Общество:

Памятник согласию и примирению может стать яблоком раздора

25.07.2022

На Всесвятском кладбище планируется возвести ещё один памятник. На этот раз жертвам Гражданской войны

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

2425

Над его проектом в течение нескольких месяцев трудился творческий коллектив из Москвы.

Памятник предполагается разместить в так называемом «Расстрельном углу» на северо-западе кладбища. Там, конечно, и без него немало различных сооружений и памятных знаков, но почему-то решено добавить ещё один. Поначалу его обозначили как «Жертвам Гражданской войны», потом «Согласие и примирение», теперь вроде как «Покаяние». Там же, на месте, в середине июля провели совещание, на котором, как сообщают участники, решили, что «пора заканчивать» с обсуждением. Мотив понятен, поскольку акт выполненных (проектировочных) работ должен был быть подписан ещё днём ранее. Понятно, что перенесли, однако, бесконечно затягивать тоже нельзя. Есть риск попасть под судебные разбирательства. А там бюджетные деньги.

В Общественной палате г. Краснодара в прошлом году  обсуждали проект изменений к имеющемуся памятнику. Общественные эксперты, принявшие участие в обсуждении, разошлись во мнении.  

Мнение одних состояло в том, что памятник согласия и примирения у нас уже есть на входе в Городской парк. Он, конечно, примитивный до того, что даже символы красных и белых – папаха и буденовка – выглядят неубедительно. Сразу же возникает вопрос: а разве красные не носили папах? Они же благополучно пережили все советские годы, и по сей день полагаются полковникам да генералам! Да и представление о Гражданской войне, особенно на Дону и Кубани, как о всего лишь противостоянии красных и белых, – слишком примитивно и плоско.

Итак, памятник жертвам Гражданской войны в городе есть, Вечный огонь – тоже. Аж два. Правда, второй, в составе мемориала в Чистяковской роще.  Зачем ещё один, да ещё в паре сотен метров от первого?

По нашей просьбе сложившуюся ситуацию от экспертного сообщества прокомментировал известный   историк,  в.н.с. Южного филиала Российского Института Наследия, эксперт РАН и Минкультуры РФ Виталий Бондарь:

– У меня два вопроса к этому проекту. Первый – это его идейно-художественное содержание. Что означает эта скульптурная группа? В её центре – женщина, а по обе стороны от неё – две группы людей по три фигуры, которые олицетворяют «красных» и «белых». Причем, кто из них кто – понять довольно сложно. А ведь были ещё «единонеделимцы», «самостийники», «зеленые» и т. п. Не слишком ли примитивно отражается Гражданская война на Кубани?... За спинами всех фигур, по стене-фону проходит на всю ширину композиции широкая лента. А это что означает?

Не буду придираться к деталям одежды, – изображение газырей, вырезов черкески, сапог, которые сделаны с тупым носком, как на памятниках Петру Первому, и т. п. Это скульптор мог бы исправить «в рабочем порядке. Исправит или нет – другой вопрос. Но главное: зачем вообще нужен этот памятник, и почему именно в этом месте? Ведь этот кладбищенский квартал и без того перегружен символами. Его пространственной доминантой уже давно, с 1967 года, выступает мемориальный комплекс, видный как с улицы Октябрьской, так и с Северной. Это Площадь Героев с Вечным Огнем в композиционном центре. Причем там сделан широкий променад, можно идти и читать каменные скрижали на стенах, посвященные как Великой Отечественной, так и Гражданской войне. Когда-то, к 50-летию Октябрьской революции, этот комплекс создавали лучшие скульпторы и архитекторы края.   

Помимо Вечного огня, на том же квартале уже есть фигура Родины-матери. Зачем лепить ещё одну? Зачем ещё добавлять символику на уже перегруженный памятниками клочок кладбищенской земли? По принципу «кашу маслом не испортишь»? Но получается наоборот: беспорядочное тиражирование и нагромождение символов обесценивает, выхолащивает их смыслы, превращает «монументальную интерпретацию» событий прошлого в фарс, вызывает не эмоции и думы, а лишь недоумение.

При выборе таких проектов решающее слово должно быть за специалистами. В самых разных областях, – градостроительства, архитектуры, истории, монументального искусства… И прежде чем приступать к возведению памятника, неплохо было бы провести масштабную научную работу, которая должна начинаться с установления факта наличия общественного запроса, живой памяти об увековечиваемом деятеле, событии и т. д. Предполагаю, что сейчас запрос на предлагаемые символы, в условиях обилия монументов и «монументального хаоса»  последних двух десятилетий, отсутствует.

Так же как и, увы, отсутствует хоть сколько-нибудь осмысленная политика в этом вопросе. Где-то в кулуарах приняли решение, потом что-то поспешно возвели и торжественно открыли. А зачем?! Чтобы получить  предмет нескончаемых насмешек и критики, который вскоре забудется и останется просто стоять каменным или железным провинциальным истуканом, не вызывающим никаких чувств, а потому бессмысленным?

В этом году в Москве вышел наш с коллегами труд «Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы»,  в котором мы обосновываем свою позицию: «монументостроение» – и замысел, и воплощение, и последующие общественные практики памятования, то есть трансляция исторической памяти  – должно базироваться на результатах научных исследований.

Если не проводить предварительных изысканий, мы обречены плодить мифы. Как, например, чтобы далеко не ходить, с тем же пресловутым «расстрельным углом» на кладбище. Почему он вдруг стал «расстрельным»? Никаких свидетельств, что на этом месте кого-то расстреляли или даже просто проводили захоронение жертв репрессий, не существует. Это миф, родившийся не более десяти-пятнадцати лет назад.

От себя добавим, что в том «расстрельном углу» чего только нет: большущий казачий крест, греческая колокольня с немаленьким колоколом, бетонная плита с барельефами и надписями в память о Гражданской войне, открытая пару лет назад губернатором Кондратьевым. С неё уже сбили изображения, и будущее этого конструкта весьма туманно.

И всё же проект памятника ещё окончательно не согласован. По информации из краевого департамента архитектуры и градостроительства, это произойдет где-то через неделю. После одобрения комиссии он должен ещё поступить на утверждение губернатору. Так что здесь ещё можно что-то исправить, а вот с местом, похоже, – всё, подготовительные работы на нём уже ведутся. 

Сто лет назад наши предки сносили памятники царям и царской эпохе, потом – попавшим в опалу «красным вождям», потом – Сталину, потом – Ленину и советской эпохе. Не повторят ли нынешние монументы печальную участь своих предшественников? Продолжим ли мы свой бесконечный бег по кругу?