Общество:

ОСАГО: Требуйте письменного отказа!

24.03.2014

Если вам отказываются оформлять ОСАГО без дополнительных услуг страхования

2433

Если вам отказываются оформлять ОСАГО без дополнительных услуг страхования

Редакция обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России), чтобы выяснить, поступали ли жалобы и были ли приняты меры к нарушителям.
Как выяснилось, в краснодарское УФАС России действительно поступали заявления на действия страховых компаний по навязыванию дополнительных услуг при оформлении ОСАГО.
"По результатам рассмотрения 3-х заявлений в 2013 году, в связи с наличием в действиях (бездействии) ООО "Росгосстрах" (филиал в Краснодарском крае) признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в навязывании контрагентам на территории Краснодарского края при заключении договоров ОСАГО, заключения невыгодных для них договоров добровольного страхования от несчастных случаев (или жизни), краснодарским УФАС России ООО "Росгосстрах" на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 "О защите конкуренции" выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение ООО "Росгосстрах" исполнено в срок", – сообщается в ответе управления за подписью руководителя Р.В. Дегтяревой.
"В настоящее время в стадии рассмотрения находятся 4 заявления физических лиц о нарушении ООО "Росгосстрах" (структурными подразделениями) антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения указанных заявлений, в случае установления фактов навязывания ООО "Росгосстрах" (другими страховыми организациями, занимающими доминирующее положение на территории Краснодарского края) заключения договоров добровольного страхования при заключении договоров ОСАГО, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, краснодарским УФАС России будет принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства", – говорится в ответе УФАС.
В своем ответе руководитель Краснодарского УФАС Р.В. Дегтярева также разъяснила читателям "НГК", как правильно подать заявление в управление в случае, если представители страховой компании отказываются оформлять ОСАГО без дополнительных услуг.
"В частности, заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения: 1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица); 2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление; 3) описание нарушения антимонопольного законодательства; 4) существо требований, с которыми заявитель обращается; 5) перечень прилагаемых документов. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены. Согласно пункту 3.7 Регламента, если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (уполномоченным лицом). В случае поступления в краснодарское УФАС России заявления, соответствующего требованиям частей 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пункта 3.7 Регламента, заявление рассматривается краснодарским УФАС России в рамках представленных полномочий".

Корреспондент "НГК" связался по телефону с начальником отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра Краснодарского УФАС России Оганесом Мурадяном, чтобы разъяснить некоторые вопросы, которые интересуют читателей.
– К нам поступают обращения, которые по своей сути не являются заявлениями, они не соответствуют тем требованиям, которые установлены к заявлениям, которые подаются в антимонопольную службу. Такие заявления мы оставляем без рассмотрения, в соответствии с нашим законом, и мы указываем заявителю на те моменты, которые в заявлении отсутствуют. После получения заявления установленной формы, мы уже его рассматриваем в рамках наших полномочий. В основном, заявления поступают на "Росгосстрах", но и на другие страховые компании есть заявления, поток большой, все контролирующие органы загружены. Антимонопольный орган может рассматривать обращения только в рамках своих полномочий. Объясню, почему мы заостряем внимание на "Росгосстрахе". В сложившейся ситуации мы можем применить только ст. 10 Закона "О защите конкуренции", в случаях, когда хозяйствующий субъект навязывает условия, но этот хозяйствующий субъект должен иметь доминирующее положение на рынке. У нас по предварительному анализу только "Росгосстрах" имеет доминирующее положение на рынке в Краснодарском крае. На небольшую страховую компанию в этой ситуации мы не можем подействовать, – пояснил Мурадян.

– Почему вообще возникла такая ситуация? Страховщики утверждают, что им это не выгодно, говорят, что они работают себе в убыток. Но конкуренция в том-то и заключается, что есть другие организации, которые предоставляют те или иные услуги. Эта ситуация вызвана определенным законодательным моментом. Как говорят представители страховых компаний, тарифы низкие, они не покрывают их убытки, это их позиция. Они ее отстаивают. И насколько известно из открытых источников, готовится законодательная инициатива. Уже весной – летом будут изменения в закон об ОСАГО и не исключено, что общая сумма страховых тарифов вырастет, ну, по крайней мере, так говорят. Тогда компаниям уже будет выгодно работать, и такой ситуации, которая на сегодня сложилась, не будет возникать. Когда снимется первоисточник проблемы, тогда и уходят всякие схемы, которыми недобросовестные хозяйствующие субъекты пытаются обходить законодательство, находить лазейки в законе, – предположил представитель УФАС.

– А сейчас складывается ситуация, что все органы, которые имеют определенные полномочия и могут в этой ситуации как-то повлиять, это и прокуратура, и Роспотребнадзор, они пересылают обращения нам, в УФАС, но мы можем рассматривать заявления только в рамках своей компетенции. Что касается Роспотребнадзора, у них даже больше полномочий, есть ст. 16 Закона "О защите прав потребителей", которая тоже запрещает навязывание. Та же прокуратура, они могут выдавать представление об устранении нарушений, есть у нас еще Служба Банка России, которая находится в Ростове-на-Дону, они рассматривают нарушения в части страхового законодательства, выдают предписания и могут даже отзывать лицензии. Т.е. сам факт навязывания дополнительного страхования находится в компетенции нескольких органов. Это все же услуга, и человек, который приобретает, он становится потребителем этой услуги. Соответственно, есть "Закон о защите прав потребителей", это ведение Роспотребнадзора. Мы рассматриваем, согласно ст. 10 Закона "О защите конкуренции", – это действие хозяйствующего субъекта по навязыванию, но действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на рынке, т.е. страховая компания должна занимать долю более 20 % на рынке субъекта РФ. По предварительным анализам у нас такой компанией является "Росгосстрах". Соответственно, у нас круг сужается. У нас порядка 60 страховых компаний, которые осуществляют деятельность на территории Краснодарского края, и мы сводимся только к одной страховой компании. Шире этого мы не можем ничего сделать. Все претензии мы можем выставлять только к "Росгосстраху". Всем почему-то кажется, что мы можем все, мы стараемся, но все охватить не можем, не имеем права, – пояснил Оганес Мурадян.

– Для того, чтобы мы говорили о признаках нарушения антимонопольного законодательства, мы должны иметь факты навязывания или факты отказа в заключении договора. Граждане нам пишут, что "… я пришел в страховую компанию – мне отказали в заключении договора" и все. И вот представьте себе, мы это принимаем, возбудим дело на этом основании, вынесем какое-то решение, потом мы с этим решением идем в суд. В суде нам говорят – где у вас факты? Понимаете. Вот это самый сложный момент – момент доказывания. Но есть определенный момент. Договор ОСАГО является публичным договором. И все страховые компании, которые имеют право реализовывать данный вид страхования, они обязаны заключать договор с теми, кто к ним обратится. Вот в этой связи есть возможность зафиксировать факт отказа путем направления заявления по почте с уведомлением. Получив его, страховая компания в течение месяца должна акцептовать эту оферту или отказать. Вот если откажут, не заключат, вот это будет являться фактом. Или поставят условие – заключение договора ОСАГО с дополнительным заключением договора добровольного страхования. Вот в этом случае, когда будет письменный отказ, а письменный ответ они обязаны дать, это может стать фактом навязывания или отказа, – разъяснил начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра.

– Идеальный вариант – найти другую страховую компанию. В городе Краснодаре это сделать проще, потому что здесь более широкий спектр страховых компаний и можно постараться все-таки найти ту организацию, которая предоставит эту услугу. Это первый момент. Второй момент. Писать заявление в тот же Роспотребнадзор, прокуратуру. Но опять-таки, перспектива, что оно будет рассмотрено без установления каких-либо фактов отказа, мала. Здесь нужно добиваться от страховой компании: "раз вы мне не продаете – напишите отказ, почему вы мне не продаете ОСАГО без дополнительных услуг". Они, понятное дело, такие отказы не дают. Они говорят, не хотите – идите в другое место. А как быть человеку, который проживает в такой местности, где представлены всего одна или две страховые компании? В этом случае, как я говорил выше, надо направлять по почте с уведомлением утвержденную приказом Минфина форму заявления об ОСАГО, прикладывать документы, которые предусмотрены правилами ОСАГО и все это почтой отправлять официальным письмом, на которое они обязаны дать официальный ответ. Зафиксировать этот факт и тогда уже эти факты приложить к заявлению, что мы и требуем. И если страховая компания не хочет заключить с вами договор ОСАГО, она должна это обосновать. Этот отказ уже можно приложить к заявлению. И уже можно говорить о том, что нарушается закон "О защите прав потребителей", обратиться в Роспотребнадзор, обратиться в органы прокуратуры, в УФАС, – добавил начальник отдела УФАС.
Автовладельцев также интересует вопрос, предусмотрена ли российским законодательством скидка за безаварийную езду (КБМ-Коэффициент) при оформлении ОСАГО?

В официальном ответе Управления УФАС по Краснодарскому краю по этому вопросу сообщается, что "коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – КБМ), определен Постановлением Правительства РФ от 08. 12. 2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".


Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА