Споры о том, кто должен воспитывать детей: семья или школа – не утихают. И с началом нового учебного года только разгораются. Корреспондент «Новой газеты Кубани» задал этот вопрос нескольким авторитетным кубанцам
683
Владимир Громов, депутат Законодательного собрания Краснодарского края,атаман Кубанского казачьего войска в1990–2007 гг.
– Думаю, что основная роль в воспитании отводится семье. И, разумеется,лучший вариант, когда семья полная –есть отец и мать; чего, к сожалению,сейчас мы не имеем, это во-первых.Во-вторых, долг родителей – воспитать детей в трудолюбии и уважении кродителям, к старшим, которые далиим жизнь, вложили душу и сердце. И,конечно же, привить любовь к культурным ценностям и традициям своегонарода. Не секрет, что важнейшую рольв воспитании играла советская школа,современная же выращивает лодырейи тунеядцев. Посмотрите, в нынешнейшколе ученики не убирают классы,не участвуют в какой-либо трудовойдеятельности. В итоге, аттестат зрелости получает человек, который хочетзарабатывать по сто тысяч, ничего неделая. На мой взгляд, школа должнаувеличить свою роль в воспитании ребенка, однако в современных реалияхэто очень сложно. Результат может бытьдостигнут только при одном условии– объединении общих усилий семьи ишколы. Собственно, организация современного образования есть основнаяпричина всех проблем с поколением,его воспитанием.
Игорь Коломийцев, депутат Городской думы МО г. Краснодар
– Никогда не считал себя образцовым семьянином, но моя позициятакова, что детей должна воспитыватьименно семья. Потому что в школе получают образование. Я сам в свое времяпреподавал и понимаю, что заниматьсявоспитанием как таковым в принципеневозможно. Воспитывает детей, прежде всего, родитель. И даже не тем, чтоон говорит, а своим собственным примером, тем, как он живет. Если в семьене пьют, то ребенок вряд ли станет алкоголиком. Если в семье не ругаются,то и чадо не станет этим заниматься.То есть воспитывать отпрысков нужнособственной жизнью. На мой взгляд,основной принцип воспитания – этолюбовь. Дети должны расти в ее лучах.Если же в семье ее нет, между родителями не пробегает искра, то и ребенокперенесет это в свою жизнь. В дальнейшем ему будет очень сложно.
Аскер Сохт, руководитель общественной организации "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края:
– Система семейно-брачных отношений и традиции воспитания, на мой взгляд, не нуждаются в каких-то "ноу хау". За многовековую историю моего народа сложилась определенная универсальная система ценностей, которой мы и стараемся следовать. Так, в адыгском обществе есть правила воспитания мальчиков и девочек. Это разные подходы. Но есть и общие ценности. Определенная дистанция между детьми и родителями, внимание к чужим детям. Что касается различий воспитания детей разных полов, то вкратце она отличается соблюдением дистанции по отношению к мальчикам и трепетному отношению к девочкам. К ним-то в традиционной адыгской семье относятся с особым пиететом. Слабый пол вплоть до замужества не задействован в каких-то работах, вокруг них формируется самая комфортная социальная ситуация. Мальчиков, напротив, воспитывают в строгости и послушании. Я воспитываю девочек, и, разумеется, они окружены вниманием всей нашей семьи. И для нас очень важно передать им все ценности своего народы. Чтобы они были воспитанными, образованными, интеллигентными, культурными. Впрочем, это не только многовековые ценности современного мира в 21 веке. Думаю, все родители стремятся именно к этому.
Алексей Алиферов, член Общественного Совета МО г. Краснодар, менеджер крупной международной компании.
– Если надеяться, что школа будетпринимать участие в воспитании ребенка,значит, позволить это делать государству,что может привести к самым неожиданным последствиям. В памяти еще свежисобытия советской эпохи. На мой взгляд,заниматься воспитанием обязаны родители. И делать это так, как считают нужным,прививать им свою систему ценностей.Все люди разные. И какой-то системыбыть просто не может по определению. Уменя еще нет детей, но я уже представляю,как буду их воспитывать. Прежде всего,они должны расти честными и справедливыми. Что касается какого-то универсала,то он, по-моему, есть в Библии. Главноесокровище человека – это его свобода.Если получится так, что мой ребенок непринимает мою систему ценностей, сформирует свою, буду только приветствовать.
Подготовил Владимир ПРИХОДЬКО