Седьмого ноября в Краснодаре, как и в иных городах России, прошло столетие всем известного события – для кого то великого, для кого-то – трагического. И вновь, как и всегда, поставило перед нами вопрос: насколько актуальна на сегодняшний
1446
Седьмого ноября в Краснодаре, как и в иных городах России, прошло столетие всем известного события – для кого то великого, для кого-то – трагического. И вновь, как и всегда, поставило перед нами вопрос: насколько актуальна на сегодняшний день тщательно сберегаемая память об этом событии на вполне себе официальном уровне?
Столетие октябрьского переворота, пусть и оставшееся в тени официоза 4 ноября, привычно отозвалось красными флагами на улицах города, группой коммунистов возле памятников Ленину и пламенными речами в стиле «можем повторить». Все это, скорей всего, довольно быстро сойдет на нет: в современной России хватает памятных и праздничных дат, куда более интересных населению. Но вот память о «Великом Октябре» останется в городе и крае: на множестве памятных табличек, со стен зданий повествующих о связанных с тем или иным домом «революционным» событием.
…Неприметный кирпичный дом на улице Братьев Дроздовых, построенный в конце позапрошлого века для семей железнодорожников. Каждый день сотни людей, приезжающих и отбывающих из Краснодара, проходят мимо, в лучшем случае скользнув равнодушным взглядом по мраморной табличке, повествующей, что: «В этом доме с 1902 по 1918 год жили братья Дроздовы –…пламенные кубанские революционеры».
Не сказать, чтобы и жильцам самого дома данные исторические деятели были много интереснее, чем проходящим мимо людям.
– Да какой это памятник, – машет рукой пенсионерка Галина Павловна, – ну, жили тут революционеры какие-то, так я про них знаю только то, что на доске написано. Мы здесь живем с 1975 года, помню еще в советское время приходили пионеры, расспрашивали, так я им то же самое сказала, что и вам.
Тем не менее, дом стоит в реестре Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, так же, как и множество иных объектов, посвященных событиям, которым сейчас вряд ли придают значение даже убежденные коммунисты. Ну, сложно представить сейчас человека, которого бы всерьез интересовал тот факт, что в Тихорецком районе на станции Порошинская когда-то стоял агитпоезд ВЦИК «Октябрьская революция», работой которого руководил «видный партийный деятель М.И. Калинин». Или что в станице Отрадной в одном из домов располагался арсенал «Попутненского военно-революционного отряда». Ну, или что в станице Азовской Северского района расположена могила П.В. Капустина, участника революционных событий 1905-1917 годов на Кубани. Важной эта информация может казаться разве что профессиональным историкам, но они-то как раз предоставляют данные, по которым составляются тексты подобных табличек, а не наоборот.
Такого рода «памятных мест», разбросанных по всему краю, в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия мне предоставили сорок пять, причем, подозреваю, список далеко не полный. Для сравнения – памятных мест, связанных с Белой Армией, мне в управлении выдали аж два, причем оба связаны с одним и тем же историческом деятелем – генералом Лавром Корниловым: место, где он погиб, и церковь, где его отпевали. Это при том, что из революционных памятников, по меньшей мере, пять – посвящены «героям, расстрелянным белогвардейцами», «героям, сражавшимся с корниловцами» и даже «погибшим при подавлении восстания белогвардейцев».
Понятно, что реестр памятников составлялся еще в советское время, с трепетным вниманием к собственной мифологии. Но все же, мы уже без малого тридцать лет живем в государстве, вроде как несоветском и некоммунистическом. Достаточный промежуток, хотя бы для того, чтобы соблюсти некий баланс между памятными местами, посвященными как «пламенным революционерам», так и их противникам. В различных архивах и мемуарах достаточно информации для того, чтобы воздать должное всем людям, по своей воле или помимо нее втянутых в круговерть революции: красным, белым, зеленым. А заодно, может, стоит провести переоценку и уже существующих «памятников», важных не сколько своей исторической значимостью, сколько идеологической правильностью. Тем паче, что данные «идейно правильные» памятники, как выясняется, были безразличны даже их обитателям, даже в те времена, когда данная идеология господствовала в стране абсолютно и безраздельно.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ