Во всероссийском детско-юношеском центре «Орлёнок» с 24 по 25 октября прошла выставка уникальных проектов инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее» – программы Благотворительного фонда «Система». 
1697
Во всероссийском детско-юношеском центре «Орлёнок» с 24 по 25 октября прошла выставка уникальных проектов инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее» – программы Благотворительного фонда «Система».
В работе осенней школы приняли участие 150 старшеклассников от 14 до 17 лет более чем из 40 регионов Российской Федерации. Все участники школы «Лифт в будущее» стали победителями в своих регионах на заочном этапе Всероссийского конкурса молодежных проектов «Система приоритетов», а также конкурсов-партнеров программы инженерной олимпиады «Звезда». Школа длилась всего 21 день, и за такое короткое время ребята разработали свои собственные проекты по трем основным направлениям: космос, IT и телекоммуникационные технологии, и энергетика.
«Лифт в будущее» – очень важный элемент системы работы с талантливыми подростками. Участники программы – это проектно ориентированные школьники, которые в будущем могут стать проектно ориентированными студентами. Для нас «Лифт в будущее» – площадка, которая настраивает школьников на создание реального проекта, меняющего мир», – говорит Дмитрий Земцов, проректор по учебной работе Московского политехнического университета.
Утро без «розовых очков»
День в «Орленке» начался с панельной дискуссии участников школы с представителями вузов под названием «Антивступительные экзамены». В этой дискуссии принимали участие представители 8 крупных вузов нашей страны: Московский политехнический университет, Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО, Южный федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет, Томский государственный университет, Уральский федеральный университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Ребятам продемонстрировали презентации вузов и рассказали о возможных перспективах их будущего. В процессе мероприятия и сами школьники задавали интересующие их вопросы представителям учебных заведений. Особенно популярными среди них оказались вопросы о трудоустройстве и проведении вузами иностранных стажировок.
По поводу трудоустройства почти все единогласно ответили, что все зависит от самого студента, если он талантливый и активный человек, то проблем в поисках работы для него не будет. Также представители акцентировали, что многие их партнеры-компании и без того, начиная с первых курсов, берут студентов к себе на работу. Но всегда ли это хорошо?
Дмитрий Земцов, проректор по научной работе МПУ: «Современные российские технические компании заинтересованы заполучить прилежного выпускника вуза, которому можно доверить дорогущее оборудование, только потому, что у него есть прекрасный диплом. Это как минимум значит, что он не сломает ценный инструмент. И таких студентов у нас «дергают», начиная с 1-2 курса. На скучную, требующую банальной усидчивости работу. Другой момент, студенты, которые мечтают попасть в реально очень крутую и именитую компанию на интересную должность, до последнего курса нарабатывают себе портфолио, трудясь над самыми разнообразными проектами».
По поводу второго вопроса – об иностранных стажировках. Также практически все вузы рассказывали о своих партнерских отношениях с развитыми странами и о том, что если у студента есть такое желание, то педагоги только поддержат его в этом стремлении и предоставят любую возможную платформу для развития. Но были и не однозначные ответы.
Полянский Виталий, начальник Центра технологической поддержки образования МАИ: «Можно таким образом повышать уровень знаний. Но знайте, после МАИ вы не попадете в США или Европу. То, на что вы можете рассчитывать, это Индия, Сингапур или Малайзия».
По поводу продолжения проектно-творческой деятельности в высшем учебном заведении, детям тоже весьма категорично объяснили, что все зависит от собственной целеустремленности и труда.
Терлыга Надежда, заместитель первого проректора УрФУ: «Не стоит обольщаться, что с первого курса вам доверят громоздкие университетские проекты, вам нужно будет себя зарекомендовать. Об этом нужно думать без розовых очков, а смотреть реально, как на огромный труд. Все зависит от вас самих».
Умные теплицы, марсоход и нано-перчатки
После окончания дискуссии в одном из холлов всероссийского детского центра юные вундеркинды развернули выставку инженерно-конструкторских проектов. Все столы с работами были расположены по кругу, в центре которого от одного изобретения к другому суетливо передвигались эксперты, сами участники инженерно-конструкторской школы и журналисты.
Победителями заключительного этапа всероссийского конкурса молодежных проектов «Система приоритетов» на инженерно-конструкторской школе «Лифт в будущее» стали проекты по направлениям «Энергетика» на тему очищения воды от нефтешлаков и «IT и телекоммуникации», где ребята представили аппаратуру, которая помогает выявить заболевание еще в «пограничном» состоянии.
В проекте «Переработка нефтешламов» ребята предлагают новый способ очистки воды от нефти, который позволяет уничтожить опасные для экологии отходы – нефтешламы, являющиеся серьезной проблемой для нефтяных компаний. Потому что государство обязывает их перерабатывать или собирать в специальных хранилищах, иначе от вредного вещества не избавиться. Но ребята исследовали новый полимер, который в основе любого прибора сможет перерабатывать нефтешламы и добывать из них товарную нефть.
Второй проект-победитель – « Телемедицина», в котором ребята решили с помощью внедрения информационных технологий революционно изменить модель взаимодействия врача и пациента. Теперь с помощью аппарата ранней диагностики можно предупредить развитие тяжелых болезней у пациента, а возможность посещать врача дистанционно – сэкономит массу времени как у граждан, так и у врачей. Дети также разработали систему шифрования медицинских данных и мобильное приложение для более эффективной передачи информации о пациентах врачам.
«Свои проекты мы выполняли командой, где каждый из нас был ответственен за определенную часть работы. Кто-то занимался теорией, кто-то практикой. Темы для проектов нам задавали наставники. У каждого из нас на отборочном этапе в школу был свой собственный проект. А в школе «Лифт в будущее» перед нами ставили другие задачи, например, наша команда занималась телемедициной. В самом начале мы проходили специальный тест, по результатам которого нас распределяли в группы, но все-таки больше педагоги основывались на том, что нравилось и куда хотелось именно нам самим. И поэтому из групп можно было даже переходить. Я всегда мечтал создать что-то полезное для людей, и я очень рад, что мне представился такой шанс», – Сатрунов Юрий, 10 класс, г. Санкт-Петербург.
Проект по телемедицине состоял из нескольких изобретений. Между двумя столами с совершено разными работами, как будто сам по себе, стоял мальчик со странной перчаткой на руке. Представлял он специально разработанную перчатку для глухонемых людей, позволяющую им облегчить общение с врачом.
«Перчатка рассчитана на перевод азбуки глухонемых. Работает она через Bluetooth и специально разработанное мобильное приложение. С помощью перчатки все жесты глухонемых будут переведены в текст. То есть врач или другой человек сможет без знания специальной дактильной азбуки понимать глухонемых», – рассказал о своем изобретении Стрижеус Валерий, 11 класс, г. Собинка Владимировской области.
НГК: Ты разработал этот механизм совсем один и всего за 21 день?
Стрижеус Валерий: Нет, я занимался этим чуть больше года. И мое изобретение намного шире, чем я его представил. С помощью этого устройства можно также будет переводить звук, то есть голоса людей в текст, чтобы упростить общение с окружающими для глухонемых. Над этим я пока еще работаю. Здесь я на самом деле только урезал свой собственный проект с перчаткой и представил узкую его направленность, чтобы успеть рассказать о нем в заданное для нас время.
НГК: Скажи, пожалуйста, какого результата ты ждешь от участия в школе «Лифт в будущее»?
Стрижеус Валерий: Скажу прямо, я хочу, чтобы меня заметили. Эта школа дает массу возможностей встретиться с разными людьми из научной и педагогической сферы, а также обрести друзей-единомышленников. У нас в городе я один радиолюбитель, есть еще парочка, но им всем за 50. К тому же у нас в области сложно продвинуть свой проект, а мне нужно финансирование и патент. Местное сообщество глухонемых заинтересовалось идеей, но вкладывать в задумку они не решились. Глава нашего района и депутаты обещали выделить средства на новые детали, поддержать мой проект. Мы даже договаривались о встрече с главой, на которую он так и не пришел, а позже просто игнорировал все звонки.
Каждая работа на инженерно-конструкторской выставке была направлена на качественное изменение жизни человека и общества в целом, поэтому кроме победителей, за активную работу над проектами отмечены дипломами еще 45 школьников со всей России. Кроме ценных призов и дипломов, победители получили и дополнительные баллы к ЕГЭ от восьми крупных российских вузов.
Невозможно не рассказать и о ребятах, которые разработали программно-аппаратный комплекс «Энергопотенциал». Дети предлагали решить проблему освоения самых удаленных территорий России с помощью использования солнечно-ветряной энергии.
«Человечество, в основном, использует для выработки энергии органическое топливо: нефть, газ и уголь. Но эти ресурсы мало того что не постоянны и иссякают, так еще и не везде их можно добыть. А солнце и ветер – это те ресурсы, которые есть повсюду, и они намного дешевле в производстве, чем дизельные генераторы топлива», – поделился Хайруллин Мурат, 9 класс, г. Уфа.
«Все проходит в несколько этапов. Сперва через GPS-трекер проходит сбор данных о том, какой энергетический потенциал у данной местности, и что больше для нее характерно: солнечная активность или эффект ветра. Затем Raspberry Pi анализирует полученные данные и выдает пользователю результат о том, из чего энергию получать выгоднее всего. Также мы представили новые лопасти для ветрогенератора, которые позволят более эффективно генерировать энергию ветра», – дополнил своего коллегу Прохоров Андрей, 11 класс, г. Ярославль.
По другую сторону располагался стол, весь уставленный макетами теплиц, с различными датчиками и проводами. «Умные теплицы», так называли свое детище ребята, были сконструированы в рамках проекта «Повышение производительности сельского хозяйства с помощью ИТ». Этот проект направлен на развитие растениеводства на Дальнем Востоке и, как следствие, решил бы такие проблемы местного населения, как авитаминоз и высокие цены на продукты, которые, в основном, экспортируют из Китая.
«На нашем столе располагаются три проекта. Первый – это умные теплицы, которые полностью подключены к серверу и могут через него управляться. Вы из любой точки мира сможете управлять своей теплицей. При помощи пульта в ней осуществляется климатконтроль, также уровень влажности воздуха. У нас пока заложено только две программы, допустим, сейчас у нас заданы все параметры для выращивания картошки», – с пристрастием рассказывал девятиклассник Пащенко Ярослав, г. Таганрог.
Рядом с теплицей был представлен макет автономного склада, в котором ребята установили датчики, реагирующие на дым и проникновение воров. А хозяйничать на таком складе будет самоуправляющийся робот, который может не только сам собирать товар в ящики, но также и комплектовать заказы.
Землячка и ракеты
На противоположной стороне незримого круга располагались работы по направлению «Космос». Здесь школьники представляли разработанные программы по исследованию марса. Дети представили прототип летного модуля, который будет помогать человечеству в исследованиях Марса. А если с марсоходом произойдут проблемы, то не беда, для него сконструировали эвакуатор. Создавали ребята прототипы роботов из специального образовательного конструктора, а программированием чудо-техники занимались самостоятельно. Конечно, не без помощи наставников.
Григорьев Игорь, руководитель отдела КБ (конструкторское бюро) в рамках школы «Лифт в будущее», руководитель Центра аэрокосмического образования, г. Казань: «Я работал с детьми по направлению «Космос». У нас трудились над этим направлением три лаборатории: проектный офис, инженерно-конструкторское бюро и ресурсный центр. В проектном офисе ребята работали над идеей проекта, производили все необходимые расчеты и передавали их в конструкторское бюро, где по полученным данным разрабатывали конструкцию и создавали само устройство, а в ресурсные центры направлялись задания по отработке частных решений, например, вычислить характеристики орбиты. Это очень сложная работа, я удивлен, что дети так активны и горят энтузиазмом, ведь все у нас получалось методом проб и ошибок, сами понимаете, никаких прототипов у нас не было. Когда мы создавали модель марсохода, возникало много технических трудностей. Было создано три версии модели на 3-D принтере, и только третий марсоход заработал».
Рядом с покорителями Марса расположилась группа ребят, занимающихся спутниковой группировкой дистанционного зондирования земли. Как объяснили школьники, спутниковая группировка способствует получению данных дистанционного зондирования сельскохозяйственных угодий для определения влажности, состава почвы и наличия вредителей. Также эта группировка может стать востребованным коммерческим проектом с продажей спутниковых данных зарубежным клиентам.
«Это вам не «гравицапы»! Так мы с детьми называем все из области фантастики. В рамках этой школы дети погружены не просто в интересные проекты, а в проекты с реальными отраслевыми задачами, которые предназначены для практического использования. Дети должны знать, что все их изобретения, проекты нужны и востребованы в нашей стране и для всего человечества», – заявила директор НП «Лифт в будущее» Юлия Селюкова.
Еще одним ярким моментом стало знакомство с нашей маленькой землячкой Арановской Александрой, которая была единственной представительницей города Краснодара, дошедшей до финала заключительного этапа всероссийского конкурса молодежных проектов «Система приоритетов». Наше знакомство с ней получилось весьма необычным. Начнем с того, что целая группа местных СМИ, практически, всю выставку разыскивала Сашу, которая в этот момент оказалась занята подготовкой к запуску ракет. Да-да, миниатюрная девятиклассница из 4 лицея занималась программированием ракет. Так вот, увидеть нам ее удалось на финальном этапе выставки, когда на стадионе состоялся запуск ракет. Первая ракета у Саши взлетела, а вторая нет. Из-за чего девочка ударилась в слезы. Я часто видела ревущих девчонок из-за сломанного ногтя или порванных чулок, но, чтобы плакали из-за не взлетевшей ракеты, вижу впервые. Сашу на стадионе успокаивала целая группа поддержки, подойти к ребенку было не просто. Нам удалось ободрить Александру.
«Такими проектами я начала заниматься в лаборатории робототехники и мехатроники КубГУ. На конкурсе «Система приоритетов» я представила жестовую перчатку, которая через bluetooth может управлять роботом. А в школе «Лифт в будущее» я участвовала в направлении «Космос» в секции ракетостроения», – сквозь слезы говорила юная изобретательница.
После того, как нам удалось её успокоить, на вопрос, из-за чего стоило так горевать, Саша, смущаясь, ответила: «Каждому делу – кусочек сердца».
Спорный вопрос
Во время выставки в соседнем зале проводился круглый стол, участниками которого были представители «Лифт в будущее», вузов и экспертов. Тема заседания обращалась к кружковому движению НТИ, то есть к системе дополнительного образования и проектным школам, выявлению наставников нового типа и формированию общества. К этому круглому столу журналистов не допускали, но «Новой газете Кубани» удалось обойти это ограничение и побывать на встрече представителей научных кругов России.
На круглом столе говорилось о том, что 21 день, которые дети провели в инженерно-конструкторской школе, недостаточно для развития потенциала способных учеников. Научную деятельность детям необходимо продолжать постоянно. Но как это сделать?
Дмитрий Земцов, проректор по научной работе МПУ: «Нужно подготавливать ребят, которые будут штурмовать высоты. Для них очень важна среда, ребенок не должен быть один, ему нужна команда. Инициатива, вот что объединяет тех самых пионеров школы «Лифт в будущее». Если их не заразить этим делом, то они ничего не будут знать».
Роман Сорокин, заместитель руководителя департамента поддержки Национальной технологической инициативы АСИ: «Такую самоорганизационную систему невозможно создать, ею могут двигать только конкурсы и соревнования. Только своеобразные вызовы. Конкурсная основа мотивирует создателей проектов и моделирует свободный рынок».
Также сравнивали общеобразовательные школы и олимпиады с совершенно нестандартной инженерно-конструкторской школой «Лифт в будущее» и молодежными проектными конкурсами. И действительно, практически из всех мною опрошенных участников конкурса никто не занимался проектной деятельностью в «обычной» школе. Все дети либо занимались в специальных кружках, либо в дополнительных учебных программах, организованных местными вузами. И как вариант, дома с родителями.
Директор НП «Лифт в будущее» Юлия Селюкова: «Формат нашей школы, формат конкурса проектов расходится с форматом олимпиад. Олимпиады – дисциплинарные соревнования, проектные конкурсы же – междисциплинарные. Какие мотиваторы нужны олимпиадам НТИ? Нужно искать совершенно новое решение, новые подходы. Да, дети сейчас уже не соответствуют тем представлениям, что были раньше. Может, они и не читали Шопенгауэра. Но они и работают на совершенно другом уровне, например, даже с текстом: пишут собственные блоги, мастерски добывают нужную им информацию. Дети не стали хуже или лучше, они просто другие. А Шопенгауэра прочтут потом».