Вот уже пять лет прошло с тех пор, как в России по инициативе Дмитрия Медведева стартовала реформа МВД в России, затеянная с целью повышения эффективности правоохранительных органов России, борьбы с коррупцией и улучшения имиджа правоохранительных орга
671
Вот уже пять лет прошло с тех пор, как в России по инициативе Дмитрия Медведева стартовала реформа МВД в России, затеянная с целью повышения эффективности правоохранительных органов России, борьбы с коррупцией и улучшения имиджа правоохранительных органов. Реформа завершилась в 2011 году, причем, самым заметным изменением стало переименование милиции в полицию (по мнению многих обывателей в этом, собственно, суть реформы и состояла). Заметны ли какие-то иные изменения в работе правоохранительных органов в настоящее время, наш корреспондент узнавал у разных политических и общественных деятелей нашего края.
Дубовицкая Ирина, председатель правления Краснодарской краевой общественной организации выпускников российских вузов, член Общественного совета при ГУВД края:
– Как член Общественного совета могу отметить возросшее участие общественников, усилившийся контроль над деятельностью сотрудников полиции. В частности, представители общественности теперь присутствуют на заседании аттестационных комиссий, где рассматриваются личные дела полицейских, решаются вопросы об их повышении или понижении. Другое новшество после реформы МВД – проверки общественниками оказания государственных услуг гражданам сотрудниками УВД: перерегистрация машины, выдача государственных номеров на машину, выдача справок и так далее. Изменения заметны: подводя итоги последних пяти месяцев, мы можем констатировать полное отсутствие каких-либо жалоб на оказание данных услуг – отличие от более раннего времени очевидно. Еще одно новшество – присутствие общественников на приеме граждан руководителем УВД края или его заместителями.
Михаил Савва, правозащитник, политолог, в прошлом – председатель общественного Совета при ГУВД Краснодарского края:
– Принципиальных изменений в работе нет. Есть улучшение деятельности отдельных служб, но это совсем необязательно должно быть связано с реформой, а скорей, с профессионализмом конкретных руководителей: одни уходят, другие приходят и так далее. По-прежнему огромной проблемой остается незаконное возбуждение уголовных дел и их прямая фальсификация. В Краснодарском крае это особенно часто отмечается в Краснодаре и Сочи. Причина такой практики то, что в ходе реформы не была отменена "палочная система", пресловутый "план раскрываемости преступлений". Подобная практика приводит, по сути, к тому, что вместо раскрытия преступлений сотрудники полиции занимаются их придумыванием. В ходе реформы неоднократно предлагалось отменить "план раскрываемости", однако это так и не было сделано. Думаю, это произошло потому, что государство понимает, если отменить этот план, полицейские вообще перестанут работать.
Владимир Громов, депутат Законодательного собрания края, атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 годах:
– Сказать по правде, я всегда был против переименования и по сей день, по привычке, называю полицию милицией. Советская милиция – это был определенный знак качества, я был воспитан на фильмах про советскую милицию и даже сам хотел стать милиционером. Что же касается каких-то глубинных изменений, то я их не замечаю – на рост преступности, на состояние преступности вообще, насколько я могу судить, данная реформа не повлияла. Поэтому, видимо, и привлекают казаков в помощь, значит, своих людей уже не хватает. С другой стороны, конечно, полиция работает достаточно эффективно: это было видно хотя бы по обеспечению безопасности во время Сочинской олимпиады. Однако каких-то знаковых успехов, качественных изменений я не наблюдаю.
Игорь Коломийцев, депутат Городской думы Краснодара:
– Пока я никаких качественных изменений не вижу: собственно, единственное заметное изменение, это само переименование. Работники органов все также крышуют бизнес, контролируют криминал – все имеющие пороки остались на месте. Чтобы реформировать правоохранительные органы их нужно распустить и начать с чистого листа, а попытки что-то подправить в столь прогнившей структуре ни к чему хорошему не приведет все равно.
СПРАВКА "НГК":
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 % россиян считало, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства все останется по-прежнему. В то же время, согласно более поздним опросам, уровень доверия к органам внутренних дел в вопросах обеспечения личной и имущественной безопасности повысился с 33 % в 2009 году до 52 % в 2011 году. Тем не менее, 12 октября 2012 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев заявил, что полученные в рамках первого этапа реформы МВД результаты оказались не достаточны и "не оправдали в полной мере ожидания граждан". Как отметил Колокольцев, ряд проблем всё ещё нуждается в решении. К таковым он отнёс "палочную систему", систему учёта сообщений о преступлениях и систему оценки эффективности работы полиции. В октябре 2013 года Министерство внутренних дел России охарактеризовало негативные последствия реформы: в первую очередь, сокращение штата полиции на 20 процентов, закрытие ряда специализированных учебных заведений, из-за чего снизилось качество подготовки полицейских, а также провал переаттестации его сотрудников.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ