Общество:

Пассажир: тариф, перевозчики

09.11.2015

Все, что хотели бы узнать жители Краснодара об общественном транспорте, спросили журналисты у тех, кто за него отвечает

1505

Все, что хотели бы узнать жители Краснодара об общественном транспорте, спросили журналисты у тех, кто за него отвечает.

Краснодарцам следует ждать повышения тарифа на проезд в общественном транспорте уже в начале следующего года. Об этом сообщили на пресс-конференции, прошедшей 28 октября. Вели пресс-конференцию и отвечали на вопросы журналистов директор департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации МО Краснодар Евгений Калиоропуло и директор МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусного управление" Алексей Князев.

Новый тариф


Евгений Калиоропуло пояснил, что пакет необходимых документов уже сформирован и отправлен в департамент цен и тарифов города Краснодара. Окончательное решение о тарифе еще не вынесено, но находится в завершающей стадии. После утверждения стоимость 1 поездки в общественном транспорте г. Краснодара будет составлять 21-22 рубля.
Чтобы не выбиваться из единой тарифной политики, департаментом транспорта было подано ходатайство в администрацию об утверждении такого же точно тарифа и для частных перевозчиков, хотя экономически обоснованная затратная часть в этой отрасли по расчетам частных компаний составляет 28-29 рублей за 1 поездку. На вопрос журналистов, будет ли разниться тариф для электро- и автотранспорта, ответа дано не было. Сейчас разница составляет 17 и 19 рублей. По мнению Евгения Владимировича, эта разница останется, поскольку в электротранспорте ездит больше людей, и он рассматривается как социальный. Значит, и услуга должна стоить дешевле. Как следствие, ожидается увеличение цены проездного билета, но при этом те скидки в 10-15%, которые существуют сегодня, сохранятся.


В чем причина повышения тарифов?


Алексей Князев развенчал миф о том, что тариф поднимают из-занеграмотного

управления:

– За те 9 месяцев, которые я руковожу этим предприятием, пришла новая команда в МУП КТТУ. Сбор выручки по сравнению саналогичным периодом прошлого года вырос на 180 миллионов рублей. За эти 9 месяцев выручка составляет около 1 млрд 700 миллионов рублей, – привел цифры руководитель. – Выручка была поднята за счет работы с кондукторами , видеонаблюдения, установленного в каждом салоне, оптимизации маршрутов. Запущена единая система закупок предприятий. МУП КТТУ – это десять структурных подразделений. Но при моем заступлении на должность уже была задолженность предприятия по прошлым годам, она не оплачена, и возникает проблема по финансированию самого предприятия. Мы довольно долго не принимали новый тариф. Последнее повышение было более полутора лет назад. Мы весь 2015 год отработаем при тарифе в 17 рублей при экономически обоснованном 19,8 рублей. Естественно, чтобы каким-то образом компенсировать затраты, стоимость проезда в общественном транспорте должна быть повышена. Еще раз повторю, что разница в выручке после повышения тарифа будет использована для поддержания на прежнем уровне качества работы МУП. Будет проведена также индексация зарплат водителям и кондукторам, которые у нас работают. У кондуктора сейчас средняя заработная плата 22-24 тысячи рублей, у водителей 26-27 тысяч рублей, – рассказал глава МУП КТТУ.

Глава департамента транспорта также пояснил причину повышения тарифов:
– Ранее мы повышали тарифы раз в два-три года, что вело к чрезвычайно нестабильной финансовой ситуации. У общественности возникает вопрос, почему повышается тариф не ежегодно?
Предстоящий скачек цен на общественный транспорт города считаю нормальным, его необходимо делать ежегодно, чтобы не дестабилизировать обстановку в муниципальном образовании, – пояснил Евгений Калиоропуло.


Покупка новых машин


Как объяснил журналистам Евгений Калиоропуло, общественный транспорт планово-убыточный. Это в первую очередь социальная услуга.
Программная поддержка позволяет обновить подвижной состав, установить новые остановки, системы "Глонасс" и автоинформирования. За последние 6-7 лет мы в такой динамике обновляемся, которой не было десятки лет. Трамваев 50 единиц купили, троллейбусов 60 штук, автобусов 150, и все это не за счет собственных средств предприятия.
Глава МУП КТТУ ответил на вопрос, при каких условиях возможно обновление транспортного состава за счет самого предприятия?
– Для этого необходимо не на 3-4 рубля повышать тариф, а еще рублей на 10 сверху. При цене за проезд в 30-35 рублей будет какой-то запас, который мы сможем уже тратить на закупку нового транспорта. В 2014 год МУП КТТУ отработало с убытком в 240 миллионов. Это только за год. Но тот долг, который существует сейчас, это все невыплаты субсидий из бюджета.
Не выплачены субсидии за компенсацию тарифной разницы для льготных слоев населения. Если бы выплаты были совершены вовремя, то можно было бы говорить о выходе "в ноль". Предприятие может только закрыть дыру ГСМ, зарплаты и техобслуживания, а убытки будут существовать и нарастать, пока бюджеты не будут отдавать долги предприятию, – заявил Евгений Калиоропуло.


Судьба льготников


Вопрос о льготном проезде в общественном транспорте обсуждался буквально за день до встречи с прессой. На этом обсуждении Владимир Евланов твердо заявил, что все льготы остаются и не меняются. Но к этому заявлению мэра Евгений Калиоропуло добавил важное уточнение о том, что льгота будет корректироваться на основании экономически обоснованного тарифа. То есть льгота останется в пределах установленного размера (если это 50% от существующего тарифа, то это 50%, если это для льготника в пригороде 40 и 20 поездок, то и останется столько же). Таким образом, если тариф будет повышен до 22 рублей, то студентам и школьникам одна поездка обойдется в 11 рублей, а не в 8,5, как сейчас.


Частные перевозчики


Если у муниципального предприятия изначально есть мощная материально-техническая база: несколько депо, ремонтные мастерские, а также возможность обновлять транспорт за счет программ, то частный перевозчик все это оплачивает из собственного кармана. Изыскивает возможности, берет кредиты и заемы в банках. На сегодняшний день с учетом федеральных денег, привлеченных для софинансирования покупки техники для частных перевозчиков (например, в этом году вышло 170 новых единиц), и частный перевозчик должен был найти 50% от необходимой суммы самостоятельно.
Частные краснодарские перевозчики просят учесть их затраты при расчете нового тарифа. В среднем по их расчетам 1 поездка будет стоить 28-27 рублей. По их же предложению в рамках единой ценовой политики стоимость решено утвердить на уровне 21-22 рубля. Несмотря на это, частным перевозчикам так же выгодна единая ценовая политика, поскольку они столкнутся с существенным уменьшением пассажиропотока при такой разнице с ценами МУП КТТУ. В этом ноябре и в середине лета 2016 года у многих частников заканчивается срок действия права на осуществление перевозок в городе. Иными словами, будет проведен новый конкурс, благодаря которому будет решен вопрос со слишком устаревшей техникой на улицах города. Евгений Владимирович заверил журналистов, что требования по конкурсу будут ужесточены и перевозчик с устаревшей материальной базой конкурс просто не выиграет. Участники конкурса это тоже понимают, поэтому идут в банки, берут кредиты, обновляют технику.
Задачами департамента транспорта является переформатировать работу с частными перевозчиками. Работать не как раньше, с 800 ИП, у каждого одна транспортная единица, что приводило к потере контроля. Сегодня на рынке перевозок Краснодара действует 23 перевозчика. Желательно, по словам краснодарских чиновников, иметь дело с шестью крупными перевозчиками. Тогда работа будет организована идеально. Департамент уже сегодня с помощью "Глонасс" следит, чтобы оборотный рейс был выполнен, расписание соблюдено. Только в таком случае выплачивается частнику субсидия в полном объеме.
Кстати, в 2015 году из-за невыполнения частными перевозчиками расписания и скоростного режима не было выплачено им 30 миллионов рублей. Это очень мощная мотивация для улучшения качества работы, плоды которой департамент видит уже сегодня.
Человеческий фактор
Алексей Князев сказал журналистам, что воспринимает МУП КТТУ не как социальное, а как коммерческое предприятие, но с очень большими социальными функциями. Тем не менее основу предприятия составляют не только механизмы, но и люди. О качестве работы кондукторов и водителей он ответил на конференции так:
– Увеличение дохода МУП КТТУ возможно только при увеличении пассажиропотока. Вся наша дополнительная деятельность, например, по размещению рекламы, практически ничего не приносит. На сегодняшний день ежедневно МУП КТТУ перевозит порядка 400 тысяч людей. Стали лучше обилечивать? Возможно. Наверняка вы видели картину, когда кондуктор просто устал, сидит в конце смены и ему уже не хочется подниматься и идти обилечивать. Сейчас конкретно и с этим боремся. Пассажиропоток у нас вырос на автобусных маршрутах. За последние 6 месяцев средняя выручка за час по автобусу выросла на 36%. Когда идет низкопольный автобус с кондиционером, с хорошим интервалом движения, люди активнее его используют. Как это было с 14 троллейбусом.
Многие ругали за убийство электротранспорта в нашем городе. То же самое по трамвайным маршрутам. Мы изыскали ресурсы и дополнительно выпустили 6 единиц (из стоящих в дежурном запасе на случай ремонта или поломки состава). Расписание некоторых маршрутов мы улучшили.
По поводу того, что слышны возмущения, что где-то не дождались трамвай или троллейбус, я на каждой пресс-конференции напоминаю, что трамвай и троллейбус являются участниками дорожного движения. И если где-то затор или еще что-то, то соответственно это негативно отражается на расписании. "Я подошел на остановку, а троллейбус от меня уехал". Да самому водителю не выгодно уезжать от пассажира. Конечно, есть еще недоработки на местах.


Билеты


В соцсетях особенно жарко обсуждают непостоянность общественного транспорта в смысле билетов. Кому-то дали двухцветный билет на офсетной бумаге размером с двухрублевую монету, а в следующем за ним автобусе могли дать уже целый рекламный флаер с напечатанным в уголке серийным номером. И эту ситуацию на пресс-конференции Алексей Иванович Князев разъяснил. Он сообщил, что уже сейчас введен один вид билетов, отличаются они только из-за привязки к разным депо. Связано это решение с дополнительной защитой от подделки билетов. Новый формат билетов привел к увеличению выручки. Также был осуществлен переход на рулонные билеты для препятствования перепродажи. Сохранившаяся на некоторых маршрутах реклама на билетах является попыткой компенсировать затраты хотя бы на печать самих билетов.

Безопасность детей


Мы попросили прокомментировать Алексея Ивановича факты высадки школьников из транспорта, когда ребенок по невнимательности не заметил, что у него закончились поездки на карточке. Глава МУП КТТУ отметил, что вопрос очень сложный, так как он и сам отец и понимает, что если его ребенка высадят, то он сам вряд ли посчитает это правильным. По его словам, он регулярно говорит кондукторам, что к пассажиру следует относиться по-человечески.
– Но в то же время, если кондуктор начнет детей катать бесплатно, то прокуратура вполне обоснованно мне предъявит претензию, что я при наличии убытков предприятия предоставляю дополнительную льготу. Очень сложный вопрос.
Мы предложили дополнительно обязать кондукторов уведомлять школьников об оставшейся на карточке последней поездке. На что Александр Иванович ответил: "Этот вариант я доведу". Оказывается, раз в три месяца он лично проводит инструктаж личного кондукторского состава, просит быть человечнее, помнить, что они являются лицом предприятия.
Также спикеры проинформировали, что во всех транспортных единицах МУП КТТУ ежедневно проводится уборка. Информационные электронные табло с расписанием транспорта, установленные на некоторых центральных остановках городов, были размещены за счет инвестиционных средств. К сожалению, в начале 2015 года по причине кризиса инвестор отказался от дальнейшей поддержки проекта и департамент транспорта разыскивает нового инвестора, притом что для активной реализации этого проекта в городе все готово. Схема противодействий терактам в общественном транспорте и на остановочных пунктах тщательно и многократно отработана. Алексей Князев готов "пробивать" в администрации идею продления трамвайных путей в район ТРК "Красная площадь". Сейчас из собственности МУП КТТУ каждый будний день на маршрут выходит 211 трамваев, 111 автобусов и 174 троллейбуса:
– При этом мы понимаем, что при таких цифрах в вечернее время интервал в 5 минут увеличивается до 10 минут ожидания. Но, если увеличивать количество единиц на линии в вечернее время, это опять же выльется в большие финансовые затраты, которые предприятию пока не покрыть. По поводу так называемого "незыблемого времени" для кондукторов – пересменки. Мы очень открыты для приема заявлений от граждан, и, если где-то пересменка организована неправильно и люди ждут слишком долго, то это наша недоработка, которую мы исправим, – пообещал главный транспортник краевого центра.
Остается добавить, что ни один вопрос прессы не остался на пресс-конференции без ответа.


Анастасия ПОЛОСИНА