Гражданский активист Андрей Новоселов передал в редакцию «НГК» информацию о старте «Марша Свободы»
1411
В декабре 2018 года «Новая газета Кубани» писала о морском «Марше Свободы», к которому готовился Андрей Новоселов из общественной организации «Комитет за гражданские права». Гражданский активист передал в редакцию «НГК» информацию о старте «Марша Свободы»
13 мая 2019 Марш Свободы» Сочи – Севастополь на самодельных парусных катамаранах я стартовал из Сочи, Нижняя Хобза, где я за месяц построил трехметровый катамаран на пластмассовых канистрах. Старт акции произошел в 12 часов дня, однако удалось пройти только полкилометра, поскольку попутный ветер стих, а затем подул встречный западный ветер. Пришлось пришвартоваться к каменному волнолому и отложить путешествие до завтрашнего утра.
14 мая на рассвете поход был продолжен при слабом попутном ветре. До обеда было пройдено всего два километра, я дошел до Вардане, где попутный ветер опять стих, как и вчера, а через полчаса опять задул встречный западный ветер. Стало понятно, что в районе Сочи начался летний сезон встречных западных ветров, который продлится в Сочи до зимы. Еще в марте-апреле можно было выскочить из сочинской ловушки на попутных южных ветрах, но пока я собирал команду, время прошло, и возможность выйти за Туапсе была упущена.
С мотором связываться не хотелось, и я принял решение вернуться в Нижнюю Хобзу, к месту старта, – разобрать катамаран, отправиться на автобусе в Анапу, где совершенно другая роза ветров, там построить новый катамаран, на котором и продолжить морской поход до Севастополя.
18 мая я с 30-килограммовым багажом прибыл в Анапу и устроился на неделю на работу на стройку, чтобы заработать деньги на строительство нового катамарана. За неделю я заработал 7500 рублей, которых мне вполне хватило на строительство очередного парусного 3,15-метрового катамарана – также на пластмассовых канистрах.
За 12 дней катамаран был построен. Получилась довольно успешная модель весом всего 80 кг, на 40 килограммов легче предыдущего. Новый катамаран также проявил очень неплохие мореходные качества, и в день старта, 5 июня, успешно держался на метровой волне при скорости ветра более 40 км/час. Кстати, проводы в поход получились очень интересными, собралось более десяти человек; мои новые друзья, Ольга с Сергеем, у которых я жил, сделали видеосъемку, помогли нести снаряжение до берега. С криками и наилучшими пожеланиями «Беглый Раб-9» отчалил от берега, был поднят парус и… случилась аварийная ситуация – передний шкот, удерживавший мачту, дал слабину, и мачта наклонилась назад на 45 градусов, соответственно, парус стал работать только на 30% от своих возможностей.
Ремонтировать на ходу я опасался, поскольку уже давно не ходил на качке под свежим ветром, и решил выйти на анапский мыс, чтобы причалить и произвести ремонт на суше. Ветер между тем усилился и изменил направление на Турцию. На анапский мыс мне выйти не удалось, меня вынесло в море, и я решил сделать ремонт на волне и повернул на Севастополь. Был установлен короткий запасной шкот, и мачта была поднята в рабочее вертикальное положение, соответственно, парус стал работать в полную силу, и скорость катамарана возросла. Я пытался приблизиться к берегу, чтобы не раздражать пограничников, поскольку мне разрешено было двигаться только в 500 метрах от берега. После 2 часов дня пограничники позвонили и поинтересовались, как у меня дела, обеспокоились тем, что в результате аварийной ситуации меня вынесло в море значительно более 500 метров от берега. Я сказал, что авария устранена; передний шкот, кстати, совсем оборвался. Был также обрыв крепления паруса. Мне предложили спасательный катер, но я отказался, рассчитывая самостоятельно до темноты добраться до берега. Однако после 17 часов пограничники все же выслали спасателей, и меня доставили на буксире в анапский порт. Капитан спасательного катера высоко оценил мореходные качества моего катамарана, сказав коротко: «Молодец!» В порту, на другой день, при осмотре я обнаружил ряд неисправностей и отправился к главе администрации города Анапы с просьбой оказать помощь в ремонте и усилить конструкцию катамарана болтами, поскольку самому просверлить отверстия мне было нечем.
Однако я даже не был допущен в здание администрации Анапы под предлогом того, что в рабочее время (в 15 час 30 минут) приемная была закрыта, и никто не мог принять у меня письменное обращение о помощи в ремонте, а охрана предложила бросить обращение в ящик, что я и сделал.
Через три дня ремонт прямо на берегу был закончен, еще два дня ушло на ожидание подходящего ветра и 12 июня, в День независимости, я стартовал второй раз с того же места на пляже в Джемете.
В 6 утра подъехал известный анапский блогер (не записал его координаты) и заснял момент старта, мою короткую речь о «Марше Свободы». Дул слабый попутный ветер, и я со скоростью 1 км/час неспешно направился в сторону Керченского пролива.
Около обеда опять возникли поломки, и я причалил на пляже Витязево, где бурлила летняя отпускная жизнь. За три часа ремонт был сделан, шверт был переставлен ближе к корме, и как раз подул попутный восточный ветер. Я заторопился и вышел в море, за остаток дня покинул пределы витязевской зоны отдыха и высадился на ночлег на полупустынном пляже неподалеку от автокемпинга.
На следующий день, 13 июня, я вышел в море около 8 утра, при слабом попутном ветре неспешно двигался на Севастополь. Около 11 утра ветер заметно усилился и поменял направление на прижимной к берегу – под углом 45 градусов. Волна также поднялась до высоты более 1 метра, оборвалось нижнее крепление руля и мне пришлось рулить веслом, что неплохо получалось, только нагрузка была больше. С новым положением шверта я успешно уходил в море от прижимного к берегу ветра и успешно продвигался вдоль песчаной косы витязевского лимана.
Дошел до станицы Благовещенской и в 15 часов почувствовал, что засыпаю, видимо, от качки. К тому же, с утра не выпил ни чай, ни кофе. Решил выйти на берег и, хотя бы, часик вздремнуть. Сильно устала поясница моего искривленного более 20 лет позвоночника.
На крутой прибойной волне успешно вылетел на берег. Следующей крутой волной катамаран завернуло на бок, что нежелательно, поскольку борт при этом попадает под удары прибойной волны. И тут неожиданно подошел спасатель с пляжа и предложил помощь. Вдвоем мы вытащили катамаран на берег на безопасное от волн расстояние, и Ренат отвел меня в спасательный домик, где напоил горячим чаем, что очень было кстати.
Директор базы «Виноградарь» предоставил мне в распоряжение пустующую покосившуюся спасательную будку, где я и успешно скоротал несколько ночей.
Спасатели с разных пляжей очень хорошо ко мне отнеслись, так же, как и почти все отдыхающие: несколько раз приносили мне хорошо поесть, на базе «Виноградарь» постоянно угощали горячим чаем.
На следующий день, 14 июня, поясница продолжала сильно болеть, и я хотел сделать пробежку, но не мог бежать, а потому интенсивно занялся релаксацией позвоночника с помощью специальных упражнений. На следующий день боль отступила, и я опять занялся ремонтом и усилением слабых мест снаряжения и конструкции.
18 июня, ровно через месяц после приезда в Анапу, я выехал в Краснодар за настоящим парусом, хотя и порванном, который предложил мне один краснодарский яхтсмен. До этого парусом на катамаране служил обычный туристский тент размером 2,5х3,5 метра, который, как мне представляется, при ветре более 55-65 км/час мог не выдержать и порваться.
Катамаран «БР-9» за пару дней может быть модернизирован до тримарана, который выдержит трех человек.
Андрей НОВОСЕЛОВ