Общество:

Школьные войны

13.05.2015

«Проблемы взаимоотношений родителей с руководством школ. Практика разрешения конфликтов в школах Краснодарского края». По материалам круглого стола, организованного "Новой газетой Кубани"

2378

"Проблемы взаимоотношений родителей с руководством школ. Практика разрешения конфликтов в школах Краснодарского края".По материалам круглого стола, организованного "Новой газетой Кубани"

Г.В. Ташматова, главный редактор "НГК" :Тему демократизации школ журналисты "Новой газеты Кубани" освещают на протяжении последних 7-8 лет. Родители и педагоги воспринимают нашу газету как площадку для диалога. К сожалению, конфликтов между семьей и школой меньше не становится. Причем их страются замалчивать, дабы не выносить сор из избы. Складывается впечатление, что достаточного опыта цивилизованного разрешения возникающих противоречий у большинства родителей и педагогов нет, от чего проигрывают обе стороны. Сегодня мы хотим поговорить о конкретных случаях, с которыми обратились в "Новую газету Кубани" наши читатели. Задача газеты–дать возможность публично заявить свою позицию каждой из строн. Надеемся, что обсуждение поднятых проблем в формате круглого стола поможет извлечь уроки тем, кто сталкивается с подобными ситуациями. Говорить об этих проблемах надо. Замалчивая проблемы, родители и учителя ущемляют интересы детей, загоняют их в угол. Я сожалею, что руководители школ, о которых пойдет речь на круглом столе, не смогли или не захотели принять участие в нашей дискуссии. Это их выбор, их отношение к родителям, СМИ, общественному мнению, к установлению диалога. Предлагаю дать для начала слово родителям школьников.

А.Д.Мальцев, ст. Каневская: Более 4-х лет я занимаюсь проблемой поборов в школе. У нас в ст.Каневской есть лицей, который я сам окончил в 1994 году, моя супруга его окончила и мы осознано отдали нашего ребенка в этот лицей. После смены руководства лицея, начались поборы. Я неоднократно обращался во все инстанции, вы из первых, кто опубликовали эту проблему. С этого момента я стал белой вороной в станице. Я хотел одного – чтобы в школах не собирали денег с родителей. У нас в Каневской не так много люди зарабатывают. Мы слышим, что у нас в районах зарплаты 30 тысяч рублей, но по факту зарплаты – 12-15 тыс. руб. И когда человеку нужно заплатить за коммуналку, купить родителям лекарства и т.д., и когда ему еще нужно сдать в школу? Люди не готовы. Есть ст. 43 Конституции, РФ в которой говорится, что у нас образование бесплатное. Президент России В.В. Путин не раз высказывался, что поборы недопустимы в школах. И я уже махнул на то, что сдают деньги, я и сам сдавал. Но когда мы из года в год сдаем деньги, но изменений в школе не видим, тогда возникают вопросы. Наш лицей признан одним из лучших. В прошлом году выпустили 18 медалистов. Но в данный момент крыша протекает, спортивная площадка в школе пришла в негодность, дети калечатся, падают, ребята играют в футбол на пустыре, вместо ворот – кирпичи. Из года в год сдаются деньги, но ничего не делается. За 4 года я эту проблему изучил, и у меня такое чувство, что спрут окутал все школы. И нет ни одной семьи, где есть ребенок, и которая не платит. Но не все открыто об этом говорят. Я приведу последний пример. В прошлом году мой ребенок заканчивал школу. Нам сказали сдать по 8 тыс. рублей на выпускной вечер. Много этот или мало? Всего 75 детей, значит в 600 тыс. рублей обошелся выпускной вечер. Это очень много для сельской школы. Торжественная часть была с 20 час. до 23 час, а затем сладкий стол. И за эти несколько часов родители отдали 600 тыс. рублей?! Но родители сдали. Я обратился с заявлением и приехал на прием к руководителю следственного управления СК РФ по Краснодарскому краю Вадиму Олеговичу Бугаенко. Нужно отдать должное, он меня принял, выслушал, понял всю проблему, он поручил провести проверку, но материал спустился к нам в Каневскую, все развалилось. Я повторно поехал к нему на прием, вторую проверку провели, но опять все развалили. Я готов 10 раз подавать жалобу, но что это даст? Я приводил доказательства, я приглашал родителей, которые подтверждали, деньги сдавались, но никто за них не отчитывался. Классному руководителю подарили золотой сертификат ювелирного магазина. Я спросил у следователя в Каневской – если это не взятка, то что это?! Начали проверку, направили в ОБЭП. Пришел ответ – "мы не установили, в каком ювелирном магазине выдавался сертификат". Я говорю, что за родительские деньги были куплены подарки школе, объяснил – где они находятся. Но опросив учителей, следователи сказали, что не обнаружили ничего, а оно все до сих пор стоит. Как можно верить?! Есть честные и порядочные, а на местах все гнилое. Мало того, что собирали деньги, руководство впутало в этот процесс несовершеннолетних детей. Я даю показания, что дети собирали деньги, староста собирал по 8 тыс. руб. Я прошу одного – не лезьте в карман к родителям, у кого нет возможности платить. Одна родительница из многодетной семьи со слезами рассказала одну историю. "Мы не придем на выпускной вечер, у нас нет денег, нет возможности купить новый костюм, рубашку, туфли", - рассказала она. Как выяснилось, классный руководитель встречается с ребенком и говорит: "Костюм ты одолжи у кого-нибудь. А рубашка у тебя хорошая и туфли хорошие, но только 8 тысяч ты не забудь сдать". Я когда такое слышу – мне страшно становится. Неужели нельзя освободить ребенка от этих несчастных сборов и дать ему возможность придти на выпускной вечер и последний раз погулять, повеселиться со своими одноклассниками?! И попробуй ты эти деньги не сдай! Ты будешь изгоем, как мой ребенок. Бывали случаи, что с помощью правоохранительных органов расправлялись с неугодными родителями, которые встали на защиту своих детей. Я не хочу никому зла, я просто хочу донести правду. Но директор в отношении меня написала заявление в полицию о том, что "Мальцев А.Д., находясь внутри здания, не предупреждая никого, произвел несанкционированную съемку в помещениях туалета для девочек и туалета для мальчиков путем внезапного появления в то время, как там находились дети". И при этом директор приписывает сюда несовершеннолетних детей, которые, якобы, там находились! Естественно, проводится проверка, и детей их классный руководитель попросил сказать, что я ходил и снимал, но когда детей предупредили о даче ложных показаний, они сказали, что "мы его там и близко не видели". Но сам факт опроса детей! Зачем их втягивать, и какую психологическую травму им нанесли сами педагоги?! Какова реакция несовершеннолетнего ребенка, когда его опрашивает человек в погонах! Те люди, которые пытаются правду донести, с ними просто расправляются.

"НГК": Скажите, Александр, а взаимоотношения с родителями в вашем классе, в школе изменились с того момента, как вы стали правдоискателем?

А.Д. Мальцев: Большинство родителей понимают, о чем я говорю, но они просто молчат. "Бейся, не бейся, все равно ты правды не добьешься". Некоторые родители полностью поддерживают директора. А некоторые – вообще не понимают, о чем идет речь, что есть Конституция, есть законы. Естественно, отношения изменилось.

А.Д. Стамлер, старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Краснодарскому краю: Вы дважды к нам обращались? Каневской отдел какое-либо процессуальное решение принял? За подписью руководства краевого следственного управления какой-то ответ давался?

А. Д. Мальцев: Нет.

А.Д. Стамлер: Я руководителя рапортом проинформирую о сегодняшнем круглом столе, мы этот материал истребуем, отдел процессуального контроля его изучит и даст заключение о законности принятого решения.

И.А. Алферова, заместитель директора департамента образования МО "Город Краснодар": Мы благодарны родителям, которые принимают участие в жизни школы – оказывают помощь в проведении культурно-массовых мероприятий, совместно с педагогами благоустраивают учебные кабинеты. Понятие "поборы" - недопустимое, хотелось бы это понятие искоренить. Во всех школах Краснодарского края действуют распорядительные документы, которые запрещают сбор денежных средств родителей. Деньги родителей привлекаются только на питание, желательно по безналичному расчету. Сегодня в городе Краснодаре школы заключают договоры с банками и оплата за питание будет осуществляться по безналичному расчету. Я знаю, что многие родители, как правило, проявляют инициативу. Скажем, в начальных классах хотят, чтобы у детей был соответствующий питьевой режим, они приобретают кулеры, разовые стаканчики. Чтобы каждая мама не давала индивидуальный пакетик гигиенических принадлежностей для ученика начальных классов, который пребывает большую часть времени в школе, родители принимают решение о том, что все это приобретается коллективно. В начальных классах практикуется приобретение одинаковых тетрадей, дневников. Я встречалась с родителями школы № 30, говорила им, что этого делать не нужно, у нас сегодня есть все, может, раньше был дефицит тетрадей, дневников, и был смысл закупать их партиями, сегодня родитель самостоятельно купит такой дневник и тетрадь, какие нужны его ребенку. Но, к сожалению, практика приобретения одинаковых школьных принадлежностей ещё имеет место в отдельных школах города. Родители хотят организовать праздник для детей, выпускные вечера в детских садах и школах, привлекая дополнительные средства. Этого не требуется: проведение творческих мероприятий осуществляется педагогами детских садов и школ. Это касается и осуществления фото и видеосъёмки. Сегодня у родителей есть возможность самостоятельно осуществлять фото и видеосъёмку различных мероприятий с участием детей. Решение каждый принимает самостоятельно и добровольно. Вопросы, касающиеся привлечения добровольных пожертвований для решения организационных вопросов, связанных с проведением общешкольных мероприятий, обсуждаются на заседаниях родительских комитетов, попечительских советов. Денежные средства переводятся на лицевые счета организаций. Благотворительная помощь школе осуществляется по усмотрению каждого родителя, а также юридических и физических лиц исключительно по его собственной инициативе и только на добровольной основе. Если меня призывают – приди, помоги убрать класс, или, пожалуйста, отремонтируй класс, я говорю – нет, я не могу, у меня нет времени, я лучше перечислю деньги на ваш расчетный счет, а вы наймете специалистов, которые это сделают. Многие учителя вместе со своими учениками занимаются благоустройством класса. Благодаря поддержке родителей, ученических бригад к началу учебного года классы выглядят идеально. Это позволяет детям приобрести навыки самообслуживания и получать эстетическое наслаждение от уюта и чистоты. В школах проводится большая работа по вовлечению школьников в культурно-массовые мероприятия: посещение театра, цирка, экскурсий. Многие родители это приветствуют, благодарят за большую работу в этом направлении. Но кто-то расценивает средства, направленные во благо ребенка, как "поборы". Если факты, так называемых поборов, подтверждаются, то мы принимаем меры по их устранению. Деятельность руководителей школ при привлечении денежных средств должна быть прозрачной, должна вестись строгая и своевременная отчетность о потраченных средствах, привлеченных из различных источников, - это платные образовательные услуги, бюджетные и внебюджетные средства. На сайте департамента образования размещены телефоны "горячей линии", по которым горожане имеют возможность обратиться по интересующим их вопросам и получить информацию.

А.Д.Мальцев: Президент так и сказал, что родители могут оплачивать дополнительные мероприятия, такие как туристические походы, и другие мероприятия, не связанные с основным процессом. Но когда собирают деньги на ремонт школы…

И.А. Алферова: Вы привели пример по вопросу ремонта кровли. Я передам эти факты в Министерство образования Краснодарского края. Конечно, капитальный ремонт родители никак не могут осуществлять. Если привлекаются средства, то только на текущий ремонт класса, который можно отремонтировать и без сбора средств – прийти и самим все сделать. Но сегодня каждый родитель поступает по своему усмотрению. Капитальный ремонт осуществляется только за бюджетные средства. Понятно, что каждый год школа не попадает в капитальный ремонт, учреждений очень много, но вы правы – кровля не должна течь.

А.Д. Мальцев: И спортивная площадка, я считаю, у нас должна быть. Президент года два назад сказал, чтобы было 3 урока физкультуры. У нас в школе 600 детей, а спортзал 9 на 18 метров. И одновременно два, а то и три класса занимаются физкультурой. Я много раз поднимал вопрос о том, что необходим спортзал. У нас в 30 метрах от школы огромный Дворец спорта с двумя плавательными бассейнами, огромные спортивные площадки, он был частный, но благодаря руководству Краснодарского края, было выделено 70 млн. рублей и район приобрел этот Дворец спорта. Но! Детей не пускают, потому что надо тому платить, уборщице платить, а денег вечно не хватает. И он простаивает.

"НГК": Это очень важное дополнение, и мы обязательно возьмем на заметку и зададим вопрос вашему главе, почему стоит этот спортивный зал? Но не будем отдаляться от темы.

А.В.Демонов, г. Краснодар: Мы - родители ученика из школы № 30. Мы боролись даже не с поборами, мы настаивали на прозрачности. У нас есть возможность сдать деньги на ремонт, помочь школе, и было на это желание. Но когда за эти деньги мы не видим отчета, и у меня стали возникать большие подозрения, что средства идут кому-то в карман, по крайней мере, я стал поднимать вопрос. По крайней мере мне должны были дать разъяснения. Мы начали бороться. У нас была еще проблема в том, что в начальной школе часто менялся учитель, приехала учитель из другого города, вошла в контакт с родителями, панибратство, но стали возникать такие моменты, что она родительскому комитету стала предоставлять пустые чеки на 1-2 тыс. рублей, на вопрос – за что, ответа не было, она ссылалась на то, что "не помню, что-то в класс купила". Соответственно, в конце года нам сказали – надо класс ремонтировать за счет родителей. Зная, что на ремонт поступают бюджетные средства, мы стали задавать вопрос, на что? Но наш учитель Нина Васильевна отвечала, что это ее директор заставляет собирать. Мы написали заявление. Директор собрала собрание в школе, где обсуждались эти моменты. Я считаю, что директор поступила неправильно, надо было с нами это обсудить. А в итоге попытались сделать так, чтобы мы замолчали. Чтобы себя обезопасить, нам пришлось делать аудиозаписи. И в результате мы невольно зафиксировали некоторые вещи, в отношении которых мы написали заявление в прокуратуру. Ответы прокуратуры нас частично устроили. В этому году мы ни копейки не сдали, питание перевели на безналичный расчет с помощью банковской карты, это большой плюс, потому что раньше обязывали собирать представителей родительского комитета, что было весьма неудобно. Движение наличных средств мы победили. Хотя сначала это воспринялось в штыки. Мы читаем в интернете, что мэр В.Л. Евланов выделил столько-то миллионов для ремонта и говорится о том, что с такого-то числа будут комиссии в школах, и когда поступает звонок от учителя, что нужно отремонтировать класс, и нас обязывают к моменту начала работы комиссии обязательно сдать деньги, я всю эту ситуацию воспринимаю как ситуацию с наперсточниками раньше на вокзале. Мы написали второе заявление в прокуратуру. Но наша учительница Нина Васильевна Табунщикова восприняла это все на свой счет, и начала давить на наших детей. Например, мы не стали сдавать деньги, но выяснив, что необходимо для класса, мы приобрели стаканчики одноразовые для кулера, моющие средства, бумагу и т.д. Но когда мой ребенок подошел к кулеру чтобы набрать воды, учитель сказала нашем сыну - "Так, ты водичку не пьешь, твои родители на нужды класса не сдавали, поэтому ты ставишь стаканчик, набираешь дома бутылочку воды и носишь из дома". Я считаю, что это предвзятое отношение к ребенку, нарушение санитарных норм и давление на нас через ребенка. Мы вынуждены были производить запись на диктофон в связи с тем, что дети стали приходить из школы и жаловаться. Ребенок падал на пол и не хотел идти в школу. Чтобы понять врет или нет, стали давать диктофон, дошли и до этого. При раздаче тетрадей акцентировалось на то, что кто не сдал деньги, получит тетради без обложек. Началась нездоровая атмосфера в классе. Мы восприняли такое давление как месть за наши жалобы. Мы обратились в газету о проблеме прозрачности, но после выхода статьи, учитель оставила класс, и когда дети подходили и спрашивали, почему вы ушли, она говорила - что из-за наших детей и говорила почитайте статью в газете. И дети объявляли нашим детям бойкот. До этого момента класс был очень дружный. Из-за неквалифицированных действий учителя мы стали писать дальше. Наш ребенок плакал, проходил лечение, в медкарте диагноз - "в связи с обстановкой в школе". Мы начали бить во все колокола. Мы приходили на прием к Некрасову, в личной беседе он нас услышал. На бумаге нам не ответили, но ситуация в школе улучшилась. Мы благодарны директору — нам поменяли учителя. И Ковтун Наталья Григорьевна не побоялась взять класс с "сумасшедшими" родителями. Ситуация начала улучшаться, мы работаем в тесном контакте с учителем, нашли общий язык и с директором. Но отголоски еще есть. Но на данный момент класс снова стал дружным. Единственный минус во всей этой ситуации – нас не все ответы устроили, это касается действий со стороны администрации школы на улучшение ситуации. Денег с нас не требуют, ребенок учиться, занимается, все хорошо. Единственное, организатор давления на детей сделала много правонарушений в отношении детей, такой человек, по моему мнению, близко не должен к детям подходить. Ее убрали из нашего класса, но она продолжает работать в школе, в другом классе, там тоже сегодня инциденты, не знаю, это касается других родителей, будут они этим заниматься или нет. Хочу зачитать ответ прокурора Центрального округа г. Краснодара Попова Д.А. От 24.03.2015 г. "по факту нарушения законодательства "Об образовании в РФ" учителем начальных классов Табунщиковой Н.В. в связи с нетактичным поведением по отношению к детям на имя директора внесено соответствующее представление". Хотелось бы знать, какое это представление, соразмерно ли оно проступку? У нас дело было в следственном комитете, там увели немного дело в сторону родителей, многие приведенные нам факты не рассматривались. Получилось, что безнаказанность влечет за собой беззаконие. Все инстанции в итоге нас отправили в суд, все по кругу гоняют – следственный комитет, министерство, Москва, половину дела потеряли. В итоге я жду от директора, чтобы она нас собрала и все объяснила. Нас рассорили с родителями, так как родителям со стороны Табунщиковой подавалась неправильная информация. Что мы, якобы, сумасшедшие. Половина класса до сих пор не знают сути проблемы. Мы хотим, чтобы директор пришла и рассказала, что мы в данной ситуации не виноваты, и какое наказание вынесено в отношение учителя. Если этого не произойдет, я пойду дальше, в суд. Это мы первые возмутились, что такой неквалифицированный работник. Дальше будут другие родители, и она будет постоянно вас подставлять из-за того, что человека не наказали. Действия есть, они частично доказаны, в остальном, в принципе, нас все устраивает. Поборов в нашем классе сейчас нет, ситуация среди детей улучшилась полностью, вопрос можно снять. Что мы хотим, чтобы в школах в фойе в классах висели информационные плакаты – памятки родителям, не все пользуются интернетом, чтобы родители четко знали свои права.

А. А. Демонова: По сути у нас не было выбора – нам говорят или сдай, или пострадает ребенок.

А.В. Демонов: Мы требуем, чтобы пришли в класс и признали, раз прокурор признал, нашел правонарушения. Нужно поставить точку, мы должны отстоять свое честное имя.

Н.М.Алтухова, главный консультант отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае: Вы говорили, что у вас нет выбора – платить или не платить. Выбор есть всегда. Вы когда привели ребенка в школу, вы знакомились с уставом школы. Или формально подписали заявление, что вы знакомы с уставом. Вот формально этого делать не надо ни в коем случае. Помимо устава есть локальные акты – руководство к работе конкретной школы, в том числе и по сборам денежных средств. Должно быть положение о добровольных пожертвованиях, может быть, оно будет называться по-другому. Но там должен быть прописан каждый шаг – кто, каким образом, на какой счет, когда и какую сумму может внести. Это сделать может любой гражданин, в том числе и родители исходя из своих возможностей и пожеланий. Там же должен быть указан расчетный счет школы, на который вносятся эти пожертвования, но никак по другому, ни в руки учителю, классному руководителю, представителю администрации школы или родительского комитета. В положении также сказано, как администрация школы отчитывается о расходовании этих денежных средств. Это делается раз в квартал или ежегодно, директор школы или уполномоченное им лицо говорит о том, сколько денежных средств поступило, куда они израсходованы и какой остаток на счете существует. И дальше на общешкольном родительском собрании этот отчет обсуждается - куда израсходовать этот остаток средств.

А.А. Демонова: К сожалению, у нас это не практиковалось.

Н.М. Алтухова: Но так должно быть. Поинтересуйтесь, пожалуйста, в школе, есть ли у вас такой локальный акт, положение, а он скорее всего, есть и ознакомьтесь с ним всем классом. Только вы должны решать, нужны ли какие-либо дополнительные расходы в школе для ваших детей - это право родительского комитета. И опять же под протокол, под подпись каждого родителя. Это то, что касается денег. Что касается ответа прокуратуры. Прокуратура - правоохранительный орган, который выявляет нарушения законодательства, либо их отсутствие. В Вашем случае прокуратурой установлено, что классный руководитель нарушила закон об образовании, некорректно себя вела. Прокурор принял соответствующие меры и направил представление об устранении нарушения законодательства руководителю образовательного учреждения. А дальше, в течение месяца образовательное учреждение обязано рассмотреть это представление и принять меры по устранению нарушений законодательства. Сейчас вам надо обратиться к директору школы и узнать, какое решение принято по прокурорскому представлению. На этом можно поставить точку, если действительно у ваших детей сейчас все хорошо, атмосфера в классе доброжелательная, отношения с новым учителем хорошие.

А.Д. Мальцев: Значит есть профессионалы в образовании, так зачем держать...

Н.М. Алтухова: Помимо закона об образовании школа руководствуется еще и Трудовым кодексом, а там четко прописан перечень взысканий.

А.Д. Стамлер: Какой-то документ из следственного отдела по Центральному округу г. Краснодара СУ СК РФ по КК вы получили? Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Если вы с ним не согласны, то вправе его обжаловать либо в судебном порядке, либо направив обращение на имя руководителя следственного управления Бугаенко и по его поручению отдел процессуального контроля его рассмотрит. Но насколько я услышал, я не думаю, что там есть наши вопросы. Скорее всего, имеет место конфликт, который на сегодня разрешен, порядок вам разъяснили. По ответу прокурора округа, я думаю, что в акте реагирования ставился вопрос о дисциплинарной ответственности данного педагога, надо выяснить - каким образом образовательное учреждение дало ответ на представление. А если вы считаете, что педагога надо уволить, изгнать из образовательного учреждения и так далее, то это исключительно судебный порядок и никто вас такого права не лишает, пожалуйста, обращайтесь в установленном порядке в суд, он рассмотрит ваши требования и вынесен законное решение по существу иска..

И.А. Алферова: Я рада, что все нормализовалось, мы поэтапно шли, решая все вопросы, а их было много. Жизнь школьников — это их жизнь, и часто родители пытаются вмешаться, а ребенок должен самостоятельно прожить в школе. Школа – это то место, где учит всё: ребёнок должен самостоятельно войти в класс, приготовиться к уроку, переодеться на физкультуру, выполнить гигиенические процедуры. Что касается диктофонов, то я противница этого. Ущемляются интересы других детей. Отдельные родители дают своему ребенку диктофон, заставляя записывать всё, что говорит учитель и другие дети. Вряд ли при этом обстановка в классе может быть доброжелательной. Поэтому понятно недовольство других родителей, чьи дети оказываются заложниками этой ситуации. Часто эти диктофоны отвлекают детей, идет обсуждение записей в семье, это, наверное, неправильная позиция. Вообще вовлечение всех детей класса в конфликт отдельных людей считаю самым непорядочным делом. Ребенок должен расти в радости, любви, внимании, а не в борьбе с кем-то или против кого-то. Меньше всего конфликтов возникает в тех случаях, когда администрация школы или детского сада терпеливо объясняет свои требования родителям, делая их союзниками в процессе воспитания и обучения. В школах создаются комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса. Учреждения, в которых эти комиссии работают неформально, конфликтные ситуации разрешаются сразу же после их возникновения. Именно такой способ разрешения конфликтов можно считать цивилизованным.

А.В. Демонов: А как доказать?

И.А. Алферова: Если учитель допустил нарушения и это признано, его перевели в другой класс. Но человек не должен быть дважды наказан за одно и то же нарушение. Я думаю, и для учителя это был урок, были сделаны выводы. И самое главное: и Гражданский кодекс и Конституция РФ предусматривают разумное и добросовестное использование своих прав. Сесть за стол переговоров, разложить все по полочкам, ответить на поставленные вопросы – это правильно. Разумность должна присутствовать во всём, потому что школа заинтересована в получении детьми качественного образования, должна приносить радость общения и отношения должны быть по возможности бесконфликтными. Например, в гимназии № 92 дружная семья педагогов, родителей и школьников. Как приятно было видеть искреннюю радость от встречи учителей и учащихся после каникул! Сегодня сайты школ и детских садов дают полную информацию о жизни организации, осуществляют связь с общественностью и родителями. На сайте должно быть всё прозрачно:какие средства учреждение получило из бюджетов и как используются средства из внебюджетного фонда, это отражается в ежегодном отчете руководителей организаций. Так, в лицее 90 только за Ш четверть текущего учебного года сайт посетили 39 тысяч родителей, им не безразлично, что происходит в лицее. Такая отчётность должна быть нормой деятельности учреждений.

А.В Демонов: Хотелось бы иметь общественный ресурс для таких родителей. Мы собирали информацию по крупицам, чтобы воедино все свести. Может быть, на базе вашего управления.

И.А. Алферова: У нас есть вся эта информация, есть раздел - "Часто задаваемые вопросы", в течение дня мы даем ответы.

А.В. Демонов: У меня еще один вопрос. Имеет ли право учитель выкладывать фотографии с детьми в социальные сети без ведома родителей. Я против того, чтобы с моим ребенком выкладывали фото.

Н.М. Алтухова: Вы - законные представители и только вы имеете право решать, снимать вашего ребенка или нет, размещать его фото на сайте или нет.

"НГК": Перейдем к третьей истории.

С.В. Якимова, г. Краснодар: Про поборы рассказывать не буду, так как у нас поборы вроде бы как пресекли в 2013 году. У нас проблема следующая. У нашего ребенка случился гипертонический криз с онемением конечностей. Педагоги, директор присутствовали при этом, они пытались объяснить ребенку, что он симулирует, час держали, не оказав никакую медицинскую помощь, медиков в школе просто не было, медицинскую помощь вызвала я, и ребенка увезли в состоянии средней тяжести. И с 2012 года мы боремся. Следственный комитет постоянно отказывает. Сейчас стоит вопрос о дисциплинарном взыскании, и самое сложное еще в том, что сейчас директор гимназии № 36 Давыдова подала на родителей, которые пишут эти заявления, в суд, и сегодня одного из родителей осудили. Судья признал факт клеветы и наказал штрафом в 20 тыс. рублей. О поборах я сейчас не говорю, хотя они у нас доходили в четверть от 5 до 10 тыс. рублей. Мы меняли в школе все, в том числе и паркет из твердых пород дерева и т.д.

"НГК": Вы хотите сказать, что это стало следствием того, что родители стали заявлять о своих правах.

С.В. Якимова: Конфликт у нас пошел с поборов, мы все сдавали, были со всем согласны, потому что гимназия хорошая, элитная, но поле того, как у нас собрали деньги за сплит-систему, которую подарили родители, у нас пошел конфликт с Надеждой Николаевной, который длится с 2005 года. Начался с поборов, а закончился, к сожалению, так. Я даже не знаю, чтобы было если бы я не вызвала скорую помощь, если бы ребенок не смогла мне позвонить, я не знаю. И при этом при всем судят еще нас.

А.Д.Мальцев: Я тоже говорил, что люди, которые протестуют против поборов, высказывают свои права, они подвергаются давлению со стороны правоохранительных органов. То ли власть, то ли силовики расправляются с теми людьми, которые высказывают свое мнение.

Н.М. Алтухова: Софья, расскажите всю историю.

И.А. Алферова: Факты не подтверждаются. Я не буду комментировать, есть соответствующие органы, которые принимают решения.

"НГК": Мы собрались, чтобы высказать свою точку зрения. Что-то вы еще можете добавить, вот представитель уполномоченного по правам ребенка попросил вас рассказать...

Н.М. Алтухова: Что в вашем классе по требованию прокуратуры были приняты меры, что поборы прекратились.

С.В. Якимова: Да, у нас признали поборы, их пресекли, но в последний 2014 год мы также покупали учебники, хотя мы были на приеме, и нам сказали, что школа была полностью обеспечена учебниками. Также собирали на питание и на охрану. Вы хотите сказать, что охрана в нашей школе не оплачивается?

И.А. Алферова: Да, охрана оплачивается из муниципального бюджета.

С.В. Якимова: Тогда почему мы за нее платим?

И.А. Алферова: Не знаю, разберемся. Такого нет, в Краснодаре охрана всех учреждений обеспечивается бюджетом города, бесплатными учебниками обеспечены все 100% учащихся.

С.В. Якимова: Кроме того, нам не хотели давать аттестат после 9 класса, сказали, что "ребенок здесь сдавать экзамены не будет, нам не нужны такие показатели". Ребенка признали с ограниченными возможностями и мы сдавали в другой школе. Аттестат мы в итоге получили.

"НГК": К нам на встречу пришла Ковалева Клавдия Ильинична, в прошлом заместитель директора по административно-хозяйственной части гимназии 36.

К.И. Ковалева: Меня попросили учителя, родители, так как сами не хотят обращаться, переживают за детей. Было письмо с 2009 года в адрес прокурора, министра образования, в том числе и о поборах...

"НГК": Были ли ответы от тех ведомств, куда вы обращались?

А.Д. Стамлер: Как я понимаю, эти письма не были подписаны, а анонимные обращения, в соответствии с действующим законодательством, не подлежат рассмотрению.

И.А. Алферова: Эти письма поступают уже много лет, в них излагаются одни и те же факты. По этим заявлениям проводились проверки контрольно-ревизионного отдела министерства образования и науки Краснодарского края. Школа, которая ни единой копейки не держит в руках, все добровольные пожертвования перечисляются на внебюджетный счет. И оплата за питание - по безналичному расчету. Если замечания возникают, то они своевременно устраняются.

"НГК":Наша позиция такова. Человек пришел, открыто назвал свою фамилию и рассказал о своей проблеме. Газета готова помогать тем, кто сам себе помогает и отрыто борется со злом, открыто заявляет о своей проблеме. Учитель, который воспитывает детей и живет в страхе–это не учитель. Чему может учитель-анонимщик научить детей? Учитель должен иметь мужество заявлять, защищать себя и научить детей, как защищать себя. А те, кто пишут анонимки, эти люди не вызывают уважения. Я не хочу сказать, что они не правы, может быть, они и правы. Но форма анонимки–это пассивная позиция.

А.В. Демонов: Наша проблема знаете в чем? Вот наше заявление подписали 26 человека, а потом 14 человек из них понесли жалобы в прокуратуру на нас. Это проблема нашего общества.

А.Д. Мальцев: Когда я в 1994 году заканчивал школу, я подарил учителю букет, сейчас дарят сертификат ювелирного центра, через 5 лет машину будут подгонять?!

И.А. Алферова: Кто инициировал этот подарок? Сам учитель? Сами родители инициируют, это мы выясняем при разборе обращений родителей.

А.В. Демонов: Совершенно верно, насчет подарков — это инициатива родителей. И эти родители разлагают ситуацию. Если бы наши заявления подписывались всеми родителями, уже давно был бы другой результат и тема закрылась.

"НГК": Скажите, вы не сожалеете, что прошли этот путь?

А.В. Демонов: Вы знаете, несмотря на переживания детей, я не жалею ни в коем случае, мы добились положительных результатов и надеемся на дальнейшее сотрудничество. И с директором, я думаю, мы друг друга уже поняли. И единственное для ребенка плюс — он окреп, рассуждает по-взрослому.

И.А. Алферова: Но детей втягивать в конфликт мы не имеем права.

А.В.Демонов: Втягивала не наша сторона.

А.Д. Мальцев: Я тоже не жалею. Я приведу пример. Мой ребенок поступил на 1 курс института. Сдавала дочь сессию: химию на "5", историю на "5", а с физикой была проблема, хотя она все выучила, сказали ей пересдать, что хотел педагог, можно только догадываться. Она пошла в деканат и сказала: "Если вы мне не поставите оценку или не дадите другого преподавателя, я пойду в деканат, напишу обращение и буду скандал поднимать". На утро ее пригласили и поставили "5", мы об этом ничего не знали. Теперь я понимаю, что ребенок может за себя постоять и им можно гордиться.

С.В. Якимова: Мы жалеем, что вовремя не забрали ребенка, мы до сих пор посещаем психолога. Психолог дал заключение, что школа нанесла вред.

И.А. Алферова: Такого заключения не может быть.

А.Д. Мальцев: Вот что касается пожертвований, о которых вы говорите. Я к примеру, могу со своего телефона отправить кому-нибудь на операцию деньги — это пожертвование, а когда в школе выставляется фиксированная сумма — это называется вымогательство. О чем мы и говорим. В 90-годы были бритоголовые парни, которые снимали дань с торговых палаток. Сегодня их нет, но есть директора школ и власть, которая снимает дань с родителей. Почему-то в 90-годы власть нашла в себе силы и истребила это явление, а сейчас она не может найти в себе силы и истребить поборы. Давайте закон примем, чтобы школа и деньги были несовместимы. У нас государство богато. Отсюда ненависть в людях и появляется. И мы ставим под удар президента.

Н.М. Алтухова: Давайте не будем ссылаться на государство, на правительство, на Президента. Все зависит от вас, родителей, от вашей активности. Закон об образовании определяет участников образовательного процесса - педагогов, учащихся и родителей, которые также полноправные члены этого треугольника, о котором мы сегодня говорили, и которые не только имеют право, но и обязаны участвовать в жизни школы. И от активности родительской общественности во многом зависит, как будет работать школа. Чем активнее вы будете принимать участие в жизни школы, чем больше будете обсуждать на сайте школы новые документы, тем меньше будет конфликтов. Пользуйтесь своим правом, как родители.

А.Д. Мальцев: Больше 4-х лет я этими вопросами занимаюсь, но за это время директор ни разу с мной не встретилась, с министерства образования ни разу никто не приехал, этого не происходит, я бы им показал нашу площадку, крышу...

Н.М. Алтухова: Чем больше среди вас, родителей, будет тех, кто предлагает конструктивные изменения, тем больше будут к вам прислушиваться, ведь цели у вас и школы едины — дать детям хорошее, качественное образование. Только добиваются этой цели разными методами, иногда и неправильными. А положительный результат может быть достигнут только в диалоге с педагогами и руководством школы.

А.Д. Стамлер: Давайте сначала от общего к частному. Я не услышал по поводу обращений в Следственный комитет. Какое-то окончательное решение принято и кем оно подписано?

С.В. Якимова: Нет, уже год длится расследование.

А.Д. Стамлер: Если полученные ответы и результаты проверки вас не устраивают, вы в праве их обжаловать в установленном порядке. Я хотел бы поблагодарить редакцию, что вы нас собрали и такую интересную тему затронули. И у меня предложение к управлению образования. Сейчас в стране идет системная борьба с коррупцией, как вы видите - много громких процессов, поборы, безусловно, относятся к бытовой коррупции, поэтому правила антикоррупционного поведения, мне кажется, целесообразно разместить на сайте управления. Галина Васильевна, вы абсолютно правы, говоря о том, что не надо это дело замалчивать. У нас есть активные родители, но, к сожалению, есть и те, которые в начале "за", а потом, опасаясь репрессий в отношении детей, перемещаются на другую сторону. Но надо активно бороться за свои права, вы, родители, поступаете правильно, пресса на вашей стороне и есть механизмы правовой защиты, государственные органы, уполномоченные принимать необходимые меры по вашим обращениям, есть избираемые населением депутаты, чем больше вы поднимаете эти вопросы, тем больше вероятность того, что дело сдвинется. А мы со своей стороны, в тех случаях, когда идет речь о совершении уголовных преступлений, готовы все эти вопросы рассматривать. А принципиальная позиция руководителя краевого следственного управления вам уже известна.

Г.В. Ташматова:В заключение я хочу еще раз напомнить всем участникам круглого стола, что газета в данном случае выступает в качестве площадки, мы не ставим целью поддерживать чью-либо позицию в этих вопросах. Наша задача–показать конфликты, как явление этой жизни. Мы об этом напишем, а каждый даст свою оценку. Мне кажется, то, что в результате конфликта родителей и руководства школы осудили человека за клевету, это ненормально. Я не знаю, заслуженно или нет. Жаль, что на круглом столе нет сегодня директоров школ, о которых идет речь. Департаменту образования следует задуматься об этом.

А.Д. Мальцев: Это мы собрались здесь такие смельчаки, а сколько людей обсуждают это на кухне...

Г.В. Ташматова:В школе войны быть не должно, все стороны конфликта должны во главу угла ставить интересы ребенка. Чувство мести, борьба учителя с родителем бессмыслена. Компромисс всегда уместен, необходимо вовремя остановиться и не забывать о главном. Школа должна приносить радость всем: и детям, и учителям, и родителям.


Записала

Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА