Общество:

Память не продается

29.04.2015

Если вы стали очевидцем продажи георгиевских ленточек или получения их за покупку какого-либо товара, просьба сообщить об этом на gl@cco.ru, фотоматериалы приветствуются

687

Если вы стали очевидцем продажи георгиевских ленточек или получения их за покупку какого-либо товара, просьба сообщить об этом на gl@cco.ru, фотоматериалы приветствуются.

Акции "Георгиевская ленточка" в этом году исполнилось 10 лет. Авторами и организаторами проекта выступили информационное агентство РИА Новости и общественная организация "Студенческая община". Впервые акция была проведена с 25 апреля по 9 мая 2005 года.

При поддержке правительства Москвы в 2005 году было роздано около 800 тысяч ленточек, за 2007 год уже 10 миллионов ленточек. В 2013 году только в одной Москве силами волонтёров было распространено 3 миллиона ленточек, а общее количество розданных ленточек за все время акции достигло юбилейных 100 миллионов.Также стоит отметить, что в акции приняло участие 73 страны. В числе стран ближнего и дальнего зарубежья, ставших наиболее активными участниками, Греция, где было распространено более 20 тысяч ленточек, Украина, Узбекистан, Эстония, Латвия, Франция, Италия, Германия, Бельгия, Молдавия (Приднестровье), Исландия, Великобритания, США, Китай, Вьетнам, Афганистан, Мексика.

Зачастую георгиевская ленточка фигурирует в скандалах, связанных с оскорблением патриотических чувств граждан.

Например, два недавних инцидента. В двухцветных костюмах "пчел" на школьницах, исполняющих эротический танец "тверг", некоторые увидели известную символику Дня Победы. На Украине майский номер журнала "Elle" украсила обложку актриса Мишель Уильямс в кожаном платье в черно-оранжевую полоску из летней коллекции модного дома LouisVuitton. Депутаты Верховной рады окрестили этот случай "пропагандой Кремля" из-за схожести цветов платья с георгиевской ленточкой, хотя ничего общего с символикой страны она не имеет.

Но есть и факты намеренных нарушений. На официальном сайте gl9may.ru опубликован кодекс акции:

1. Акция "Георгиевская ленточка" – некоммерческая и неполитическая.

2. Цель акции – создание символа праздника - Дня Победы.

3. Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

4. Георгиевская ленточка не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты.

5. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. Георгиевская ленточка – символ, а не награда.

6. Георгиевская ленточка не может быть объектом купли-продажи.

7. Георгиевская ленточка не может служить для продвижения товаров и услуг. Не допускается использование ленты в качестве сопутствующего товара или элемента товарной упаковки.

8. Георгиевская ленточка распространяется бесплатно. Не допускается выдача ленточки посетителю торгового учреждения в обмен на покупку.

9. Не допускается использование георгиевской ленточки в политических целях любыми партиями или движениями.

10. Георгиевская ленточка имеет одну или две надписи: "www.9may.ru" и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются.

Судя по моим наблюдениям, этот кодекс часто нарушается. Некоторые случаи дошли даже до суда. 1 июня 2009 года мировой суд оштрафовал тюменскую компанию на 30 тысяч рублей за продажу георгиевских ленточек. В ходе следствия было установлено нарушение авторского права на бренд "Георгиевская ленточка", которое принадлежит Наталье Лосевой.

Во Владимире городские власти добились от сети "Роспечать" снятия с продажи георгиевских ленточек. "Я, честно говоря, не понимаю, почему флагами российскими можно торговать, а ленточками нет", – прокомментировала ситуацию руководитель сети Наталья Амелина. У такого решения вопроса нашлось большое количество недовольных. Граждане аргументировали это тем, что теперь им придется искать по городу волонтеров и тратить больше денег на проезд до точки раздачи, чем они могли бы заплатить за ленточку в киоске.

Руководствуясь прайс-листом одного из основных производителей ленточек для акции, мы установили, что средняя отпускная цена за ленточку 3,5 рубля и максимальная – 5 рублей за ленточку длиной 15 сантиметров. В случае с тюменской компанией речь шла о продаже по 15 рублей за штуку. Известны случаи продажи ленточек по 25 рублей уже в этом году в Шентале Самарской области. Иными словами, наценку в 400% при всем желании не перекроешь благотворительностью и желанием лишь "отбить" затраты. Незаконная торговля патриотизмом стала настолько выгодным бизнесом, что это очевидно даже детям. 23 апреля 2015 года в г. Кемерово школьники на одной из площадей города продавали прохожим ленточки. В Саратове в тот же день женщина, владеющая двумя торговыми точками с преимущественно сувенирной продукцией, отказалась снимать с продажи ленточки по 10 рублей, аргументируя это тем, что в День Победы будет их раздавать бесплатно те, что не распродаст.

Законным способом поддержать акцию предлагается всем желающим. Организации могут стать официальными партнерами. Это компании и организации, которые самостоятельно приобрели и распространили более 20 000 георгиевских ленточек в своем регионе. Так, например, в числе крупнейших региональных партнеров числится Банк "Кубань Кредит". Частные лица могут стать волонтерами и помогать с раздачей ленточек. Для этого отправьте запрос на почту gl@cco.ru. Если вы стали очевидцем продажи георгиевских ленточек или получения их за покупку какого-либо товара, то организаторы также просят писать об этом на gl@cco.ru, фотоматериалы приветствуются.

В Краснодаре символ Победы будут раздавать бесплатно в супермаркетах "Магнит семейный" на улицах Дзержинского и Лизы Чайкиной, в "Табрис-Центре" на улицах Красных Партизан и Тургенева, в сквере им. Г.К. Жукова, в ТРЦ "Красная Площадь" иТРЦ "Галерея". Волонтеры вплоть до Дня Победы будут работать на улицах городов Краснодарского края каждый день с 13.00 до 16.00.