В мире отметили День благотворительности
2316
Всё меньше россиян участвуют в благотворительности – таковы данные исследования фонда «Нужна помощь» и агентства Tiburon Research. В течение всего лишь года падение составило:
– среди «готовых к финансовым пожертвованиям» с 44,3% до 37%;
– среди «регулярно участвующих в благотворительности» – с 13,2% до 9,8%.
В сравнении с другими странами – это крайне незначительные цифры. Тем не менее за последние десятилетия они значительно увеличились. Среди опрошенных, оказывавших благотворительную помощь, 51,3% передавали вещи (одежду, продукты и др.); 45,2% клали деньги в ящики-копилки в общественных местах; 35,8% отправляли СМС на короткий номер. При этом 67,4% респондентов признались, что они не отслеживают, куда идут их пожертвования.
Личное участие в благотворительности по-прежнему остаётся непопулярным – только 13,6% опрошенных работали в НКО в качестве волонтёров. А самая частая форма участия – подаяние на улице и в транспорте (бабушкам, инвалидам, беременным, на корм животным, помощь больным детям). Милостыню в течение последнего года подавали более 60% опрошенных россиян.
Как отмечают авторы исследования, в России постоянно изменяется доля людей, которые участвуют в благотворительности ежемесячно. В 2017 году их было 11,6%, в 2021-м – уже 13,2%, а в 2022 году – всего 9,8. Главным образом этот откат произошел в городах с населением менее 500 тыс. человек.
По-прежнему самое популярное направление пожертвований у россиян – «на лечение детей» (переводили почти 40% опрошенных). Затем следуют программы помощи бездомным животным (28%), малоимущим (20,6%), детским домам и домам престарелых (18,6%), а также детям-сиротам (15,9%). Этот список не меняется на протяжении всех лет наблюдений.
Зато категории получателей, стоящие в конце списка, сильно «просели». Это, как отмечается в исследовании, прежде всего представители ЛГБТ (абсолютно непонятно, на каком основании они вообще попали в список «обездоленных»), заключенные, бывшие зэки, алкоголики и наркоманы, люди с ВИЧ. Суммарно этим категориям граждан помогает менее 9% опрошенных.
Авторы исследования выяснили, почему люди жертвуют. Более половины (56%) делают это из сострадания, 26,2% назвали благотворительность нормой жизни, а 14,3% считают помощь долгом как граждан России. Зачастую этих мотивов оказывается достаточно: знание бренда организации не играло решающей роли для 53% из числа тех, кто совершил хотя бы одно пожертвование за последние 12 месяцев. Этот показатель практически не менялся на протяжении всех лет наблюдений.
По результатам опроса наметилась ещё одна негативная тенденция: до 37% снизилась готовность «совершать пожертвования в благотворительные организации в будущем». Это самый низкий показатель за всю историю наблюдений. Для сравнения: в 2020 году 39,7% опрошенных были готовы и дальше участвовать благотворительности, а в 2021-м – 44,3%.
Вместе с тем значительно выросла частота ответа «не доверяю благотворительным организациям, фондам»: теперь его выбирают так же часто, как «нет финансовой возможности» (56% и 55% соответственно). Год назад «не доверяли» всего 39,1% опрошенных, а про финансовые проблемы заявили 58,2%. «Мы ожидали падения частоты финансовой поддержки благотворительных организаций, но не ожидали, что он будет сопровождаться ростом недоверия к организациям», – комментирует руководитель отдела исследований БФ «Нужна помощь» Елизавета Язневич.