Общество:

Постолимпийский Сочи: безбарьерная среда для новых идей и их реализации!

29.10.2014

20 – 21 октября в Сочинском научно-исследовательском центре курортологии и реабилитации Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) прошла конференция «Актуальные вопросы диагностики, профилактики и лечения профессионально обусловленных

853

20 – 21 октября в Сочинском научно-исследовательском центре курортологии и реабилитации Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) прошла конференция "Актуальные вопросы диагностики, профилактики и лечения профессионально обусловленных заболеваний". Среди прочих научно-практических докладов, соответствующих заявленной тематике, наше внимание привлекла опубликованная в сборнике материалов конференции статья руководителя информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей, советника президента НАТ, ведущего сотрудника научно-исследовательского сектора Академии медиаиндустрии Владимира Лившица в соавторстве с доктором медицинских наук профессором кафедры управления и технологий в туризме и сервисе СГУ Борисом Ермаковым "О новой концепции организации лечебно-оздоровительного туризма и конкурентоспособности постолимпийского Сочи"

А 29–30 октября в Сочинском государственном университете на Международной научно-практической конференции "Олимпийское наследие: инновации, технологии, управление, персонал" был представлен доклад, предложивший ни много ни мало… смену общепринятой парадигмы олимпийского движения и выбора стран – городов для проведения очередных Олимпиад. Его авторами стали Борис Ермаков и Владимир Лившиц.
Рассказать о концепции мы попросили одного из ее авторов – председателя ГТРК "Сочи" в 80-90-е, инициатора создания на курорте первой негосударственной телекомпании эфирно-кабельного телевидения ("ЭФКАТЕ") и общекурортного информационно-рекламного фонда, а также совместно с Роланом Быковым – проекта Южной базы российского кино и телевидения. В те же годы Владимир Лившиц был заместителем председателя городского комитета по выдвижению Сочи претендентом на проведение зимней Олимпиады-2002. Кроме того, он принимал активное участие в подготовке первой заявочной книги, аргументировавшей стратегические, климатические и технические возможности курорта для проведения Олимпийских игр. Владимир Григорьевич является автором тематического видеофильма, демонстрировавшегося в штаб-квартире МОК в Лозанне, телепрограмм об олимпийском Лиллехамере, Играх доброй воли в Санкт-Петербурге, был сценаристом и ведущим многих передач Сочинской государственной телерадиокомпании, посвященных перспективам "экологически чистых" Игр. Все это дает ему право с позиций эксперта размышлять как о концепции олимпийского строительства, так и о стратегии постолимпийского развития
.
ЕСТЬ ЛИ В СОЧИ "БЕЛЫЕ СЛОНЫ"?
– Название нашего доклада в СГУ имеет подзаголовок, – уточняет Владимир Лившиц, – "От "белых слонов" к смене парадигмы олимпийского движения". Белыми слонами называют объекты и сооружения, возведенные специально к соревнованиям, но после проведения Игр не использующиеся и приносящие лишь убытки. Становится все более очевидным, что низкая коммерческая эффективность Олимпиад в сочетании с высокими тратами на поддержание редко используемых спортивных объектов мирового класса порождают чрезмерную финансовую нагрузку для государств и городов, проводящих Игры. Опираясь на заключения международных экспертов, мы предложили новую, безусловно, дискуссионную, идею, рассчитанную на внимание и критику как отечественных, так и зарубежных специалистов уровня МОК, Национальных олимпийских комитетов и, может быть, правительств стран-участников движения.
Плюс тема субсидий, выделявшихся бюджетом страны и частным капиталом на подготовку зимних Олимпийских игр в Сочи. Их использование изначально планировалось не только на строительство спортивных и вспомогательных объектов, но и на развитие инфраструктуры города с целью превращения его в курорт мирового значения. Решению этой задачи были подчинены проекты дорожного и портового строительства, очистных сооружений, энерго- и газоснабжения, благоустройства, природоохранные мероприятия, жилищное строительство, многократно превысившее потребности постоянного населения Сочи. По некоторым из перечисленных направлений удалось добиться позитивных изменений. О них широко и неоднократно информировали на всех уровнях.
– Вот-вот, эксперты-специалисты хвалят, но осторожно. Ведь остались нерешенные проблемы, не позволяющие Сочи и в постолимпийский период войти в число мировых курортов и туристских центров, привлекать расчетно-оптимальное количество рекреантов, необходимое для обеспечения финансово-экономической стабильности города-курорта. В своем докладе вы отмечаете, что обсуждаемые и намечаемые в этой связи меры не имеют системного характера, характеризуются ведомственной разобщенностью и отсутствием какой-либо координации. Есть примеры?
– Конечно. В мае нынешнего года в Российском союзе туриндустрии (РСТ) состоялся круглый стол на тему "Модели развития постолимпийского Сочи". Еще до завершения Олимпиады РСТ предложил ряд мер, рассчитанных на развитие города-курорта не только как горноклиматического, но и как морского, а также бальнеологического, на использование возможностей курорта для восстановительной и спортивной медицины. Особое внимание предлагалось уделить созданию и продвижению конкурентоспособного турпродукта после Олимпиады, проведению комплексных исследований, проекции курорта в 2014-2018 годы в современных политических и социально-экономических условиях, тарифному и налоговому регулированию. Заместитель министра курортов и туризма Краснодарского края Сергей Крутько тогда заявил, что планируется увеличить турпоток в Сочи до 2,8 миллиона человек к 2016 году.
В начале июня состоялась научно-практическая конференция "Постолимпийский Сочи: экологические проблемы и перспективы сохранения природного и историко-культурного наследия". Организаторами конференции выступила администрация Сочи, Сочинский научно-исследовательский центр РАН, городская Общественная палата, градостроительный совет города-курорта, широкий спектр природоохранных организаций, Сочинский государственный университет и филиал РУДН. Конференция предложила ряд необходимых для дальнейшего благополучия Сочи проектов, таких, например, как расширение сети туристических маршрутов и музеев, консервация объектов историко-культурного наследия, сохранение биоразнообразия сочинского Причерноморья. Перспективным, на наш с Борисом Анатольевичем взгляд, является проект "Развитие рекреационно-экологического каркаса Сочи, разработка классификации особо охраняемых территорий местного значения".
Однако отсутствие среди организаторов и участников круглого стола и конференции представителей федеральных властных структур превращает принятые программы и обращения в актуальные, необходимые, но трудновыполнимые пожелания. Причина такого положения, прежде всего, в оторванности их от федеральных целевых программ, обеспеченных бюджетным финансированием. Ведь в большинстве случаев не разрабатываются и не предлагаются экономические и организационные механизмы и инструменты. Администрации же муниципального образования подобного рода программы непосильны по определению.

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ
Практическое, а не умозрительное решение существующих экономических, административно-управленческих, организационных, экологических проблем с учетом трехуровневой иерархии (муниципальное образование – субъект федерации – органы власти самой федерации), по крайней мере, в публичной форме предлагается на основе двух или трех известных нам взаимоисключающих сценариев.
– Вот с этого места, если можно, подробнее!
– Первый принадлежит члену Совета Федерации Евгению Тарло и представляет собой и ранее возникавшее предложение переподчинить город-курорт федеральному центру. Не рассматривая все возможные положительные и отрицательные последствия такого решения, отмечу, что оно не решало бы существующих проблем Сочи, так как они находятся в сфере организационно-управленческих и финансово-экономических компетенций, а не только в определении административного статуса.
Второй сценарий был предложен на заседании межведомственной рабочей группы по социально-экономическому развитию городских агломераций, проходившем в Сочи с 14 по 16 июля нынешнего года под эгидой Министерства регионального развития Российской Федерации. Как известно, Сочи добился включения в перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации. Но учитывая, что вместе с Сочи были утверждены заявки еще 14 территорий России, невелика надежда на продвижение и реализацию стратегий агломерационного развития. Особенно после неожиданного упразднения в сентябре Минрегионразвития.
Хочу заострить внимание, что в основе программы по развитию городских агломераций, в отличие от названных выше проектов, лежат представления о сбалансированном пространственном развитии регионов, глобальной и макрорегиональной конкурентоспособности агломераций, а также росте качества управления устойчивым социально-экономическим и пространственным развитием в соответствии с требованиями институтов развития и международными стандартами.
– А как же сценарий развития экономики постолимпийского Сочи через игровую зону в Имеретинской долине, предложенный мэром города, председателем Общественного совета и губернатором Краснодарского края?
– Это характерный пример "контролимпийских" проектов и по нецелевому использованию спортивных объектов, и, главное, по самой сути, противоречащей олимпийской хартии, духу олимпизма. Ну и, конечно, он никак не соответствует стратегии развития города-курорта.
Причем, он не единственный. Для прочих "контролимпийских" проектов, я бы сказал НЭПа-2 (новой экономической политики) постолимпийского Сочи, строятся новые объекты безо всякого учета созданных к Олимпиаде, подчас мешающие их эксплуатации, с новой инфраструктурой, или предлагается нерациональное использование существующих, в основном, гостиниц.
НИЧТО НЕ НОВО ПОД ЭТИМ СОЛНЦЕМ
– Как говорил Райкин в своем бессмертном монологе, "критиковать каждый может". Владимир Григорьевич, где конструктивные предложения?
– Прежде чем перейти к ним, напомню, что большая часть предлагавшихся мер была известна и ранее. Наиболее полное освещение эти меры получили в работе кандидата экономических наук научного сотрудника Сочинского государственного университета и ведущего специалиста Сочинского научно-исследовательского центра РАН Владимира Шарафутдинова "О необходимости пересмотра подходов к исследованию проблем создания и реализации сочинского турпродукта (на примере сочинского олимпийского проекта)". В ней приведен исчерпывающий анализ локальных и региональных турпродуктов, территориально-отраслевого комплекса региона…
К примеру, Владимир Насибуллович пишет, что в постолимпийский период "в расчет надо брать не сами по себе построенные к Олимпиаде объекты, но вкупе с рассмотрением, прежде всего, изменений в уровне качества и востребованности (конкурентности, в конечном счете), региональных турпродуктов, то есть обязательно учитывая разницу в способности регионального турпродукта привлекать турпотоки в регион после проведения Олимпиад, причем на всю глубину агрегированных сроков окупаемости вложений в олимпийские и связанные с ними региональные и прочие активы". Приведу еще одну цитату: "При этом принципиально важно не смешивать успешность проведения Олимпийских игр с мерами по повышению качества, технологического уровня и конкурентности региональных турпродуктов".
Между прочим, эти обстоятельные размышления-рекомендации были опубликованы в "Известиях Сочинского государственного университета" еще в начале 2013 года! Известны также работы Бориса Ермакова "Почему Сочи стал бальнеологическим курортом?", Алины Енушевской "Проблемы и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма на курорте Сочи" и другие, появившееся в то же время. Поэтому несколько странно звучит вопрос от октября 2014-го: знакомы ли научной и широкой общественности экономико-экологические и социальные расчеты и обоснования новых, "контролимпийских", проектов – гонок на спортивных автомашинах по "Формуле – 1", футбольных соревнований, азартных игорно-карточных зон?
Во время XIII Международного инвестиционного форума "Сочи-2014", проходившего с 19 по 21 сентября, состоялось заседание круглого стола на тему: "Постолимпийское будущее Сочи: как использовать наследие Игр?" Его участники высказали немало интересных предложений, к сожалению, никак не затронувших тему неотложной необходимости привести управление городом-курортом, самой северной в мире и потому уникальной зоны влажных субтропиков с доледниковой растительностью, целебным морем, высокогорными ледниками и альпийскими лугами, запасами чистейшей питьевой воды (перечень чудес Сочи можно продолжать) в соответствие требованиям времени и постиндустриального развития экономики. Что же касается одного из немногих удачных проектов, реализованных уже после Олимпиады, шоу Ильи Авербуха в "Айсберге", то его выступление только подтверждает наши выводы. Вот небольшой фрагмент, опубликованный в открытой печати: "Если говорить о главной проблеме, которую на данный момент я вижу – что будет, когда "Формула – 1" закончится? По крайней мере, часть трассы, которая (построена) вокруг факелов, которая соединяет и "Большой", и "Айсберг", должна быть обязательно демонтирована, поскольку иначе объекты находятся вне шаговой доступности... Это убивает объекты. Это 12-тысячный ледовый дворец, у которого огромное пространство и возможности коммерческих площадей, которые можно просто сдавать в аренду, дворец содержать и окупать. Но не в таком варианте, когда он отрезан абсолютно от главной фронтальной зоны и от людей, которые гуляют, смотря на центральную часть, и не могут туда войти. Он так и будет отрезан... Нельзя все приносить в угоду трем дням. А люди все время будут обходить бесконечные заборы".

ОТДЫХ ИЛИ ЛЕЧЕНИЕ?
– И все-таки, что делать всероссийской здравнице, когда включаются объективные процессы сворачивания "путевочно-курсовочного" принципа организации лечения отдыхающих? Вспомним санаторно-курортные карты, выдававшиеся в поликлиниках по месту жительства, без которых в здравницы не принимали, или обязывали пройти обследование в лечебных учреждениях уже по прибытии на курорт… Как быть, если вытесняется лечебный характер бывших профилированных санаториев и пансионатов исключительно рекреацией?
– Именно эти процессы отмечались на XIII Всероссийском форуме "Здравница – 2013", прошедшем в Сочи в мае прошлого года. В докладе академика РАН, директора Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Александра Разумова был представлен глубокий анализ основных вызовов, с которыми столкнулась российская система санаторно-курортного лечения. Прежде всего, резко сократилось число лечащихся и проходящих реабилитацию в санаторно-курортных учреждениях, а затем и количество самих здравниц, превентивный характер отечественного здравоохранения сменился на организацию краткосрочного отдыха узкого круга лиц, имеющих для этого финансовые возможности.
– Изменим угол зрения на ситуацию: что делать, если люди выбирают отдых в отелях на 10 дней, а не лечение в санаториях за 24 дня?
– Наверное, надо вспомнить, что один из национальных проектов был посвящен здоровью граждан России, что окончательная оценка результатов управления (или правления) страной ее лидерами во многом зависит от продолжительности активного периода жизни людей, а не периода "дожития", как это у нас сейчас, когда пенсионный возраст официально наступает не по возрасту, а "по старости". А, следовательно, в скорейшем восстановлении нуждается не только ВПК и оборонно-наступательный щит России, но и государственная политика в отношении рекреационных территорий, санаторно-курортной отрасли, отделяющейся сегодня от медицины. Поверьте, люди выбирают здоровье и будущее, когда государство помогает им сделать осознанный выбор. В противном случае сложная современная техника, создаваемая для защиты страны, будет находиться в руках больных людей.
В докладе, который носит во многом реферативный и тезисный характер, мы предложили два варианта возможного развития событий. Во-первых, необходимы новые формы привлечения туристов в новый тип не только лечебно-, но и спортивно-рекреационных учреждений с использованием современных экономических инструментов, включая страхование, налоговые льготы работодателям, оплачивающим санаторно-курортное лечение своих сотрудников и восстановление системы амбулаторного лечения (курортные поликлиники). Цель – профилактика и укрепление здоровья, отдых здоровых людей. Экономика города-курорта не может оставаться монотуристской и должна диверсифицироваться.
Но, в первую очередь, необходимо остановить неуправляемый процесс перепрофилирования здравниц, чтобы не лишиться их окончательно, как это произошло с корпусами и большей частью коллектива Института курортологии и реабилитации, с некоторыми общекурортными лечебными учреждениями, курортными поликлиниками, бальнеолечебницами. Позиционирование и конкурентоспособность сочинского турпродукта во многом зависит от лечебных возможностей в его структуре.
Понятно, что проходящие на наших глазах процессы являются следствием отсутствия согласованной программы устойчивого и опережающего развития сочинской агломерации, реинжиниринга процессов и процедур стратегического планирования, управления "по целям", сформированной команды для управления проектом развития агломерации, модели проектно-ориентированного управления развитием, портфеля проектов развития.
Поэтому недостаточно заявить о необходимости прекращения бездумного и безответственного, чаще всего, стихийного превращения многофункционального санаторно-курортного комплекса, десятилетиями создававшегося на базе курортологии, как медико-социальной и территориальной науки. Подобных заявлений, призывов и обращений, как уже отмечалось, было немало. Необходимо представить федеральным органам власти, прежним и новым субъектам индустрии здоровья и рекреации, научной и широкой общественности социально и экономически обоснованные предложения и ответы на ряд вопросов аналогичного характера.
– Справедливо! Однако кто может содержать лечебные заведения традиционных форм и нового типа? Профсоюзы, их территориальные советы по управлению курортами, краевые и областные субъекты Федерации, многие ведомства практически прекратили эту деятельность или перестали существовать.
– Можно предложить эту функцию фондам обязательного и добровольного медицинского страхования, заявить о необходимости создания территориальных рекреационных и оздоровительных объединений.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
В сфере финансово-экономического управления мы предлагаем создание того же территориально-рекреационного объединения, включающего оздоровительные учреждения и общекурортные базы. Элементы предолимпийского городского комитета, "Сочиолимпстроя", образованных при подготовке Олимпиады, должны быть воссозданы для других целей в различных сферах, как необходимые управленческие подразделения.
Основной вариант – образование свободного туристско-рекреационного территориального кластера, или нескольких кластеров, объединенных в эколого-экономическую зону (по существовавшим еще в конце прошлого века проектным предложениям).
В упомянутой уже диссертации на соискание степени магистра Алины Енушевской предлагается создание в рамках Сочинской туристско-рекреационной дестинации (территории посещения, пребывания, привлекающей туристов природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, удовлетворяющей специфические потребности обширных групп людей), специализированного кластера курортного типа – бальнеологического курорта Сочи-Мацеста (считаем нужным уточнить – "Сочинская Мацеста") или же трех основных кластеров – бальнеологического, пляжного и горноклиматического. В диссертационной работе Екатерины Айсхановой на тему совершенствования организационных форм управления в сфере туризма (что нам представляется решающим элементом необходимых комплексных преобразований) сформулированы предложения создания туристско-рекреационных кластеров в форме ГЧП (государственно-частного партнерства) на основе кооперации, предполагающей совместное финансирование и управление! Трудно переоценить эффективность вовлечения в туристскую деятельность сотен семей и домохозяйств сочинцев, желающих предложить туристам свои услуги.
– Если правильно понимаю, речь идет о возвращении к прежнему размещению отдыхающих в квартирах и комнатах сочинцев?
– Почему бы и нет, если имеются свободные квартиры? Но ведь тысячи мест для комфортабельного размещения построены в виде нового жилья, частных отелей, в том числе сочинских ноу-хау – "гаражей для проживания", двух-трехэтажных, с защищенными автостоянками, кухнями, джакузи. С их правовым статусом нужно ведь разбираться, а не просто сносить, как так называемые эллинги.
В сфере административной – предложение нового территориально-административного деления города с сокращением территорий Хостинского и Лазаревского районов и увеличением площади Центрального района, выделением Дагомысского района для придания всем им большей мобильности и самоуправления. Профилирование медицинской, рекреационной, агротехнической, промышленно-строительной, селитебной и заповедных (ресурсных) зон. Эти проектно-ориентированные зоны, наряду с общекурортной высоких технологий, по нашему мнению, должны быть созданы в Сочи.
Предложения могут быть и другие, самые разные, но обоснованные. Смысл их в том, что постолимпийский Сочи не может более ни в каких отношениях продолжать оставаться без всяких изменений и опережающего развития. Нельзя допустить дальнейшего его перепрофилирования без публичных обсуждений и выявления профессионального и общественного мнения на фоне деградации уникальной в масштабах России, самой северной в мире зоны влажных субтропиков!
– Это задача-максимум. А в оперативном плане?
– В оперативном плане необходимо использовать складывающуюся уже по окончании Олимпиады конъюнктуру в индустрии туруслуг и выездного туризма. Резкое сокращение его объемов, как и количества ведущих туроператоров, санкции в этом секторе для наиболее мобильных и платежеспособных групп туристов, переход к новым, более сложным правилам оформления шенгенских виз для всех других категорий требуют незамедлительных и вполне понятных действий субъектов всех упомянутых выше уровней и ветвей власти. Одновременно целесообразно приступить к формированию и обсуждению предложений и нормативно-правовых актов, предшествующих образованию органа управления территориально-рекреационной агломерацией.
Совсем новая для Сочи (во всяком случае, ни разу не прозвучавшая ни на конференциях, ни на круглых столах), но столь необходимая инновация – стратегия создания "умного города" (smartcity). Она овладевает умами и действиями современных сити-менеджеров, привлеченных ими новаторских команд и включает формирование кластеров, творческие индустрии, как сектор новой экономики города, управление его брендом, привлечение жителей к выработке идей и технологий умного общества, конечно, экологические стандарты и многое другое. Между прочим, 13–14 ноября в Москве пройдет III Международный форум "Умный город будущего". Вот перспектива для неповторимого по своим территориально-пространственным и природно-климатическим характеристикам города, с мудрыми ветеранами, инициативной университетской молодежью, научно-исследовательскими центрами! Безбарьерная среда для новых идей и их реализации – чем не новый девиз для единственного в стране и в мире южного города-курорта, принявшего и с успехом обеспечившего проведение зимней Олимпиады?!
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ