Галине Ковалёвой рукоплескал весь мир, только в ее родном Горячем Ключе память о ней увековечить должным образом власти не спешат
2103
Галина Ковалёва родилась 7 марта 1932 года в посёлке Горячий Ключ Краснодарского края (ныне г. Горячий Ключ). Вокальное дарование, врожденная музыкальность были унаследованы ею от родителей — музыкой она была окружена с детских лет. Будучи уже известной певицей на встрече со студентами Саратовской консерватории она вспоминала: «В моей семье любили музыку и понимали толк в народной песне. Мой отец не только пел, но и играл на гитаре и гармонике. Мама тоже пела и не раз получала дипломы и грамоты, участвуя в самодеятельных коллективах. Сама я пела с тех пор как помню себя».
Со школьных лет Галина участвовала в смотрах художественной самодеятельности. Ко времени поступления в консерваторию уже напела определенный репертуар. Он включал в себя известные арии, романсы и народные песни.
Путь Ковалевой как оперной певицы начался в Саратовской консерватории, где сразу же признали ее высокую певческую одаренность. По словам Е.И. Губановой, принимавшей вступительные экзамены в 1954 году, у неё осталось яркое впечатление от самого первого прослушивания абитуриентки: «Она ошеломила природной одаренностью, буквально свалившейся на голову. Обычно у всех ноты — а у неё ничего, всё пела по слуху. Нравится «Соловей» Алябьева — просила показать каденцию. ...«Теперь не подыгрывайте»,— и спела со всеми трелями, все без ошибок. Тем же способом спела понравившуюся ей арию Царевны-Лебедь. Потряс её голос — теплого, круглого тембра, верхний регистр был неограничен — до «фа» третьей октавы.
Феноменальные вокальные способности девушки должным образом оценили в консерватории: она была принята, несмотря на отсутствие какой бы то ни было профессиональной подготовки, знаний нотной грамоты.
В кратчайший срок (за два - три года) она смогла пройти весь музыкально-теоретический курс. Такая стремительность её профессионального становления удивляла всех, близко её знавших. По воспоминаниям Е.И. Губановой, «она хватала все на лету сразу, все детали текста. Темпы её развития были ускоренными. На третьем курсе ей можно было давать репертуар высокой трудности, а на четвертом она выступила с сольным концертом».
(На фото: студентка Саратовской консерватории Галина Ковалёва)
Уже к третьему курсу будущая певица сформировалась как зрелый музыкант, стала именной Собиновской стипендиаткой. Будучи студенткой четвертого курса, Галина Ковалёва участвовала в концертах VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 год). И в этом же году стала солисткой Саратовского оперного театра.
С 1960 года — солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
В 1961 году она дебютировала в партии Розины в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини. В дальнейшем получила известность в таких партиях зарубежного репертуара, как Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Виолетта («Травиата» Дж. Верди) и в операх Н. А. Римского-Корсакова — Марфа («Царская невеста»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Волхова («Садко»), в операх М. И. Глинки — Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»).
Пела в дуэтах с такими выдающимися певцами и певицами своего времени, как Николай Гяуров, Георг Отс, Хендрик Крумм, Владимир Атлантов, Виргилиус Норейка, Елена Образцова, Ирина Богачёва.
Галина Ковалева была колоратурным сопрано, в отличие от лирических и лирико-драматических сопрано, которые обычно исполняют "Casta Diva" (Каватина Нормы — ария из оперы Винченцо Беллини «Норма»), финальную высокую ноту она брала легко.
Никто в мире кроме неё никогда финальную высокую ноту не пел, её пропускают все исполнители без исключения!
Исполнительное искусство Г.А. Ковалёвой получило признательность зрителей, музыкальной общественности, на международных конкурсах. Список её творческих достижений впечатляет.
Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии (1961, 2-я премия),
Гран-при (1-я премия) на IX Международном конкурсе вокалистов в Тулузе (1962),
Лауреат Монреальского международного конкурса исполнителей (1967).
В 1964 году Ковалева была удостоена почетного звания Заслуженной артистки РСФСР, через три года — Народной артистки РСФСР и в 1974 году стала Народной артисткой СССР.
В 1978 году за исполнение партий Антониды и Марфы в оперных спектаклях «Иван Сусанин» М. И. Глинки и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова Галине Ковалёвой присуждена Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки.
4 июля 1983 года Г.А. Ковалёва награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
На фото: Галина Ковалёва в Царской ложе театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Выступала Г.А. Ковалёва и как концертная певица на гастролях в Болгарии, Чехословакии, Франции, Италии, Канаде, Польше, ГДР, Японии, США, Швеции, Великобритании, Латинской Америке. И повсюду её выступления имели огромный успех.
Певице также был близок русский репертуар. Она исполняла ведущие сопрановые партии в операх Николая Римского-Корсакова "Царская невеста", (Марфа), "Сказка о царе "Салтане" (Царевна-Лебедь), "Садко" (Волхова), Снегурочка, пела Людмилу в "Руслане и Людмиле" Глинки, Наташу Ростову в "Войне и мире" Сергея Прокофьева.
Именно её голосом пела Яринка из известного кинофильма «Свадьбы в Малиновке ".
Отзывы прессы советского времени.
Газета «Советская культура»: «Ковалёва – исключительное певческое явление, певица редкого дарования».
Газета «Правда»: голос «завораживающей красоты и поэтичности».
Болгарская печать: «Её голос необыкновенен по красоте и блеску».
Французский критик: «Галина Ковалёва обладает колоратурным сопрано такого исключительного достоинства, что её можно назвать одним из голосов века».
Галина Александровна, владея обворожительным голосом, была ещё и внешне очаровательной. Её талант у одних вызывал восхищение, у других разжигал зависть.
Зная интриги, царившие в Большом театре, она отказалась от предложения перейти на главную сцену страны и осталась верна исторической сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга.
С 1970 года — доцент, с 1981 года — профессор Ленинградской консерватории.
Неотделима от чувства совести русская культура, ярким представителем которой являлась Галина Ковалёва – голос души русского человека.
Но пришли 90-е годы и принесли «свободу» культуре. Классика, лиризм, красота, совестливость были отброшены, и в первых рядах шумно и агрессивно зашагали авангард, абстракционизм, пошлость.
«Свобода» культуры обернулась потворством низменным страстям, запугиванием бесконечными ужасами, убийствами, как будто человеческая радость от общности культуры стала под запретом, а то, что величают искусством, стало развлечением для богатых, остальным – отбросы пошлости и страха.
Культуру предали, продали, подменили. По всей стране началось безудержное преклонение перед западной культурой, а своя культура начала тихий уход в забвение.
В разгул этого безумства, в день Рождества Христова 07.01.1995 года Галины Александровны не стало...
На фото: мемориальная доска выдающейся певице, Народной артистке СССР Галине Ковалёвой была торжественно открыта 1 мая 2008 года на стене дома № 97 на Набережной канала Грибоедова, где она жила с 1987 до последних своих дней 1995 года.
Как сообщило издание «Санкт-Петербург.ру» пресс-службе Мариинского театра, мемориальная доска открыта как знак памяти "золотому сопрано", чьё творчество стало одной из самых выдающихся страниц оперной истории Кировского-Мариинского театра последних ста лет!
В марте 2022 года исполнилось 90 лет со Дня Рождения золотого голоса России, уроженки г. Горячий Ключ Народной артистки СССР Галины Александровны Ковалёвой. Как отмечали коллеги по театру, Галина Александровна всегда с большой теплотой делилась воспоминаниями о своей малой родине.
Но администрация и общественность города, местные СМИ в суете повседневной жизни забыли отметить памятную дату выдающейся певицы и музыкального педагога. Да и работники музея города не напомнили чиновникам администрации о юбилее Народной артистки СССР.
(на фото: зал Народной артистки СССР Галины Ковалёвой в музее г. Горячий Ключ).
На карте г. Горячий Ключ вы найдёте небольшую улицу Ковалёвой без указания имени. Без асфальтового покрытия, необустроенная улица на дальней окраине города не соответствует статусу единственной рождённой в г. Горячий Ключ Народной артистки СССР Галины Ковалёвой.
Примечательно, что в год 90-летия Галины Александровны была завершена реконструкция набережной озёра г. Горячий Ключ. Этой прекрасной набережной вполне могли бы присвоить имя Народной артистки СССР. Могли бы, но не присвоили…
22 октября 2022 года автором этих строк было направлено письмо главе администрации, в Совет депутатов и в Топонимическую комиссию МО г. Горячий Ключ с предложением - рассмотреть возможность присвоения имени Народной артистки СССР Галины Ковалёвой улице в новом благоустроенном районе города или набережной у озера. Ответ на обращение предлагаю Вашему вниманию:
Предложение присвоить имя Народной артистки СССР Галины Ковалёвой набережной озёра , как видим особого интереса у властей города не вызвало.
И даже фамилия указана с ошибкой, вместо «ё» напечатано «е».
Администрация города, получив подобное предложение вполне могла бы посоветовать руководству Детской школы искусств города выступить с инициативой и подать заявление, а городскому музею - подготовить все необходимые сведения. Материалы этой статьи взяты из открытых источников и содержат необходимые сведения.
Прошло два года, на дворе октябрь 2024. Не пора ли, господа чиновники, не дожидаясь появления новой улицы решить вопрос о включении имени и фамилии Народной артистки СССР Галины Ковалёвой в перечень для наименования улично – дорожной сети на территории г. Горячий Ключ, тем самым выполнить долг памяти о великой певице?
Владимир Шмелёв
Использованы материалы: «Мастера саратовской сцены». - Саратов, Приволжское книжное издательство, 1991 г., материалы и фотографии с сайта kino-teatr.ru, фотографии автора.