По материалам круглого стола, организованного «Новой газетой Кубани»
3848
Г.В. Ташматова, главный редактор "Новой газеты Кубани": В городе Краснодаре реализуется программа "Краснодару – столичный облик". Журналисты "Новой газеты Кубани" предлагают дополнить название фразой "… а краснодарцам – комфортную городскую среду". Ведь город существует для людей. Если горожанам некомфортно, то это неуютный город, каким бы красивым он не был. Я думаю, что главная цель, к которой мы все должны стремиться, это создание для горожан комфортной, безопасной, в том числе и экологической среды. Вопрос парковок в Краснодаре сегодня один из самых острых. Готовясь к сегодняшнему круглому столу, мы собрали мнения и пожелания наших читателей по этой проблеме, которые будут сегодня озвучены.
М.С. Жарков, начальник управления по организации дорожного движения муниципального образования город Краснодар: На сайте parking.krd.ru также опубликовано значительное количество вопросов, которые интересуют горожан, и ответы на них. Кстати говоря, этот сайт сейчас интегрирован в сайт городской администрации. На сайте указаны все места на территории муниципального образования город Краснодар, отведенные под парковки. Более того, загружена информация обо всех парковках, имеющихся на территории города, и платных и бесплатных, муниципальных и корпоративных, принадлежащих предприятиям и частным лицам. Всего у нас в городе 44 тысячи парковочных мест. Из них платных от общего количества около 6 тысяч машиномест, это и корпоративные и муниципальные парковки. Т.е. лишь 15 % от общего числа машиномест в городе платные. Всего в Краснодаре зарегистрировано свыше 440 тысяч автомобилей. Ежегодно наблюдается тенденция увеличения общего парка автомобилей на 15-20 тысяч единиц. По количеству автотранспорта Краснодар опережает Москву и Санкт-Петербург. На 1 тыс. жителей у нас приходится 495 автотранспортных средств, в Москве – 417, в Санкт-Петербурге – 380. Поэтому транспортная ситуация в городе достаточно сложная. Она обусловлена еще тем, что ежедневно в город Краснодар с семи основных направлений въезжает порядка 150 тыс. единиц транспорта. Краснодар интегрирован достаточно тесно с близлежащими районами Краснодарского края и Республики Адыгея. Большое количество людей приезжает на работу, за покупками в Краснодар. И примерно это же количество автомобилей в вечернее время выезжает из города. Поэтому самые главные проблемы – это заторы на въездах и выездах из города Краснодара и в центральной части города, где практически невозможна реконструкция улично-дорожной сети в связи с тем, что сложившаяся застройка не позволяет сделать расширение дорог. Из имеющихся 1734 км автомобильных дорог местного значения наиболее проблемными являются 350 км дорог, которые расположены в центральной части города и соединяют центр со спальными районами. Чтобы улучшить транспортную ситуацию на въездах-выездах, предпринят ряд мер: реализована реконструкция Ейского шоссе, сейчас идет реконструкция Елизаветинского шоссе, в этом году должны приступить к строительству моста через реку Кубань параллельно существующему Яблоновскому мосту. В этом году прошел экспертизу проект реконструкции Ростовского шоссе от ул. Зиповской до построенной развязки с расширением на одну полосу движения с изменением организации движения, с обустройством заездных карманов. В 2016 году намечается проектирование, а в 2017 году — реализация проекта по реконструкции Ростовского шоссе от развязки до присоединения к трассе М-4 ДОН на расстоянии 12 км. Там предстоит разместить 6-8 полос и построить три транспортные развязки в районе ул. Российской, х. Ленина и пос. Лазурного. Запланирована реконструкции развязок – поворот на Джубгу, примыкание Ростовского шоссе к М-4 ДОН. Т.е. транспортная ситуация при реализации всех этих планов на въездах-выездах из города значительно улучшится. Что касается непосредственно города. Я уже сказал, что количество транспорта огромное, и, конечно же, самым острым образом стоит вопрос наличия парковок. Перед тем, как реализовывать проект, мы подробным образом изучили опыт Москвы. Мы — вторые после Москвы начали реализовывать мероприятия по развитию парковочного пространства. Даже в Казани организовано в три раза меньше парковочных мест, чем в Краснодаре. У нас сейчас муниципальных парковок на 3300 мест, до конца года будет 5 тысяч машиномест, а в 2016-2017 гг. это количество будет доведено до 8 тыс. мест. Это то, что касается муниципальных платных парковок.
"НГК": Читатели задают вопрос: "Почему там, где были бесплатные парковки, создаются платные?"
М.С. Жарков: Нами изучен опыт не только российских городов, но и Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро, Мехико, городов Европы. Ничего иного мир не придумал, как организовать платные парковочные места для того, чтобы не превращались парковки в стоянки. Ведь, как у нас, приехал человек на работу, поставил на оживленной улице в центре автомобиль на 8-10 часов бесплатно. Ему удобно, а остальным гражданам нет. В законодательстве нигде не говорится о том, что муниципалитет или другие органы власти должны предоставить владельцу частного автомобиля бесплатное парковочное место на муниципальных дорогах или где бы то ни было. Нигде не регламентируется процентное соотношение платных и бесплатных парковок. Поэтому упрекать власть в том, что в городе были бесплатные парковки, а сейчас появились платные, оснований правовых нет. Да, это действительно так. Примерно 30% парковок, которые раньше были бесплатные, сегодня реконструированы, доведены до ГОСТовских параметров по глубине заездного кармана, по увеличению площади парковочного пространства. Перед тем, как приступить к реализации проекта платных парковок на территории Краснодара, мы проводили совместно с ГИБДД тщательный мониторинг по загруженности, по возможности организации парковки и т.д. Поэтому появление платных парковок в тех местах, где они были бесплатными, носит конкретную цель — максимально увеличить число парковочных мест для того, чтобы минимизировать количество желающих въехать в центральную часть города с надеждой, что где-то все равно припаркуются. Если мы создаем бесплатные парковки в центральной части города, то тем самым мы как бы подаем сигнал гражданам – приезжайте. А мест в центре для бесплатных парковок, как вы понимаете, нет. Тем самым мы просто закупорим центральную часть города. Весь мир идет по этой схеме – создание платного парковочного пространства в центральной части города. Некоторые города – Нью-Йорк, Лондон, Рим — пошли даже по пути платных въездов в центральную часть города. У нас законодательство не позволяет это делать. Все люди, которые причастны к этому процессу, сейчас в ожидании того, что в этом году Госдума примет новый Закон РФ "Об организации дорожного движения", который выделит организацию дорожного движения в отдельную отрасль, четко распределит полномочия между федеральными органами власти, региональными, муниципальными. Закон будет координировать застройки новых микрорайонов с развитием дорожной инфраструктуры и т.д. Это принципиально новый и необходимый для всей России закон. Такие законы во многих странах действуют. В связи с тем, что мы не можем ограничить въезд транспорта в центральную часть города, применив систему платного въезда или вводя временные ограничения по дням недели, мы решаем вопрос пробок в центральной части города путем платных парковок. Каждый человек, имеющий автомобиль и имеющий денежные средства заправить этот автомобиль, должен иметь 30 рублей, чтобы оплатить час парковки, если ему крайне необходимо заехать в центральную часть города на своем автомобиле. Подчеркну, что Краснодар – единственный город в России, где парковочное пространство создается без единой копейки бюджетных средств. Вся работа проводится на основании инвестиционного соглашения. Был объявлен инвестиционный конкурс на развитие платного парковочного пространства на территории города, было три участника. Наиболее привлекательное предложение по срокам, по объемам реализации было предложено фирмой "Ланит-Юг". Это известная московская фирма, которая занимается IT-технологиями. Руководитель "Ланит-Юг" в городе Краснодаре – Алексей Бердников. Затем, чтобы выделить специфику направления, это предприятие было переименовано в ООО "Городские парковки" с теми же учредителями, с теми же участниками. С момента создания платных парковок уже было зафиксировано порядка 780 тыс. посещений. И что самое главное — оборачиваемость парковочных мест резко увеличилась. Если раньше стояли по 6-8 часов, то сейчас средняя продолжительность парковки автомобиля 2 часа. В связи с этим значительно уменьшился автомобильный траффик в центральной части города. В том числе и за счет 50-60 % автомобилей, которые кружили по центральной части города в поисках места парковки и зачастую парковались в местах, где парковка запрещена. А в центральной части города у нас практически на всех улицах парковка запрещена.
"НГК": Кто же все-таки является владельцем платной парковки?
М.С. Жарков: Земля остается муниципальной, инвестор только привозит оборудование, устанавливает его, эксплуатирует, и после того, как это оборудование окупится, все парковки переходят в муниципальную собственность, в том числе и оборудование.
"НГК": Как распределяются средства от взимания платы за парковочные места?
М.С. Жарков: На сегодняшний день инвестор вложил порядка 140 млн. в развитие платного парковочного пространства. Сразу отмечу, что средняя цена одного парковочного места начиналась, по предложениям разных инвесторов, со 120 тыс. рублей на оборудование одного машиноместа. В настоящий момент средняя цена одного парковочного места составляет 35 тыс. рублей. Это абсолютно нормальная цена и реальный подход. Инвестор не старается содрать шкуру с города Краснодара и нажиться на проблемах города. Сбор от оплаты за парковку составил за год порядка 48 млн. рублей. В настоящий момент инвестор опережающими темпами вкладывает средства. В соответствии с инвестиционным соглашением, подписанным между управлением по организации дорожного движения и инвестором, распределение денежных средств определено следующим образом – 90% от поступающих средств идет инвестору на возмещение затрат, а 10% идет в городской бюджет. На сегодняшний день в дорожный фонд городского бюджета перечислено около 5 млн. рублей. Я еще раз подчеркну, что проект работает без единой копейки бюджетных средств, и после того, как окупится оборудование, оно перейдет в муниципальную собственность.
"НГК": Есть ли примерный расчет, когда оно окупится?
М.С. Жарков: Мы рассчитывали, что окупаемость будет идти гораздо быстрее. Одна из проблем, если говорить честно и откровенно, оплата за парковки. Оплата парковочных мест, расположенных вдоль проезжей части дорог и которые не ограничены шлагбаумами, составляет порядка 15 %. Законодательным Собранием Краснодарского края добавлена статья в административный кодекс Краснодарского края о наложении штрафа на владельца транспортного средства, не оплатившего парковку, в размере 1 тысячи рублей. Но дальше механизм дал сбой. Возложили обязанности на мировых судей, мировые судьи схватились за голову. Выяснилось, что мировые судьи выносят постановления только на основании протокола, составленного в соответствии с действующим законодательством, в том числе с КоАП РФ. А выявления нарушений камерами фото- и видеофиксации идет без составления протокола, сразу выносится постановление. Сегодня было очередное заседание в ЗСК, определились по схеме: органы муниципальной власти будут наделены полномочиями по составлению протоколов, вынесению постановлений о нарушении статьи Кодекса об административных нарушениях Краснодарского края. 17 июля 2015 года состоится очередная сессия Законодательного Собрания Краснодарского края, и эта норма будет закреплена. После этого мы сможем смело говорить о том, что если не заплатишь, можешь быть оштрафован на 1 тыс. рублей. В Казани, к примеру, сумма штрафа составляет 2, 5 тыс. рублей. Многие знают, что механизм наложения штрафа сегодня не реализуется, и не платят. К счастью, инвестор попался порядочный и не сворачивает деятельность в ожидании того, что поступления пойдут, и окупаемость, соответственно, пойдет гораздо быстрее. Поэтому, когда будет введена норма взыскания штрафов за неуплату парковок, она реально начнет действовать, для этого у нас уже все есть – инвестором приобретено три автомобиля, которые оснащены сертифицированной аппаратурой фото- и видеофиксации.
"НГК": Так называемый парковочный патруль?
М.С. Жарков: Да, совершенно верно. В тестовом режиме он уже работает, фиксация идет, но когда норма будет включена в действие, реально появятся штрафы. Поэтому сборы, конечно, идут несколько замедленными темпами. Вообще, предполагалось вложить порядка 400 млн. рублей и ожидалось, что полная окупаемость должна произойти в течение 8 лет. В настоящее время продолжается работа по определению мест для парковки, все это реализуется на основании действующего российского законодательства, постановлений, распоряжений муниципального образования. И схема оплаты, и парковочные места, и утверждение расценок, 30 рублей в час, тоже было разработано на основании методики Управления по ценам и тарифам администрации города. Единственное, на Привокзальной площади стоимость парковочного места 100 рублей за час., но там затраты на организацию парковки были значительно выше. Порядка 12 млн. рублей составили затраты на обустройство этой парковки, начиная с разметки и заканчивая паркоматами, навесами и т.д. И, безусловно, одно из других направлений – это создание приоритета для общественного транспорта с тем, чтобы сделать посыл населению города – на общественном транспорте вы можете приехать в любую точку города с комфортом, с кондиционером летом, с обогревом зимой, с соблюдением графика движения транспорта, на новом общественном транспорте. Для этого много делается, покупаются автобусы, троллейбусы, трамваи. Край очень хорошо помогает в этом вопросе, по программе "Краснодару – столичный облик" выделены денежные средства, приобретено около 100 крупных автобусов, чтобы увеличить количество перевозимых людей в центральной части города. Понятно, что не всем это нравится.
"НГК": Многие задают вопросы – зачем вы делаете платные парковки в районе лечебных учреждений?
М.С. Жарков: Опять же, возле этих лечебных учреждений часами стояли автомобили предприятий, расположенных поблизости, сотрудников этих лечебных учреждений, а клиентам этих лечебных учреждений припарковаться практически было негде. Сейчас, пожалуйста, на ул. Постовой возле детского диагностического центра без конца идет сменяемость на парковке, въезжают – выезжают. Вероятность припарковаться на законных основаниях гораздо выше, чем была раньше. В 2,5 раза увеличилась сменяемость парковочных мест и возможность припарковаться. Ну и, соответственно, когда уменьшился траффик по центральной части города, на 15% увеличилась средняя скорость движения транспорта в центральной части города, что уменьшило заторы, за исключением вечерних и утренних часов, а также при выпадении большого количества осадков. Нашим управлением разработана концепция, только в этом году мы разработали около 300 новых схем изменения организации дорожного движения, изменения работы светофоров, количества полос на дорогах, т.е. локальными методами можно в какой-то мере оптимизировать движение транспорта. Кроме того, обсуждаются и кардинальные меры, такие, как вынос мест массового притяжения граждан из центральной части города, это банки, офисы, административные здания. И желательно, конечно, развивать экономику близлежащих районов Краснодарского края и Республики Адыгея для того, чтобы минимизировать въезд в Краснодар жителей этих районов на заработки.
"НГК": В Краснодаре появляются многоуровневые парковки. Насколько они себя оправдывают?
М.С. Жарков: Что касается развития, строительства капитальных многоярусных парковок. В городе их уже большое количество, но на практике заполняются они на 50-60%. Т.е. люди просто не хотят платить. Менталитет, к сожалению, у нас такой, разбаловались мы за годы советской власти, плюс уступки, чтобы заработать политические дивиденды, постоянно идем на поводу и делаем поблажки. Поэтому и сегодня народ требует – дайте нам бесплатные парковочные места! Хотя я уже выше говорил, что ни одним действующим законодательством такие обязательства не накладываются на город. Останавливаемся и под знаками, только бы не платить. У нас в центральной части города порядка 1200 знаков, запрещающих парковку автомобилей. Разрешается только парковать автомобили на улицах с односторонним движением, там, где не создаются проблемы для движения транспортного потока. Но бывает, что паркуются вторым рядом, на пешеходных переходах, это, безусловно, клиенты эвакуаторов. Кстати говоря, на заседании Государственной Думы РФ приняты в окончательном чтении изменения в Закон "Об эвакуации транспортных средств", где запрещается эвакуация под знаком 3.27 "Остановка транспортных средств запрещена", а разрешается эвакуация транспортного средства лишь под тем знаком 3.27, к которому добавлен знак "Работает эвакуатор". Эти знаки должны устанавливаться за 20 дней до начала их действий, чтобы предупредить население. А на остальных улицах, там, где стоит запрещающий знак, в том числе 3.27, там разрешается эвакуация только тех транспортных средств, которые реально мешают движению.
"НГК": Михаил Сергеевич, если не ошибаюсь, есть статья в Кодексе об административных правонарушениях, которая запрещает оборудовать парковочные места на проезжей части. В частности, большая проблема с проездом возле Краснодарского краевого суда. Разные организации, в том числе магазины, офисы, рестораны устраивают парковочные места для своих клиентов и огораживают эти места препятствиями. Ваше управление как-то контролирует этот процесс?
М.С. Жарков: В течение последних двух лет мы выдаем технические условия хозяйствующим субъектам на обустройство парковочных мест напротив зданий, сооружений, офисов, ресторанов и т.д. Выдано порядка 270 технических условий на 3080 машиномест. Эти парковки обустраиваются за счет этого хозяйствующего субъекта, который изъявил желание это сделать, без вложения муниципальных средств. Но парковка является общедоступной, общего пользования, никаких заборов, ограждений, табличек там быть не должно. Если предприниматель реализует все эти действия, то он несет ответственность по двум статьям административного кодекса: нарушение правил благоустройства, в данном случае составляется акт, и создание препятствий на дорогах, нарушение по этой статье оформляется протоколом ДПС и налагается штраф до 5 тыс. рублей. Два года назад издано Постановление администрации города для организации работы по предотвращению таких ситуаций. К сожалению, многие пользуются незаконно этой методикой, ограждая парковки, прилегающие к тем или иным зданиям, причем парковки общего пользования. С 1 июня началась повторная активная работа по выявлению таких фактов. Ресторан "Мама миа" на Бабушкина, уже три протокола составили, на "Фрателли", по-моему, составляли. Те, кто в общем порядке оформляют заездной карман, не имеют права ставить ограждения для въезда других владельцев транспортных средств. Имеют право ставить ограждения, таблички, "лягушки" только те, кто оформил в аренду этот земельный участок. Работа эта ведется, и она будет усиливаться. По поводу реализации парковки на проезжей части дороги. Я не помню такого в законодательстве, в ГОСТах, где бы было ограничение создания парковки на проезжей части дороги. Парковка может создаваться, если она не мешает общему движению транспорта на улицах, допустим, с односторонним движением. На улицах с двусторонним движением у нас прибордюрных парковок практически нет, а на улицах с односторонним движением, там, где есть возможность создать парковку, не мешая общему транспортному потоку, такие парковки создаются. В частности, на ул. Захарова, Новороссийской. Более того, мы сейчас предполагаем, что в связи с тем, что там две полосы остаются для свободного передвижения транспорта, расположить машины "елочкой", тем самым увеличить количество парковочных мест, так как там парковка очень востребована. Размещение всех парковок согласуются со службами ГИБДД и все они соответствуют действующим нормативам. Там, где создается хаотичная парковка, например, на ул. Лузана возле здания Ленинского районного суда, принято решение сделать платную парковку. Поэтому основной критерий выбора места под парковку – это наличие проблем с организацией дорожного движения.
"НГК": К примеру, гражданин поставил машину на платную парковку, а автомобиль угнали, задели, помяли. Организация несет какую-либо ответственность за сохранность автомобиля?
М.С. Жарков: Не несет. Дело в том, что есть понятие "стоянка" и понятие "парковка". Стоянка — для длительного хранения автомобиля, а парковка — для временной остановки, для решения тех или иных вопросов. В регламенте работы стоянки предусматривается сохранность автомобиля, но, в основном, это частные стоянки или стоянки, которые принадлежат предприятиям или организациям. Муниципальных стоянок нет. И муниципалитет не собирается делать муниципальные стоянки. Если и будут многоярусные стоянки, то это будут только инвестиции, так как у муниципалитета на это средств нет. Это довольно дорогое удовольствие. Сейчас нам предложили корейские механические парковки лифтового типа, обустройство одного машиноместа по предложению обходится в 650 тыс. руб. На этих многоярусных стоянках есть ответственность владельца стоянки. На парковке ответственности нет. Ответственность на парковке наступает в соответствии с действующим законодательством. Если вам помяли автомобиль, вы вызываете соответствующие службы, оформляете это протокольно, и дальше пошла процедура возмещения.
"НГК": Куда поступают средства, взимаемые с нарушителей в виде штрафа за неуплату парковочного места?
А.Н. Бердников, генеральный директор ООО "Городские парковки": Средства от взимания штрафов полностью идут в муниципалитет.
"НГК": Но выходит, что штрафов, как таковых, еще не было, так как не было законодательной базы?
А.Н. Бердников: Законодательная база есть, есть нормы, есть утвержденные суммы. Но сам механизм взимания штрафов не работал. Сейчас пересматривается ситуация. И 17 июля на сессии ЗСК будет пересмотрен вопрос о том, кто будет составлять протокол по штрафованию.
"НГК": А кто будет составлять протокол?
А.Н. Бердников: Этими полномочиями будут наделены муниципалитеты.
"НГК": Т.е. будет создаваться новая служба при мэрии?
М.С. Жарков: Я приведу пример. В Москве этим занимаются структурные подразделения мэрии Москвы. Москве легче решать эти вопросы, так как город Москва — это субъект федерации, на этом уровне легче принимать законы, регламентирующие ту или иную деятельность. Для того, чтобы организовать сбор штрафов с владельцев транспортных средств, которые нарушили правила парковки, функции передали мэрии Москвы. А затем утвердили их Постановлением правительства Москвы. Более того, сейчас в Государственной Думе рассматривается вопрос по ходатайству Москвы о том, чтобы законодательно определить право Москвы составлять протоколы и взимать штрафы за нарушения и правил парковки, и правил стоянки ТС под соответствующими знаками. Согласно действующему законодательству, это право имеют мировые судьи, исполнительные органы государственной власти, административные комиссии. В мэрии Москвы создали — МАДИ "Московская автомобильная дорожная инспекция", в ней работают порядка 500 человек. Это структура правительства Москвы. Кроме того, есть госучреждение "Администратор московского парковочного пространства", которое за деньги бюджета приобретает оборудование, обустраивает и содержит парковки, там работают порядка 1200 сотрудников. Все города, в том числе и Казань, пошли по пути вкладывания бюджетных средств. По нашему пути предполагает пойти Сочи, они планируют объявлять инвестиционный конкурс, а также город Грозный. В любом случае в Краснодаре будет определена структура, скорее всего, это будет наша структура, которая будет заниматься составлением протоколов. Но сам механизм будет следующий. Осуществляется фото- и видеофиксация нарушений, предполагается, что органы муниципальной власти будут наделены возможностью выносить постановления на основании данных фотофиксации, которые будут подписываться и рассылаться гражданам на оплату штрафов. Если в течение 60 дней гражданин не оплатил штраф, то дело передается судебным приставам для взыскания штрафа в принудительном порядке.
"НГК": Наверняка граждане будут оспаривать...
М.С. Жарков: Естественно, в Москве значительное количество судебных решений проходят по поводу некорректного взыскания штрафов, некорректной эвакуации автомобилей и т. д. Это рабочий процесс, но рано или поздно ситуация нормализуется.
"НГК": То есть год работы дал ощущение, что это абсолютно верное направление, и вы чувствуете, что эффект есть. Но стоимость парковок, насколько она обоснована? Поступают жалобы и на то, что сумма довольно-таки высокая.
А.Н. Бердников: Скажу следующее: 30 руб. за час парковки — это самая низкая стоимость по стране. В Казани — 50 рублей, в Сочи — 50 руб., в Москве — от 80 до 150 руб. В Краснодаре уровень жизни выше, чем, к примеру, в Казани или Сочи. Парковка в аэропорту Краснодара не является муниципальной, она принадлежит аэропорту — это их земля, их парковка. Да, на Привокзальной площади некомфортно дорогая цена, но там и затрат было довольно-таки много для оборудования парковки. Но у нас на всех парковках первые 15 минут бесплатные, поэтому есть время для посадки-высадки пассажиров.
"НГК": А как ситуация с таксистами на железнодорожном вокзале и в аэропорту Краснодара?
М.С. Жарков: В аэропорту своя схема. Аэропорт заключил договор на обслуживание такси, поэтому там стоят только 4-5 автомобилей Toyota Camry, остальные только въезжают-выезжают. Что касается вокзала, там мы оборудовали 5 машиномест для стоянки городского такси, которые находятся за пределами парковки. К нам обращаются с просьбами – "дайте нам места, мы готовы делать предоплату, абонементы, чтобы стоять на парковке". Но на парковке должны стоять все желающие. Я понимаю, что у них соперничающие структуры, но думаю, можно организовать единый диспетчерский пункт — приехали, загрузились, подъезжает следующая машина и т. д.
"НГК": Один из вопросов наших читателей касался отсутствия сдачи в паркомате, а также форм оплаты.
А.Н. Бердников: Есть 5 способов оплатить парковку, этих способов больше, чем в Москве, к примеру. У нас есть возможность принять платеж за парковку смс-кой через мобильное приложение, через сайт, через паркоматы, с помощью кредитной карты, с помощью парковочной карты, наличными. Все эти возможные способы реализованы. Скоро появится возможность оплачивать через терминал-QIWI и мобильный банкинг. Причем в Москве, Казани, Ростове и Ставрополе наличные средства не принимаются. К сожалению, поступают жалобы на то, что паркомат "зажевал" карту, сдачу не дает и т. д. В аэропорту паркоматы выдают сдачу. Они в три раза больше, чем наши паркоматы, у нас на паркоматах четко написано, что паркомат сдачи не дает. Более того, смс-сообщениями или через личный кабинет можно оплатить по минутной тарификации. И сейчас мы каждый день получаем информацию о том, что растет число людей, оплативших смс-сообщениями и через мобильные приложения. Люди понимают, что это более выгодно. Комиссию оплачивает непосредственно инвестор, комиссии есть, они существуют, с нас берут и мобильные операторы, тот же МТС, Билайн, но оплачиваем эту комиссию мы. Сейчас прорабатываем механизм работы с Яндекс по оплате парковки. Есть ряд банков, которые имеют свои клиентские мобильные приложения, через которые также можно оплатить парковку. По поводу того, что паркомат не дает сдачи. Изначально не предполагалось, что паркоматы будут принимать наличные. Чем больше наличности, тем больше возможностей для злоупотребления. Главная цель парковок – сделать такой прозрачный механизм, чтобы не было возможности злоупотребить парковками. Были два момента, когда мы выявляли мошенничество. Когда человек первый раз сталкивается с паркоматом, тут же находятся так называемые "помощники", которые кладут деньги себе на счет, оплачивая свою парковку. Или пополняют счет на своей карте за счет сдачи, которой нет. Был такой прецедент на ЖД вокзале, когда подъезжает на парковку автолюбитель, к нему сразу подбегает ребенок, предположительно из цыганской семьи и выхватывает карту, а потом предлагает ее выкупить. Какое-то время у нас была охранная компания, которая охраняла парковочное оборудование. Мы предполагали, что они будут помогать, консультировать граждан по оплате, но мы стали выявлять моменты, когда некоторые сотрудники компании пытались злоупотребить: пропускали владельцев автомобилей, поднимая шлагбаум, а деньги оставляли себе. В итоге мы расторгли контракт. Все эти моменты были пресечены. И сейчас охранник, который стоит на парковке, не может поднять шлагбаум, это делает диспетчер из диспетчерского центра через камеру видеонаблюдения, и с ней невозможно договориться. Добавлю, чем больше количество функций у паркомата: выдача сдачи, оплата мелочью и т.д., тем больше вероятность сбоя. Поэтому иногда, к сожалению, у нас и сегодня бывают сбои по разным причинам: по вине представителя на парковке, из-за отключения электроэнергии, кто-то силовым порядком решил поднять выездное устройство и т.д. Добавлю по поводу ответственности. На парковке за сохранность автомобиля ни государство, ни ООО "Городские парковки" не несут ответственности. Были случаи ДТП на парковках, все эти случаи снимаются видеокамерами, очень много случаев было раскрыто, как с участием автомобиля, так и без, в том числе и воровство. Всю информацию мы передаем силовым структурам, и они ее отрабатывают. Если кто-то ударил автомобиль и уехал, можно найти этот автомобиль, просмотрев видеозапись. Более того, мы планируем автолюбителям, которые оплатили парковку, бесплатный контент, чтобы наблюдать за своим автомобилем on-line.
"НГК": Алексей Николаевич, парковки работают круглосуточно?
А.Н. Бердников: Да, 24 часа в сутки, стоимость в течение суток одинаковая, в том числе и в выходные, и праздничные дни. Помимо этого, вышло Постановление главы города о резидентах и льготниках. В результате чего у льготников появилась возможность реализовать свое право на получение возможности бесплатно парковаться. Этим постановлением определены льготные категории граждан и организаций, которые имеют право парковаться или на основании льгот, или бесплатно.
М.С. Жарков: С момента начала реализации проекта, мы исполняем федеральный закон о защите прав инвалидов. Мы выдали порядка 400 парковочных карт инвалидам для бесплатного пользования парковками города. В отличие от Москвы мы даем возможность бесплатной парковки гражданам, перевозящих инвалидов и детей-инвалидов, с привязкой к автомобилю. Также Герои Советского Союза, Герои России, спецслужбы, пожарные, полиция пользуются парковками бесплатно. Что касается жителей близлежащих домов. Принято Постановление администрации города, разрабатывается регламент оказания муниципальной слуги через МФЦ, куда гражданин приносит пакет документов, подтверждающих его место жительства и владения автомобилем, и через МФЦ будет оказана услуга бесплатной парковки в ночное время на платных муниципальных парковках. Т.е. жителям близлежащих домов в радиусе порядка 500 метров от парковки будет разрешено бесплатно парковать автомобили на платной парковке в ночное время с 20 час. до 8 часов утра, а также неограниченно пользоваться парковкой за абонентскую плату в 3 тыс. рублей в год.
А.Н. Бердников: Я добавлю по многоквартирным домам. Сейчас мы отрабатываем следующий вопрос. Во дворы домов, рядом с которыми появились платные парковки, стало стекаться много машин, особенно в центре. И мы сейчас работаем с ТСЖ по такой схеме. Мы с рассрочкой делаем шлагбаумы, устанавливаем видеокамеры, выдаем карточки для жильцов, они бесплатно сами пользуются, а ТСЖ рассчитывается с нами, распределяя эти средства между жильцами на квартплату, т.е. в сумму квартплаты вносится обустройство парковки.
М.С. Жарков: Общим собранием жильцы могут принять решение сделать парковку на отмежеванной земле. Они заказывают проект, обустраивают парковку въездными и выездными устройствами.
"НГК": Напрашивается вопрос – какие-либо общественные слушания предвосхищали появление в городе платных парковок?
М.С. Жарков: Дело в том, что когда мы готовились к этой работе, мы максимально задействовали общественность, в том числе и совет по взаимодействию с общественностью при главе города. Там есть много любителей давать советы, как организовать движение в городе. Работа не велась втайне от кого-то. Вся информация была доступна. Я понимаю, что с обществом надо говорить, надо советоваться, но, к сожалению, общество несколько эгоистично, общество меркантильно, и преследует в первую очередь собственные интересы. Если вы читали на сайте, мы планируем сделать выделенную полосу на проспекте Чекистов. Там реально есть полоса, которую мы хотели определить для общественного транспорта, сейчас она забита припаркованными автомобилями. Поступило около 450 отзывов, где-то 70% категорически против, и 30% тех, кто реально используют общественный транспорт. Более активная часть населения имеет собственный автомобиль. Поэтому при общественных обсуждениях человек в первую очередь преследует собственные интересы. Общественные интересы, интересы города уходят на второй план.
"НГК": Как и где можно приобрести парковочные карты?
А.Н. Бердников: Да, они есть, распространяются они в сети DIM-кофе. Точки этой сети находятся практически в любой точке города. Это предоплаченные парковочные карты на 500 рублей, но их можно пополнить на любую сумму с помощью того же паркомата.
М.С. Жарков: Если я вношу купюру для оплаты стоимости парковки и если сумма не под расчет, то есть функция, которая позволяет сдачу зачислить на эту карту, и в дальнейшем ее использовать.
А.В. Алифиров, руководитель комитета по работе с экспертами в Общественном совете по городской среде "Помоги городу": Вы упомянули, что вынос государственных учреждений – это крайняя мера. Но ведь если определить госучреждения в район, удаленный от центра, то было бы противоположное движение…
М.С. Жарков: Почему я сказал, что это крайние меры, потому что этот проект очень дорогостоящий. К примеру, Алматы, сделали новую столицу — Астана, Рио-де-Жанейро, сделали столицу Бразилиа, Назрань была столицей, теперь Манас, и так далее. У нас разработана перспектива улично-дорожной сети до 2030 года, стоимость этой перспективы 78 млрд. рублей. Хотя, конечно, мы пожинаем плоды точечной застройки, выделение помещений под офисы в центральной части города. Менталитет у нас такой. Весь мир старается жить за городом, а у нас стараются жить в центре. Поэтому и растет количество элитных домов в центре.
"НГК": В Краснодаре существует расхожий миф о том, что платные парковки, это некая коррупционная схема "начальники-отцы города, их родственники, и ДПС с эвакуаторами, которыми они руководят, это часть этой схемы, и все это идет в личный карман, мол, все знаем, чей это карман". Вот примерно так. То, что мы здесь сегодня услышали, лично у меня разбивает этот миф полностью. И все-таки ответьте, пожалуйста, для полной ясности, кому принадлежат эвакуаторы, сколько их в городе Краснодаре и куда идут деньги от штрафов?
Д.В. Приходько, старший инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД по г. Краснодару: Эвакуаторами занимается муниципальная служба. На начало года эвакуационной деятельностью в Краснодаре занималось четыре автотранспортных предприятия. С эвакуатором работает сотрудник ДПС, который фиксирует факт нарушения, составляется административный материал, другой вопрос – в случае, если появился владелец в момент эвакуации, то инспектор обязан на месте составить протокол, и транспортное средство уже не эвакуируется. На сегодня порядка 25 единиц техники — постоянно действующих эвакуаторов, ежедневно эвакуируется до 100-150 единиц транспортных средств.
М.С. Жарков: Участниками эвакуационного процесса являются сотрудники ДПС, есть МУП "Гортранс", у которого 9 или 10 эвакуаторов, а вообще, в городе 30 эвакуаторов. Ограничений на предоставление услуг эвакуации нет. Краевой департамент выдает лицензию на эту деятельность, объявляется конкурс на привлечение к работе эвакуаторов. Насколько я знаю, участвует в этой работе МУП "Гортранс" и еще четыре хозяйствующих субъекта, частных предприятия. Они распределили город по зонам, к эвакуаторам прикреплены сотрудники ДПС. Тариф на эвакуацию утвержден департаментом цен и тарифов Краснодарского края. Штраф, который оплачивает гражданин за парковку в ненадлежащем месте, идет в бюджет Краснодарского края, и все штрафы, связанные с нарушениями ПДД, идут в бюджет края, а штрафы, которые будут взиматься за нарушения правил парковки, поступают в бюджет Краснодара. Т.е. штраф в 1,5 тысячи рублей идет в бюджет Краснодарского края, а услуги эвакуации оплачиваются непосредственно этой организации.
Я.П. Анозов, начальник отдела градостроительного развития территорий департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края: Для реализации планов по реконструкции дорог, мостовых переходов, транспортных развязок, о которых говорилось выше, они предварительно были внесены в соответствующие документы территориального планирования. Это в первую очередь перспективный план города Краснодара, генеральный план, который разработан на 25 лет и в котором содержится схема улично-дорожной сети. Путем реализации этих градостроительных решений, которые заложены в генеральном плане, будет реализовываться реконструкция конкретных объектов. Предусмотрены и общественные слушания. Мои рекомендации гражданам – активно участвовать в согласовании градостроительной документации. По поводу паркингов, которые располагаются на внутридворовой территории. Границы таких зон у нас определены в планировочной документации, это проекты планировки территорий, и этот проект подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях с тем, чтобы учесть мнение граждан. Сейчас и федеральное законодательство путем внесения изменений делает больший акцент на градостроительную документацию. Больше увязывает градостроительное законодательство с земельным законодательством, и все это так или иначе влияет на структуру населенных пунктов.
"НГК": Мы услышали, что Сочи планирует вводить платные парковки?
А.Н. Бердников: Они уже ввели.
"НГК": А другие города и районы края?
М.С. Жарков: В середине прошлого года вышло постановление губернатора Краснодарского края "О развитии парковочного пространства на территории Краснодарского края", в котором рекомендуется всем муниципалитетам проработать возможные варианты выделения земельных участков, в том числе и в составе дорог, для развития платного парковочного пространства, определив места массового сосредоточения транспортных средств, места массового посещения гражданами. Города Краснодарского края проявляли интерес, и не только города, но и станицы, но реально парковочные места есть в Сочи, где на сегодня их 960. Но Сочи пошел по пути выделения средств из бюджета, закупки оборудования и его установки, сразу же появилась необходимость содержания оборудования. Но сейчас они хотят пойти по нашему пути, с привлечением инвесторов.
"НГК": Есть постановление главы города Краснодара, которое обязывает застройщиков жилых кварталов строить жилые дома с коэффициентом 1,7. Т.е., покупая квартиру в новом доме, я уже покупаю
1,7 машиноместа. А вы говорите, что ТСЖ будет платить за оборудование парковки. Выполняется ли это условие застройщиками? Кто это контролирует?
А.Н. Бердников: Мы говорим о том, что сейчас, когда мы создаем платные парковки, часть "левых" машин заезжают во дворы. Вы бесплатно ставите на свою парковку во дворе дома, но на ваше место может претендовать машина из близлежащего района, владелец которой приезжает на работу в ваш район. Он приехал, бросил машину у вас во дворе и ушел. Для центральной части города это бич. И сейчас мы помогаем ТСЖ поставить шлагбаум, чтобы освободить дворовую территорию от чужих автомобилей. И я добавлю, по соглашениям. На сегодняшний день у нас уже заключено пять соглашений с городами Краснодарского края по организации парковочного пространства. Это Туапсе, Новороссийск, Геленджик, Армавир, Тимашевск, это помимо Сочи и Краснодара.
А.В. Гусак, депутат Законодательного Собрания Краснодарского края: Да, было решение городской Думы Краснодара, но я очень жалею, что коллеги из городской Думы пошли на попятную у застройщиков. Ведь не секрет, что многие застройщики сами являются депутатами на различных уровнях и лоббируют свои интересы. Изначально планировалось, что нормы
будут выше на каждую
квартиру.
М.С. Жарков: В центральной части города планировалось 2,0 машиноместа, а сделали 1, 7, а по периметру – 1,5 машиноместа.
"НГК": Алексей Владимирович, как законодатель, вы удовлетворены полученной на кругом столе информацией? В правильном ли направлении город движется? Какие-то вопросы, претензии, несоответствия выявили в ходе круглого стола?
А.В. Гусак: У меня двоякое ощущение. Во-первых, я сам пользователь парковок, сегодня на личном автомобиле я приехал, оставил около Кооперативного рынка автомобиль и прогулялся сюда. Почему двоякое ощущение. Как депутат, как представитель народа, я должен быть защитником народа. Я часто слышу критику в адрес парковок. Но с другой стороны, как государственник, я сам являюсь полным сторонником этого пути. Одно дело, ты ведомый народом, другое – ты ведешь народ. Это правильный путь, и действительно, транспортная ситуация в городе проблемная. Поэтому я веду разъяснительную работу, у меня достаточно много подписчиков в социальных сетях, и тема парковок – это одна из острейших тем дебатов. Я пытаюсь склонить общественное мнение в сторону необходимости этого проекта, даже с определенными имиджевыми потерями. Но я понимаю, что благое дело делают власти. Я был как-то у "Городских парковок", чтобы посмотреть, как этот процесс организован, задал им кучу вопросов, но сейчас я намного больше услышал, и, несомненно, постараюсь донести эту информацию до общественности. Для Героев России и СССР парковка бесплатная, поэтому я призываю, чтобы граждане становились Героями России и получили бесплатное право на парковку. И еще говорят, что якобы, хотят на этом заработать. Но, как мы видим, парковки делаются в центральной части города, и никто не "лезет" в микрорайоны, это не тотальный спрут, который раскинул свои сети, чтобы высосать деньги из бедных граждан. Это не так. Более того, я предположу, что когда все мы посещаем заграницу, мы сразу принимаем правила парковки, нам в голову не придет там припарковаться в неположенном месте. В любимой многими Барселоне за возможность припарковаться возле своего дома ты должен заплатить около 4-х тыс. рублей на наши деньги в месяц. Этот менталитет сложно сломать. Но необратимость наказания сделает сама эту работу. И у депутатов не остается другого выбора, как принимать шквал критики на себя.
А.А. Лачков, член Общественного совета города Краснодара: Мы полностью поддерживаем Михаила Сергеевича Жаркова. Много нового услышали сегодня. Кстати, сразу хочу сказать по поводу стоимости парковки. Стоимость парковки — это инструмент регулирования автомобилепользования в центре города. Я думаю, в дальнейшем можно регулировать цены, как в Москве, повышая по мере наполняемости. Никто не запрещает иметь 1-2-3 автомобиля, но нужно сократить само пользование автомобилей, чтобы разгрузить центр. А по поводу льгот, это мое личное мнение, я против льгот, хотя с 20 час. вечера до 8 утра бесплатная парковка – это вполне нормально. На ул. Стасова появилась платная парковка. Она почти всегда свободная. А в центре можно не делать ночью бесплатную парковку, есть места, где всегда будут машины стоять.
М.С. Жарков: Наул. Ставропольской как раз резиденты будут ночью пользоваться парковкой, просто все надо обрамлять документами и расчетами.
А.В. Алифиров: У нас в Общественном совете все солидарны в этом вопросе, надо людей приучать к этому, это единственный путь. Путешествие в центр на автомобиле, безусловно, должно быть роскошью. И ты должен понимать, что если ты туда едешь на автомобиле, ты создаешь большие неудобства и, соответственно, за это надо платить. Я полностью поддерживаю повышение стоимости парковки именно в центре. Но не надо забывать и о жилых комплексах в центральной части города, когда идет дискуссия о том, что жить невозможно, и тут же возникают новые жилые комплексы. Идет противоречие. Нужен взаимный контроль, взаимодействие всех структур, чтобы такие моменты не создавали дополнительных сложностей. Вроде бы мы разгружаемся и на освободившееся место выставляем очередную проблему.
Г.В. Ташматова: Впервые в своей журналистской практике я сталкиваюсь с подобным единодушием на круглом столе в столь остром вопросе. Это говорит о том, что жители краевого центра, общественность преодолевают постепенно чувство эгоизма и готовы отчасти поступиться личными интересами в пользу общественных.
Записала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА