Интервью с активистом проекта «За честные закупки» Сергеем Вервеиным
1854
Интервью с активистом проекта «За честные закупки» Сергеем Вервеиным
«НГК»: Сергей, мы хотим поговорить о практике тендеров на закупку квартир для детей-сирот. Насколько известно, Министерство строительства и ЖКХ России определяет единую цену за 1 квадратный метр для всех регионов при покупке квартиры для этой категории граждан. А ведь цены за квадратный метр жилья в Белой Глине и в Сочи разнятся.
С. Вервеин: Среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра определяет Министерство строительства и ЖКХ России. На 2 квартал 2019 года она составляет (для Краснодарского края) 41393 рубля. В соответствии с этой суммой и происходят закупки жилья для сирот – площадью 33 квадратных метра на территории Кубани. Совершенно очевидно, что рыночная стоимость квадратного метра в Сочи значительно выше стоимости его в Белой Глине. Что делает проблематичным закупку жилья надлежащего качества. Тем не менее, достаточное количество фактов закупки непригодного для проживания жилья зафиксировано в самых разных регионах. Для нерадивых чиновников реализация программы обеспечения сирот жильем становится личным бизнесом, разбираться с которым приходится правоохранительным органам.
Тем не менее, административного ресурса вполне достаточно для обеспечения детей-сирот качественным жильем. Выдавая разрешения на застройку, необходимо договариваться с застройщиком о выделении части квартир по фиксированной стоимости. При строительстве социального жилья – осуществлять контроль за ходом работ и качеством используемых материалов. Работать над законодательными инициативами, позволяющими увеличивать стоимость квадратного метра за счет внебюджетных поступлений. Ведь по статистике, лишь пятая часть детей-сирот в крае реализует свое право на получение бесплатного жилья. Права 80% сирот ежегодно нарушаются. Казалось бы, решение лежит на поверхности. Вместо 1 миллиарда рублей в год по программе «Дети Кубани» – заложить 5 миллиардов. Сделать это можно за счет уменьшения представительских расходов, расходов на пиар в СМИ, ужесточения контроля за формированием НМЦК в госзакупках, развитию конкуренции. Как говорится, было бы желание.
«НГК»: Какие, на ваш взгляд, имеются пробелы в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
С. ВЕРВЕИН: Проблемных вопросов хватает. Бюрократизация, излишняя зарегулированность, большой объем подзаконных нормативных актов, многочисленные поправки, за которыми не успевают контрактные службы заказчика. Проблема с поставками продуктов питания в социальные учреждения по контрактам, заключенным по самой низкой предложенной стоимости. Низкая стоимость отражается на качестве поставляемой продукции. Над этим вопросом работают активисты проекта «За честные закупки» ОНФ, и первые изменения в контрактном законодательстве уже произошли. Бывают случаи, что начальная цена контракта «падает» в десятки раз. О чем это может говорить? Можно ли быть уверенным, что данные услуги будут качественными? Пример – поставки продуктов питания в социальные учреждения: демпинг зачастую приводит к некачественным, а иногда и просто формальным услугам. Одной из серых схем, применяемых в системе госзаказа и выявленной активистами нашего проекта, является «таран». Когда группа поставщиков разыгрывают видимость конкуренции, опуская цену в десятки раз. Затем у предложивших наименьшую стоимость обнаруживается несоответствие вторых частей заявок, и контракт по максимальной стоимости заключается с единственным поставщиком. К сожалению, не всегда комиссия заказчика в полном объеме применяет антидемпинговые меры. Так, нашумевший снос домов в Краснодаре, представляющих историческую ценность, выиграла компания со снижением стоимости более чем на 50%. Контрактное законодательство устанавливает дополнительные требования, которым подрядчик не соответствовал. Тем не менее, с ним был заключен муниципальный контракт. Тендер на оказание услуг по отлову безнадзорных животных в Краснодаре выиграло ритуальное агентство, уронив стоимость в 16 раз с первоначальной. В Туапсинском районе аукцион по независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности в 28 школах выиграла компания из Москвы, снизившая стоимость в 40 раз и предложившая три тысячи рублей. И таких примеров много.
«НГК»: Предусматривает ли законодательство о госзакупках критерии, по которым компания, не имеющая фактической возможности (отсутствие достаточного штата сотрудников, ОКПО и так далее) для выполнения заявленных услуг, не может участвовать в тендере?
С. ВЕРВЕИН: Дополнительные требования к участникам закупки контрактным законодательствам предусмотрены. Вводятся они постановлениями правительства Российской Федерации и применяются при закупках определенных видов товаров и услуг. Также дополнительные требования могут применяться при конкурсном отборе. В электронном аукционе нельзя выставить требование о подтверждении должной штатной численности участника, наличии у него необходимых материальных ресурсов. Иногда это приводит к срыву сроков исполнения контрактов или злоупотреблениям, когда компания, состоящая из одного человека, выигрывает аукцион и передает весь объем работ субподрядчику, но уже за гораздо меньшую стоимость. Один из таких примеров – благоустройство Новороссийска по федеральному приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году. Активисты проекта «За честные закупки» ОНФ обратили внимание антимонопольной службы на возможные нарушения и сговор. Доводы наших активистов нашли подтверждение, и решениями Краснодарского УФАС все участники (в том числе и чиновники) оштрафованы. Общая сумма штрафов – почти 21 миллион рублей.
«НГК»: Определяется ли законодательством так называемый потолок на стоимость той или иной услуги или объекта?
С. ВЕРВЕИН: Нормирование в сфере госзаказа регулируется 19 статьей контрактного законодательства. Этим вопросом активисты нашего проекта занимаются едва ли не с первых дней. Именно после наших «Индексов расточительности» и внесения предложений – установить «потолок» закупки автомобилей, мебели, оргтехники и так далее – она имеет сегодняшний вид. Не все наши предложения услышаны Минэкономразвития, работа в этом направлении также продолжается.
Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА