Общество:

Почему молчит губернатор?

21.05.2014

На прошлой неделе в Краснодаре прошло заседание арбитражного суда по делу об иске руководителя «Творческой архитектурной мастерской имени В.А. Гаврилова» к Министерству культуры Краснодарского края и «Краснодарскому Художественному музею им. Ф.А. Кова

829

На прошлой неделе в Краснодаре прошло заседание арбитражного суда по делу об иске руководителя "Творческой архитектурной мастерской имени В.А. Гаврилова" к Министерству культуры Краснодарского края и "Краснодарскому Художественному музею им. Ф.А. Коваленко". Итог стал неутешительным для архитектора из Санкт-Петербурга – суд вынес решение в пользу музея Коваленко и Минкульта Кубани

Гаврилов Валентин
Александрович.
archi-tector.com

Наша газета неоднократно освещала этот процесс, тянущийся уже с 2009 года, вскоре после того, как Валентин Гаврилов выиграл конкурс на рабочий проект "Реконструкции и развития Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко". Сменившееся затем руководство музея решило свернуть все контакты с архитектором и его мастерской, после чего и началась пятилетняя тяжба. Суть судебного спора мы уже освещали в статье от 14 апреля этого года под названием "Питерский архитектор против Минкульта и музея Коваленко".
В очередной приезд заслуженного архитектора Российской Федерации, члена президиума Международного Совета музеев (ИКОМ), члена-корреспондента Академии Архитектурного Наследия, члена Союза архитекторов России, связанный с заседанием суда корреспонденту "НГК" удалось побеседовать с самим Валентином Гавриловым. По его словам, он собирается обжаловать решение суда. Истец утверждает, что исходные данные (без которых реконструкция была бы невозможна) так и не были ему предоставлены заказчиком, хотя ответчик утверждает обратное. Пока же очевидно, что проект, начатый, кстати, при полном одобрении губернатора Александра Ткачева, встал в мертвой точке, уже, практически, без надежды двинуться вперед.
– Дело не только в реконструкции музея Коваленко. С косностью кубанских чиновников, препятствующих культурному развитию своего же края, я сталкиваюсь не впервые, – заявил Валентин Гаврилов.
– Что конкретно вы имеете в виду, – поинтересовался корреспондент "НГК".
– С 1978 года я лелею идею "Голубого кольца Кубани", – воодушевленно рассказывает архитектор, – масштабного музейного комплекса, который бы охватил всю Тамань с ее археологическими памятниками и уникальными природными зонами. В 1980 году мастерской была разработана программа перспективного развития музейного комплекса Кубани на основе генплана музеефикации и архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций, получившая название "Голубое кольцо Кубани". Комплекс с центром в Краснодаре включал бы в себя филиалы в Анапе, Тамани, Темрюке, Тимашевске, Крымске, Геленджике и Новороссийске. "Голубое кольцо" Кубани затронуло бы и Крым. Сейчас, после возвращение его России, создаются все необходимые предпосылки для этого: ведь Керчь и Тамань – это единый культурный, природный, ландшафтный комплекс, единое пространство, в рамках которого можно и нужно создавать подобные проекты. Об этом я писал Президенту, об этом я буду говорить во время своего визита в Крым. В частности, я создавал памятник Лермонтову в открытом в 1984 году доме-музее в Тамани. Затем работы остановились на пятнадцать лет. В 2004 году я обратился за помощью к М.Е. Швыдкому, который помог выйти на губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, поддержавшего программу. Однако чиновники, рангом пониже, этим заниматься не захотели. Хорошо помню, как я пришел к вице-губернатору Галине Золиной со своими проектами, своими планами, думал, что вслед за губернатором найду тут понимание и поддержку.
Я обращался к Мурату Ахеджаку, обращался к Владимиру Бекетову, тот меня поддержал так же, как и Александр Ткачев, направил к депутату Галине Рыжковой. А результат нулевой. Никому нет дела до того, что музей Лермонтова в Тамани фактически разваливается, что там бегают крысы. А там, где могли бы создаваться памятники, увековечивающие культурное наследие Кубани, культурное наследие России, строят сейчас кабаки.
У Валентина Гаврилова давний опыт противостояния региональным чиновникам в их наступлении на местные памятники культуры. Сравнительно недавно в "Новой газете" была опубликована статья архитектора под названием "Спасители Константиново и случайные люди", где рассказывается о борьбе с рязанскими чиновниками, препятствующими проекту реконструкции есенинского музея-заповедника в селе Константиново. Еще в советское время на основе тщательного архитектурного анализа Творческой архитектурной мастерской Гаврилова В.А. в Ленинграде был выполнен "Генеральный план музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций", которым была определена программа перспективной поэтапной реконструкции и развития комплекса. Генплан был рассмотрен и одобрен всеми инстанциями Министерства культуры РСФСР и лично министром Ю.С. Мелентьевым. При этом было предложено в соответствии с принципиальными положениями "Генплана музеефикации" внести соответствующие коррективы в "Схему развития Государственного музея-заповедника С.А. Есенина", выполняемую в институте "Спецпроектреставрация". В 1985 году была подготовлена программа перспективного развития музея-заповедника по определенным зонам до 2000 года. Работа продолжилась и после распада СССР: в 1995 году, когда всенародно праздновалось 100-летие со дня рождения С.А. Есенина. Тогда правительственная комиссия по подготовке и проведению празднования юбилея поэта и администрация Рязанской области во главе с губернатором Геннадием Меркуловым приняли решение выполнить в кратчайшие сроки (6 месяцев) большой объем работы по воссозданию и развитию музейного комплекса в селе Константиново в соответствии с Генпланом музеефикации. Однако потом, как водится, дело застопорилось: в музей пришел новый директор, который, по словам Валентина Гаврилова, "сделал все, чтобы отстранить от дальнейших работ и авторского надзора в соответствии с Генеральным планом музеефикации создателей этого проекта – ООО "ТАМ Гаврилова В.А." и Государственный литературный музей".
– Дирекции музея было выгодно "разбазаривать" деньги бюджета через "карманных" проектировщиков, реставраторов, строителей и дизайнеров, – рассказывает Валентин Гаврилов, – после 1995 года в течение десяти лет ни один проект этих "проектировщиков с большой дороги" не был согласован с авторами Генерального плана музеефикации, так как они понимали, что эти безграмотные работы нами согласованы не будут. В итоге эта бесконтрольная деятельность администрации музея с 1996 по 2006 гг. привела к грубейшим нарушениям экологии культуры заповедника. Лишь в 2006 году после обращения к министру культуры Александру Соколову, руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия Борису Боярскову и губернатору Георгию Шпаку, прежний директор ушел, и появился новый, заинтересованный в развитии музея-заповедника. Тогда появилась надежда, что реконструкция музея все же получит ход. Но в 2008 году избирается новый губернатор области Олег Ковалев. Мы были убеждены, что работы по развитию заповедника будут успешно продолжены, тем более что губернатор, как мне сообщили, по профессии строитель. Однако именно с этого момента идет незаконная коттеджная застройка в охранных зонах рядом с усадьбой Есенина, большая часть территории отдана под ресторан, который, по сути, сегодня является главным экспонатом на территории музея-заповедника.
Думается, что многие заметят параллели в этом деле между Рязанью и Краснодарским краем, где Валентин Гаврилов бьется за краснодарское культурное наследие столь же самоотверженно, как и во всех других регионах, где культурные памятники находятся под угрозой. Увы, на Кубани он пока терпит поражение. И это притом, что в Краснодарском крае не произошло смены губернатора, поддержавшего проект архитектора. Александр Ткачев, как бы к нему не относится, безусловно, желает войти в историю и, как любой мало-мальски значимый политик желает, чтобы его правление вошло в историю некими монументальными сооружениями, которые бы "стояли на века". Памятник Екатерине, Белый Собор, разные казачьи памятники – это монументально, основательно. Так почему же сейчас он не поддержит открыто проекты Гаврилова, реально направленные на сохранение и приумножение культурного наследия города, его исторического наследия. Почему этот процесс "топят" чиновники на местах?

фотоwww.yugopolis.ru