Выставку картин о войне для участников ВОв на Кубани в год 70-летия Победы сделали платной
1043
Выставку картин о войне для участников ВОв на Кубани в год 70-летия Победы сделали платной
Свои произведения живописцы, скульпторы, графики создают за свой счет, тратят деньги на краски, холсты, обрамление, привозят в выставочный зал работы на арендуемом транспорте. Бесплатно предоставляют работы для выставочной экспозиции. При этом бесплатно посетить выставку, на которой экспонируются их работы, художники могут только один раз, в день ее открытия. К примеру, посещение выставки "Память сердца", организованной в этом году в краевом выставочном зале, согласно прейскуранту, для членов Союза художников России в обычный день составляло 100 рублей, для художников пенсионеров – 50 рублей.
И что совсем уж возмутительно, директором зала в канун Дня Победы был подготовлен приказ, согласно которому бесплатно посетить выставку могли только Герои Советского Союза и Герои России, полные кавалеры ордена Славы. Кассир выставочного зала пояснила, что 9 и 10 мая участникивойны льгот не имеют, сославшись на размещенные в витрине приказы. Для участников войны был вывешен издевательский приказ № 190-П от 2 июля 2014 года, дающий им право "внеочередного приобретения" тех самых входных билетов. И это притом, что посетителей выставки практически не было. В краевом выставочном зале 9 и 10 мая было нынче на редкость безлюдно.
Как мне пояснили знакомые художники, эта постыдная практика сложилась в крае не так давно, с приходомна должность директора выставочного зала Михайленко. А потому все меньше и меньше авторов соглашаются на участие в выставках в краевом зале.
Я езжу по стране, бываю в художественных галереях, музеях. Во всех выставочных залах России, кроме Краснодара, в дни работы выставок на них постоянно присутствуют авторы работ. Выставка – это не только созерцание полотен, но и общение, обмен мнениями людей одной "группы крови". Умение создать эту атмосферу для творцов и зрителей и есть главная работа организаторов культурных мероприятий. А в Краснодаре все наоборот, на протяжении многих лет руководство выставочного зала, министерства культуры Кубани издает антикультурные приказы, устанавливавшие возрастной барьер художникам для организации персональных выставок. Самостоятельно руководители некоторых учреждений устанавливают плату за услуги по организации выставок. По имеющимся сведениям, сегодня для организации выставки в ККВЗИИ художнику нужно заплатить не менее 10 тыс. рублей в день. То, что художники в краевом выставочном зале нежеланные гости, видно было и по последней выставке "Память сердца". Так, под работу члена-корреспондента РАХ А.А. Аполлонова руководство зала выделило подиум, место которому, откровенно говоря, на помойке, скульптурное изображение Захария Чепеги высится в экспозиции на подиуме с изображением то ли ежика, то ли динозавра. А ведь художники, представившие свои работы для этой выставки, всем сердцем хотели разделить радость и гордость за нашу Победу со зрителями, показать в своих работах величие народа-победителя.
К сожалению, та же небрежность, если не сказать, бездушие к художественному наследию Кубани я увидел и в обновленных недавно залах художественного музея, на реставрацию которых, как известно, было потрачено 30 миллионов бюджетных денег. На фоне сверкающих люстр и вульгарных полутораметровых синтетических подсолнухов сиротливо белеет грубо подкрашенная рама на картине фронтовика, заслуженного работника культуры Кубани И.М. Халюткина "Мельница".В таких же хлипких потертых стареньких рамочках картины заслуженных художников России А.А. Калугина "День Победы" и Н.П. Калугиной "Мартовские цветы" и др. Понятно, что в ситуации, когда министерство культуры не смогло отреставрировать третий этаж музея, до рамочек ли? Но все же в залах музея важнее картины, а не шторы, паркет или банкетки.
Печально, что на презентации выставок в музей перестали приглашать художников, даже участников выставок. Например, автор картины "Фронтовые друзья" Н.С. Захаров узнал о том, что репродукция его картины является эмблемой выставки "Всем солдатам воевавшим", проходящей в эти дни в музее,совершенно случайно от коллег, посетивших выставку. А ведь художник жив и работает на соседней улице. Подобные случаи не единичны и красноречиво иллюстрируют ситуацию, когда учреждения культуры рушат добрые музейные традиции, забывая о тех людях, чьи произведения они хранят. Так, в начале этого года в художественном музее экспонировалась выставка, приуроченная к 100-летию народного художника РСФСР В.К. Нечитайло. Руководство музея не посчитало нужным сообщить семье художника, живущей в Москве, об этом событии. А ведь на выставке экспонировались картины и сына художника, и его вдовы, народного художника России М.В. Савченковой, подарившей музею одну из крупнейших коллекцийпроизведений советского периода. Сын художника, Сергей Васильевич, узнав о проходящей выставке от других художников, взял билет на самолет в Краснодар. Но было поздно, выставка провисела недолго и закрылась. Билет пришлось сдавать.
Все эти факты наглядно иллюстрируют сложившуюся в культуре края тяжелейшую ситуацию. Так что появление знаменитой скульптурной композиции А.А. Аполлонова "Чиновница-мутант" – вполне ожидаемый ответ художников на упадок культуры на Кубани.
Культурная общественность на Кубани есть! И она никогда не смирится с подобным попранием искусства и тех, кто его создает. Если власть не прислушается к мнению интеллигенции, то скоро все культурные учреждения в крае превратятся не в храмы искусства, а в обычные офисы, в которых получают жалованье бездушные мутанты, не имеющие ничего общего с величайшей культурой в мире.
В.А. Лаврененко.Выражаю благодарность художникам, поделившимися со мной наболевшими проблемами.