012 года последние приготовления и ремонты закончены, и парусник в 8 утра отдал швартовы от причала порта Сан-Мигель.

Огромную поддержку в подготовке первого Марша Свободы оказал мне мой друг, получивший статус беженца во Франции, и моя мама. Друг купил сам этот парусник, два подвесных мотора, навигационное и прочее оборудование, спутниковый телефон, высылал деньги на транспортные расходы при поиске парусной лодки. Благодаря их поддержке я объехал немалую часть испанского побережья и даже столкнулся с испанскими мошенниками, попытавшимися меня обмануть.  

Вы можете себе представить, что значит для беженца, спасающегося от тюрьмы, иметь в чужой стране свой угол и крышу над головой после двух лет скитаний по Швейцарии и Испании по чужим квартирам и лесам?!

«БЕГЛЫЙ РАБ-1» был для меня как верный помощник и союзник в борьбе за жизнь против дьяволa. И вот он смертельно ранен, споткнулся и погибает.

Я извлек из банки спутниковый телефон и позвонил друзьям во Францию и Россию, попросил вызвать спасателей.

Это было на широте 27 градусов 30 минут.

Поразмыслив минут пять, что же делать дальше, я подумал, что находиться возле судна в момент погружения опасно из-за образующейся воронки. Кроме того, я опасался какого нибудь шкота, который мог где-нибудь зацепиться за парусник и за плот и тогда плот потянуло бы вниз в момент погружения. А это было чревато тем, что я мог оказаться в воде и вообще потерять плот.

И я решил покинуть моего железного умирающего друга и, тем самым, совершил большую ошибку, которая впоследствии могла стоить мне жизни.

Я перепрыгнул на спасательный плотик и бросил веревку. Плот понесло ветром, а полузатонувший парусный шлюп остался на месте и расстояние между ними быстро и неуклонно увеличивалось.

Через несколько часов наступила тьма, и примерно в 23 часа я увидел приближающиеся огни большого, как мне показалось, корабля, который шел прямо на меня.

Вы конечно, можете себе представить мое чувство досады, ибо спасение – вот оно, рядом, но спасатели меня не видят, и я не могу никак дать им знать о себе.

Корабль дошел, видимо, как раз до того места, где должен быть «БЕГЛЫЙ РАБ-1», остановился, постояв некоторое время, а затем вернулся назад, на Канарские острова, откуда видимо он и пришел на поиски. 

Спасатели видимо обнаружили «БЕГЛОГО РАБА-1» на поверхности океана и, если бы я остался на нем или возле него, меня бы сразу спасли.

Я же, подгоняемый северо-восточным пассатом, пустился в дрейф по океану и путешествовал по океану на спасательном плотике еще двое с половиной суток – три ночи и два дня.

За это время я преодолел еще 180 километров. Скорость дрейфа была немного увеличена маленьким двухметровым парусом из кроватной сетки, которым я пытался изменять направление к востоку, к берегам Африки, ибо ветер гнал плот на юго-запад в Атлантику.

Спасатели на вертолете обнаружили меня лишь утром 28 мая, через двое с половиной суток после крушения.

Им  пришлось изрядно потрудиться: ветер сносил плот со скоростью 3 км/час, и они никак не могли обнаружить меня на тех координатах, которые я сообщал им по телефону.

Т.е., пока вертолет долетал до меня примерно в течение часа, я был уже в трех километрах от указанного места…

Меня подняли на тросе на борт вертолета и доставили на тот же канарский остров Тенерифе, с которого я стартовал три дня назад.

…Когда мама позвонила в российскую полицию, чтобы попросить спасти меня от возможной гибели в Атлантическом океане, где я дрейфовал на двухметровом плоту, русский полицейский лениво, с раздражением спросил: «И что это вы нас по всяким пустякам беспокоите?..»

Андрей Новоселов, г. Краснодар