…Он сидел за плохо оструганным деревянным столом и отвечал на сыпавшиеся вопросы – чаще не сразу, а беря паузу «на подумать». Таким сосредоточенным Олега Дерипаска не видели ни перед телекамерами в Давосе, ни на интервью у Р
1829
…Он сидел за плохо оструганным деревянным столом и отвечал на сыпавшиеся вопросы – чаще не сразу, а беря паузу «на подумать». Таким сосредоточенным Олега Дерипаска не видели ни перед телекамерами в Давосе, ни на интервью у РБК. Дерипаска общался с подростками Летней школы. Спрашивали, как относится к деньгам – «это инструмент, не более»; к какой цели стремится – «как все нормальные люди, быть счастливым»; где начал зарабатывать – «в студенческих стройотрядах»… Наконец, девочка из Кирова поинтересовалась, какое образование нужно сегодня получать. Он улыбнулся сначала в шутку: «Фундаментальное», – потом, помолчав, добавил: «Учите физику, она дает понимание мира. И математику: люди с хорошей математикой – успешные люди, мы быстрее всех считаем…»
Если бы я не видела эту встречу, обязательно спросила бы у своих сегодняшних собеседников, почему Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» такое внимание уделяет именно образованию.
Мы встретились с куратором программ Фонда по Краснодарскому краю, членом его Совета директоров, депутатом Государственной думы РФ Алексеем Езубовым и генеральным директором Фонда Тамарой Румянцевой в Усть-Лабинске накануне очередного «вольнодельского» события – межрайонного семинара по программе с говорящим названием «Школа нового поколения». Участники – учителя, директоры школ, руководители муниципальных органов образования Усть-Лабинского, Тбилисского, Кореновского, Динского и еще пяти районов края. Многих из них мои визави знают лично. Да и образованцы относятся к приехавшим не как к «гостям из Москвы». Тем более что Езубов-то – свой, родом из Уст-Лабинска.
Наша беседа – о программе «Школа нового поколения», начатой на территории Усть-Лабинского района в 2005 году, об опыте, накопленном за 10 лет вдумчивой планомерной работы, и о результатах, которые впечатляют.
КОЕ-ЧТО О ПЕРВООСНОВЕ
– Начальный вопрос Вам, Алексей Петрович. И он очень общий: что такое «Школа нового поколения»?
– Тогда тоже начну сначала с общего видения проблемы… Помните? Однажды Уинстон Черчилль сказал: «Школьному учителю принадлежит власть, о какой премьер-министр может только мечтать». Англичанин знал, что говорит: если внимательно проанализировать в глобальном смысле всё, что происходит сегодня с нашей страной, становится очевидным – корни многих проблем и кризисов уходят в… систему образования.
Сегодня, как никогда, востребован интеллект не в смысле беспорядочного калейдоскопа знаний, а интеллект, позволяющий сложить реальную картину мира, увидеть все причинно-следственные связи и суметь выйти на первопричину. Вот что должно давать образование в современном, быстро меняющемся мире. Новой России нужен новый, принципиально другой подход в обучении будущих специалистов. Первым такую повестку дня сформулировал крупный бизнес. В том числе – Олег Владимирович Дерипаска, ежедневно сталкивающийся с конкурентными вызовами. И он, и я корнями своими приросли к усть-лабинской земле. И он, и я самостоятельно пробивали свою дорогу в жизни. Поэтому, говоря об образовании, в основу идеи положили стремление создать равные возможности для всех учащихся, независимо от места их проживания. Так 2005 год стал началом реализации масштабной долгосрочной программы «Школа нового поколения». Сегодня участниками программы стали сорок регионов страны.
– Почему возник термин «новое поколение»?
– Так принято говорить, когда новое качественно отличается от предыдущего. За годы упорной работы педагогические инновации «Вольного Дела» превращают обычную школу, где взрослые учат, а дети учатся, в организацию, где все учат и учатся. В такой школе немыслим знакомый по нашему ученическому детству окрик педагога: «Не умничай». Напротив! В «Школе нового поколения» дети подчас сами выступают наставниками, экспертами в совместных с учителями проектных семинарах.
А если вернуться к общей идее. Вот выдержка из последнего исследования Центра проблемного анализа и государственного управленческого проектирования – вдумайтесь: «Главная цель любого социума – создание развивающей среды обитания человека, иначе социум попадает в ситуацию необратимого вырождения. Естественная социальная жизнь зависит от численности творчески одаренных личностей. Без их креативной работы в обществе оно быстро уйдет в небытие». Помочь государству сохранять и наращивать творческий и научный потенциал страны, начиная с дошкольного и школьного возраста, это и есть цель образовательных программ Фонда «Вольное Дело».
Алексей Петрович по образованию не педагог – кадровый военный (хотя, кто сказал, что в армии не нужны учителя от Бога?). Но то, о чём рассказывает, а главное, чем вплотную занимается, требует не профобразования, а государственного мышления и искренней любви к Отечеству…
Слушаю Езубова – прав, конечно. Специалисты утверждают, что среди шести глобальных управленческих приоритетов интеллект, мировоззрение стоят на первом месте. В то время как военное оружие после идеологии, религии, мировых денег и генных приоритетов (алкоголь, табак, наркотики) замыкает перечень. То есть образование – гораздо более мощное оружие, чем все последующие средства воздействия. Это –первооснова.
ЖИЗНЬ НЕ ТОЛЬКО ПО УЧЕБНИКАМ
– Тамара Дмитриевна, что скажете об образовательных задачах ваших программ? В чём их новация, какие из них считаете ключевыми?
– В рамках программы «Школа нового поколения» реализуется целый ряд проектов со своими локальными задачами. К примеру, если задача проекта «Компьютер для школьника» преследовала ликвидацию «цифрового неравенства» провинциальных школ, то проект «Робототехника» имеет цель уже на порядок выше – помощь в формировании инженерного мышления, ориентации на выбор будущей профессии; если проект для начальных классов «Школа тайн и открытий» призван пробудить в ребенке пытливый интерес к науке, то курс «Основы естественнонаучных исследований» позволяет выстроить индивидуальную карту самостоятельной исследовательской работы учащихся среднего звена…Вообще говоря, «Вольное Дело» охватывает все ступени образования – от дошкольного до профессионального и послевузовского.
– Каковы результаты?
– Стремление связать образование с жизнью не на словах, а на деле – вот что движет каждой инициативой «Вольного Дела», – отвечает Алексей Петрович.
В качестве примера он рассказывает о развитии агроклассов:
– Востребованность на селе профессий агрономов, ветеринаров, зоотехников, инженеров растёт с каждым годом. Руководители района и сельхозпредприятий понимают, что без притока молодых кадров село умрёт, как умрёт и агробизнес, который кормит тысячи людей. Первый шаг к содружеству с образованием сделал крупный усть-лабинский сельхозпроизводитель Агрохолдинг «Кубань». В октябре 2014 в партнёрстве с Фондом «Вольное Дело» при активном участии управления образования осуществлён проект, призванный интегрировать производственный, что называется, «от сохи» опыт и систему образования. Идею сначала «обкатали» в режиме экономической игры в двух осенне-каникулярных лагерных сменах – «Молоко» и «Семечка». Ребята знакомились с особенностями современного агробизнеса, затем создавали в игровой форме свои предприятия и даже сумели получить условную прибыль. Но главное – старшеклассникам дали возможность «попробовать» профессию, получить о ней реальное представление. Осенью 2015 года в тринадцати школах Усть-Лабинского района открылись специальные агроклассы. Сегодня в них обучаются более 400 учащихся от 14 до 17 лет. Эта инициатива получила поддержку губернатора края, который рекомендовал её всемерное распространение в школах региона, как верное средство формирования кадрового резерва важнейшей для Кубани агроотрасли. К слову, буквально на днях независимые эксперты, представители бизнеса, некоммерческих организаций, СМИ и региональных властей под эгидой журнала «Эксперт-Юг» назвали создание агроклассов одним из самых масштабных социально-значимых проектов юга России за 2015 год.
– Да уж, создавать проекты с прицелом на десятилетия… Это более чем результативно.
Езубов улыбается и всё же поправляет:
– Мы можем считать результат достигнутым, только если созданная нами образовательная программа – методики, технологии, инфраструктура – становится востребованной государством. Например, предстоящий Всероссийский молодёжный робототехнический фестиваль «Робофест» родился из нашей одноимённой программы. Она внедрена не только в школы – робототехникой, к примеру, в Усть-Лабинске занимаются, начиная с детского сада. Охват этой программой настолько массовый – 68 регионов страны, что Фонд «Вольное дело» стал партнёром Министерства образования РФ в этом направлении. Уже восьмой форум по робототехнике в 2016 году пройдёт в Москве, в самом вместительном павильоне ВДНХ.
ЗАДАЧИ СТАВИТ ПРЕЗИДЕНТ!
– Также планомерно и, исходя из жизненных реалий, начинали развивать программу Junior Skills (Юниор Профи), – продолжает разговор Тамара Дмитриевна, – как продолжение международного некоммерческого движения по популяризации рабочих профессий WorldSkillsInternational. Тогда ещё никто, а тем более Президент страны, не озвучивал проблему, которая была совсем недавно поднята В.В. Путиным в Ежегодном послании – для российских предприятий, как воздух, нужны новые рабочие кадры, специалисты, способные решать сложнейшие задачи в высокотехнологичных отраслях экономики. Поэтому мы решили, что называется, с младых ногтей формировать у детей интерес к рабочим профессиям. Более ста школьников – от третьеклашек до выпускников из восьми регионов России, в том числе и Краснодарского края – будут демонстрировать свои знания и навыки в металлообработке, мехатронике, электронике, инженерной графике, участвуя в Национальном чемпионате Юниор-Профи в 2017 году. Честь принимать его выпала Краснодарскому краю.
Интересное развитие получил проект «Школа бережливого мышления», который ставит целью воспитать у ребят еще в школе стремление к постоянным улучшениям, исключению потерь, аккуратности в организации рабочего места и другим составляющим философии кайдзен. Наиболее известным её реализатором стал автоконцерн «Тойота», руководство которого так сформулировало необходимость формирования бережливого мышления: «Мы делаем не автомобили, мы делаем людей». Большинство школ района разрабатывают свои планы улучшений и сокращения всех видов потерь, причем в создании этих планов принимали участие старшеклассники наряду с первыми лицами администрации школ. Такая же работа, в занимательной игровой форме, организована и в детских садах.
– Философия умных бережливых технологий приобрела в России очень серьёзный уровень, особенно сегодня, – заключает Тамара Дмитриевна, а после сообщает ещё одну новость. – Наша образовательная программа стала основой Lin-саммитов, получивших международный статус. Очередной, Четвёртый, Lin-саммит пройдёт в Сочи этой весной.
…Он стоял за лёгкой невысокой кафедрой в зале, полном взрослых серьёзных людей. Делегации Белоглинского и Выселковского, Новопокровского, Тихорецкого, Северского районов присоединились к нашим соседям из Динского и Тбилисского, чтобы встретиться, в том числе, с депутатом и меценатом А.П. Езубовым. Он говорил просто и негромко – категорически не преемлет пафоса – об очень важных процессах в самом главном для любой страны направлении – образовании. О том, что сегодня Фонд «Вольное Дело» добровольно и бескорыстно готов предложить собравшимся бесценное богатство. Это сложившаяся, успешно опробованная воспитательная система школы нового поколения, где нет отдельно взятых мероприятий, а есть созданная шаг за шагом комплексная образовательная среда, дающая возможность и детям, и взрослым развиваться нравственно-целостно и гармонично, работать «во славу свою и Отечества» и быть счастливым у себя на Родине.
Я слушала Езубова и думала – что ж, Макаренко бы понравилось. За работу?