Общество:

От паствы – до электората

03.02.2014

Диссидентствующий архимандрит уверенно набирает очки и не только у жителей Ейского района

740

Диссидентствующий архимандрит уверенно набирает очки и не только у жителей Ейского района

Конфликт между настоятелем Храма Михаила Архангела отцом Серафимом и ейской епархией похоже повис в воздухе. Как выяснилось недавно, не помогло даже вмешательство главы района, попытавшегося примирить противостоящие стороны.

Напомним, что указом от 2 января 2014 года за неподчинение законам епархии архимандрит Серафим был освобожден от должности настоятеля. Документ подписан епископом Ейским и Тимашевским архиереем Германом с формулировкой "нарушение церковной дисциплины, полное обособление прихода и неучастие его в жизни епархии". В свою очередь, многие верующие ейчане расценили это как "рейдерский захват". Вступившиеся за своего батюшку прихожане сначала несколько дней не пускали к храму представителей епархии, позволив отцу Серафиму провести там службу. Депутаты партии "ЯБЛОКО" в Ейском районном Совете Александр и Екатерина Батуринец написали открытое письмо о ситуации вокруг храма Михаила Архангела в Ейске, осудили действия вновь созданной церковной епархии, потребовали вернуть настоятелей церкви и уважительно относиться к прихожанам. Депутаты в обращении выразили позицию местного отделения партии "ЯБЛОКО". Александр Батуринец возглавил и делегацию прихожан в Краснодар, где ейчане встретились с митрополитом Исидором. Как сообщает агентство "Ейск-Инфо", глава Кубанской митрополии принял делегацию жителей Ейского района, в состав которой вошли представители общины храма Святого Архистратига Михаила, руководители ейских предприятий, депутаты, журналисты. По словам депутата Совета МО Ейский район от партии "Яблоко" Александра Батуренца, ейчане вручили Владыке петицию, где изложили свою версию всего происходящего на территории Михайло-Архангельского храмового комплекса в Ейске, а также обратились с просьбой вернуть в церковное служение отца Серафима и отца Игоря, также лишенного сана. Митрополит Исидор пояснил, что "уже знает о происходящем в ейском благочинии, и, хотя решение вопроса не входит в его компетенцию, события его беспокоят".
Между тем, выясняются новые подробности происходящего. Так, глава Ейского района Михаил Тимофеев на встрече с журналистами заявил, что еще "3 января, я подчеркиваю, 3 января Владыка Герман сообщил мне о своем решении". Глава района сказал, что уже на следующий день он пригласил Владыку Германа, отца Серафима, представителей силовых ведомств с целью "примирить людей, находящихся по разные стороны баррикад, или хотя бы найти компромисс". По его словам, "несмотря на то, что церковь отделена от государства, обеспечение безопасности при проведении общественных мероприятий входит в задачу администрации". К сожалению, отметил глава района, "отец Серафим на встречу не пришёл".
Данное высказывание можно оценивать и как осторожную попытку власти возложить в данном конфликте ответственность именно на опального настоятеля. Ведь, хотя, по идее, светская власть и не должна вмешиваться во внутренние церковные дела, понятно, что на практике все может быть иначе. Как бы то ни было, на Рождество опальный настоятель провел службу, как заявили в Ейской епархии, "в нарушение всех канонических норм". В итоге архимандриту Серафиму лично огласили указ епископа Ейского и Тимашевского Германа о запрещении его в священнослужении. С этого момента запрещенный священнослужитель не имеет права носить священнический крест, рясу, совершать богослужения и требы, а также преподавать благословение. Несмотря на это, архимандрит Серафим уже на следующий день появился на территории ейского храма Архангела Михаила в рясе и с двумя наперсными крестами. Как сообщает пресс-служба Ейской епархии: "Его (отца Серафима) приверженцы открыли храм-часовню блаженной Ксении Петербургской, где они совместно прочитали акафист. После этого со ступенек храма отец Серафим обратился к собравшимся с призывом не подчиняться правящему архиерею и собирать подписи под письмом "О недоверии епископу". Тем самым он продолжает публично демонстрировать свое неподчинение правящему архиерею и уводит своих последователей из лона православной церкви".
Чем закончится это противостояние и будет ли оно иметь вообще продолжение – пока неясно. Верующие ейчане, надо полагать, еще надеются на авторитет митрополита Исидора (а может быть, и патриарха), а в комментариях на портале "Ейск-инфо" продолжают схлестываться сторонники и противники опального отца Серафима и епископа Германа. Там же и прозвучало пока полушутливое предложение от юзера с ником "Биномиха Ньютона".
"Давайте пофантазируем. Отец Серафим начинал с маленькой территории. Навел порядок, добавилась еще одна церковь – снова порядок, Добавился дом милосердия – опять порядок. Ни собак бродячих, павлины сыты, белки целы, козы доены, лебеди накормлены. По логике, настоящий хозяин всегда вверенную территорию в порядок сможет привести. Еще размышляю. Право служения у Серафима забрали. Права гражданина остались. Значит, он вполне может участвовать в политике. Судя по данным предварительного опроса, предлагаю отцу Серафиму выдвинуть свою кандидатуру как светское лицо на главу района. Он такой же порядок и в городе наведет, больше чем уверена".
Шутка, возможно, но в каждой шутке, как говорится, есть доля шутки. Если что-то такое произойдет, это будет небывалый прецедент, как минимум, в масштабах края. Тем более, что в Новгородчине уже есть глава района из батюшек. Да и недавний пример – встреча дьякона Андрея Кураева с "PussyRiot". Поп – диссидент, поп – кандидат, поп – глава города! Такого у нас на Кубани, пожалуй что, и не было. Так что, возможно, отцу Серафиму и стоит подумать над тем, что говорит его паства, которая может легко перейти в категорию "электората".

По материалам СМИ