Общество:

Реабилитация на бумаге

30.04.2014

В минувшую субботу Краснодаре прошёл очередной парад, посвященный 23-й годовщине подписания закона «О реабилитации репрессированных народов». Парад этот проходит не первый год и всегда собирает казаков со всех отделов войска, со всей Кубани, Адыгеи,

741

фото Владимира ПРИХОДЬКО

В минувшую субботу Краснодаре прошёл очередной парад, посвященный 23-й годовщине подписания закона "О реабилитации репрессированных народов". Парад этот проходит не первый год и всегда собирает казаков со всех отделов войска, со всей Кубани, Адыгеи, Карачаево-Черкессии и Абхазии. А в прошлом году парад даже посетила делегация ККВ за рубежом во главе с атаманом Александром Певневым.

В этом год, правда, как сообщил "НГК" еще до парада заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко, гостей из Америки не ожидалось, зато отметились все отделы ККВ, а также семь атаманов реестровых казачьих войск. Всего в параде приняли участие более двух с половиной тысячи казаков Кубанского казачьего войска и более тысячи учащихся казачьих классов и кадетских корпусов, делегации реестровых казачьих войск Адыгеи, а также Республики Крым. От имени жителей полуострова представителей Кубанского казачьего войска за мужество и героизм поблагодарил и командир сводного полка народного ополчения Крыма Александр Бочкарев. Помимо стоявших на трибуне губернатора Александра Ткачева и вице-губернатора Николая Долуды, на парад прибыл и известный российский предприниматель Олег Дерипаска.
Иными словами, масштабное, значимое событие в жизни Кубанского казачьего войска. Но так ли значим повод, по которому собираются казаки? Насколько действенным на сегодняшний день оказался данный закон, все ли получили кубанские казаки, что им обещали? Об этом корреспондент "НГК" решил накануне праздника узнать у самих казаков.
– Я не могу сказать, конечно, за все казачьи войска в России, – пояснил Константин Перенижко, – но что касается Кубанского казачьего войска, то тут, на мой взгляд, закон полностью реализован. Все нормативно-базовые акты в отношении казачества приняты, решаются вопросы, связанные с собственностью, воинской службой, то есть то, что и добивалось казачество.
Диаметрально противоположное мнение у атамана казачьего общества станицы Стародеревянковской Всекубанского казачьего войска Сергея Корбана.
– Мое мнение, что этот закон не работает, по сути, он фикция, потому что казакам не вернули главное, что было отобрано большевиками, землю. В начале девяностых, вообще, приняли множество законов, принятых так, чтобы они фактически не работали, этот закон – один из таковых. Вместо этого казакам навязали всегда чуждую им жандармскую службу, хотя до революции от казаков, которые шли в жандармы, отказывались родственники.
Развёрнутый ответ по этому вопросу также дал депутат Законодательного собрания края, атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 годах Владимир Громов.

– Данный закон не выполнил всего, чего от него ждали казаки, хотя, конечно, определенное признание своих прав казаки от него получили, – рассказывает Владимир Прокофьевич, – прежде всего, этот закон признал преступной политику советской власти по отношению к казачеству. Кроме того, закон этот дает, наконец, четкое определение казачеству определенной исторической этнокультурной общности. Кроме того, благодаря этому закону, стало возможным возвратить некоторым улицам и населенным пунктам их исторические названия: так станица Красноармейская стала вновь Полтавской, а улица Шаумяна –Рашпилевской, стало возможно восстановить некоторые исторические памятники. Созданы условия для объединения казаков в мощное кубанское войско, самое мощное казачье войско России, которое с начала девяностых годов играло важную роль в общественно-политической жизни Краснодарского края и Российской Федерации. Закон о реабилитации репрессированных народов являлся краеугольным камнем в признании целого ряда указов Президента РФ, федеральных и краевых законов. В 1995 году в Краснодарском крае, в единственном субъекте России, был принят закон о реабилитации кубанского казачества и в целом созданы условия для возрождения культуры создания учебных заведений и всего того, что создано до настоящего времени. Но в то же время этот закон не относится к войску как таковому – все компенсации идут (если идут) как жертвам политических репрессий, то есть индивидуальным лицам, которым еще нужно доказывать факт репрессий. Нет признания казаков пострадавшим народом, нет, соответственно, и целенаправленной помощи Кубани как исторического места проживания кубанского казачества. Этим политика государства отличается от политики по отношению к репрессированным народам, таким, например, как карачаевцы или балкарцы. Их признают репрессированным народом, и помощь им идет именно, как народу, что подразумевает и определенную помощь республикам, где данные репрессированные народы являются титульной нацией. У нас же статус казачества на Кубани никак официально не закреплен, соответственно, и вопрос о государственной помощи кубанским казакам, как пострадавшему в ходе репрессий народу, не стоит. Так же, как и не стоит вопрос о возвращении казакам исторического имущества. В начале девяностых даже составлялись списки зданий, изначально принадлежащих Кубанскому казачьему войску, но эта инициатива не встретила никакой поддержки "наверху" и постепенно сошла на нет. С одной стороны, тут можно видеть и вину самих казаков, которые могли быть и более настойчивы в своих требованиях. Но, с другой стороны, ответственность лежит и на власти, не нашедшей пока казачеству лучшего применения, нежели патрулирование улиц. Политика власти в отношении казачества отличается непоследовательностью: то создают казачью партию, то принимают закон, согласно которому казакам состоять в политических партиях нельзя. Что это? Левая рука не знает, что делает правая?
Тема репрессий в отношении казачества затрагивалась и на конференции "Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания", прошедшей в марте по инициативе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и Российского Государственного архива социально-политической истории. В мероприятии приняли участие: председатель Синодального комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Н.Н. Константинов, атаман Всевеликого войска Донского В.Г. Гончаров, верховный атаман Союза казаков России П.Ф. Задорожный, войсковые священники реестровых казачьих обществ, представители Русской Православной Церкви. В зале присутствовали представители реестровых войсковых казачьих обществ и общественных объединений казачества, зарубежного казачества, историки и архивисты России, студенчество – всего двести пятьдесят участников. Выступил на конференции с докладом и Владимир Громов, вкратце рассказавший нашему корреспонденту как о самой конференции, так и об обсуждаемой там тематике в целом.
– Я читал доклад об участии казаков в Первой мировой войне, но большинство докладов было посвящено как раз вопросам расказчивания, а точнее, директивному письму от Бюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года "Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах" , подписанному председателем ВЦИК Яковом Свердловым. Считается, что эта директива положила начало расказачиванию, но, фактически, она лишь официально оформила уже существующую политику, направленную на уничтожение казачества. Причин тому было несколько, но главное, большевики хорошо знали и боялись казачества как серьезной военной силы, которая реально могла им противостоять. Чтобы уничтожить эту силу, начались репрессии, и это породило ответную казачью реакцию в виде создания своей государственности, чтобы отгородиться от всего, что происходило в то время в стране. Справедливости ради надо отметить, что эта политика шла волнообразно. Уже в двадцатом году, советская власть смягчила свое отношение к казачеству, взаимоотношения с которым были на контроле у председателя Кубанского ревкома и облисполкома Яна Полуяна – тоже казака из станицы Елизаветинской. В двадцатые годы в структуре ЦК РКП(б) был создан казачий отдел, во главе с тем же Яном Полуяном. При этом, я считаю, во многом преувеличенными слова о миллионных жертвах среди казачества в период гражданской войны. Это видно хотя бы из таких фактов: до революции на Кубани проживало один миллион четыреста тысяч казаков (всего в России казаков всех войск насчитывалось четыре с половиной миллиона). А уже в 1926 году на Кубани прошла перепись населения, уникальная в том смысле, что она была первой и последней. Первой проведенной советской властью и последней, где казаки могли отмечать себя казаками. Так вот, согласно этой переписи, на Кубани тогда проживал один миллион двести восемьдесят шесть тысяч казаков, это притом, что не все могли назвать себя так в переписи. Однако мы помним, что затем был 1932 год, были очередные репрессии, голод и выселение казаков целыми станицами. Репрессии по отношению к казачеству прекратились только в 1936 году, когда с казачества были сняты ограничения по службе в армии.
Вот с такими разными настроениями будут участвовать кубанские казаки в ежегодном параде.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ