В 1861 году указом императора Александра II было создано первое Кубанское речное пароходство
1614
Именно с этого момента началось регулярное сообщение между портами Екатеринодара, Ростова-на-Дону, Чёрного и Азовского морей. Уже к 1914 году на Кубани насчитывалось 13 пароходов и около 300 барж, перевозивших миллионы пудов грузов в год и тысячи пассажиров.
После установления на Кубани советской власти все суда были национализированы. Начался новый период в развитии судоходства Кубани.
Большое значение Кубанское речное пароходство имело в годы Великой Отечественной войны. Выполняя боевые задачи, речники перевозили воинские части, эвакуировали раненых, доставляли оружие и боеприпасы, часть из которых изготавливались в судоремонтных мастерских.
В 1943 году началось восстановление Кубанского речного флота. Со дна реки было поднято 14 барж и 12 катеров. Работы шли круглосуточно. После окончания войны речникам пришлось практически заново строить разрушенные гитлеровцами судоремонтные мастерские, причалы, линии связи, поднимать и возвращать в строй суда, строить новые.
Речной флот пополнялся новыми судами, среди которых были пассажирские «Кометы» и «Ракеты», а также теплоходы «Москва». Активно развивался водный туризм: были открыты рейсы Темрюк – Ялта, а также Ялта –Новороссийск – Сочи. Большой популярностью пользовались прогулочные маршруты по Краснодарскому водохранилищу. Построенное краснодарскими судомастерами, пассажирское судно «Кубань» было спущено на воду в 1952 году.
В конце 80-х годов пароходство достигло наивысшего развития и встало в один ряд с ведущими речными предприятиями страны. Эту информацию я почерпнула из учебника «История Кубани с древнейших времен до конца XIX века».
Кубанское речное пароходство, как и многие государственные предприятия, в вначале 90-х годов было преобразовано в акционерное общество. Сегодня это частная компания. Для сохранения предприятия и профессионального коллектива руководству пришлось пойти на определённые жертвы: была продана часть флота и погрузочной техники. Судьба предприятия висела на волоске.
В 2004 году акционерами была разработана новая стратегия, которая, наряду с восстановлением традиционных, начала освоение новых видов деятельности и в первую очередь строительство жилья и других объектов на принадлежащих речникам земельных участках. И строительство, судя по всему, их заинтересовало больше, чем судоходство. Один самых дорогих и престижных в Краснодаре жилых комплексов «Адмирал» построен этой компанией. А речные маршруты в 90-х годах были упразднены.
По сути, богатейшая история кубанского речного пароходства была закончена в начале 90-х годов. Часовые прогулки на небольших прогулочных теплоходах по реке Кубань не идут в счёт.
Есть ли шанс возродить сегодня судоходство по реке Кубань? Особенно сейчас, когда одна из проблем Краснодара – пробки и перегруженный общественный транспорт.
В интервью газете «Краснодарские известия» в феврале этого года заместитель генерального директора АО «Кубанское речное пароходство» по перспективному развитию Михаил Сазанский отметил: «Есть ряд проблем, без решения которых невозможно разрулить этот вопрос. Во-первых, необходимо обустроить причальную инфраструктуру. Набережную реки Кубань продолжат благоустраивать, но какой в этом смысл, если придётся смотреть с неё на песчаные дюны, вместо того чтобы наслаждаться гладью реки? Поэтому, на наш взгляд, первое, что нужно сделать: провести дноуглубительные работы и организовать причалы и стоянки для маломерных судов – их в Краснодаре на сегодня нет. По сути, на сегодняшний день отсутствует инфраструктура для речного транспорта кроме мест для отстоя судов на территории речного порта и площадок, откуда отправляются наши теплоходы с ул. Кубанской Набережной», –подчеркнул начальник пароходства.
А ведь данный вид транспорта мог бы стать отличной альтернативой, дополняющей уже существующий общественный транспорт города. Это очень актуально для Краснодара, особенно учитывая тот нюанс, что на берегу Кубани появляется всё больше и больше жилых комплексов, в том числе возведённых и кубанским речным пароходством.
Дарья РУДЕНКО, студентка 1 курса факультета журналистики КубГУ