Общество:

Сочи – Новороссийск: сроки опять сдвигаются

22.08.2021

Строительство новой скоростной трассы Сочи – Новороссийск может начаться в 2030 году – об этом говорится в транспортной стратегии России

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1401

Разумное решение, в наших условиях планировать какое-либо начинание через десяток лет можно совершенно безбоязненно. 

Как ранее сообщалось, в конце сентября 2020 года Президент России Владимир Путин поручил правительству проработать проекты развития автотрасс и железных дорог, которые ведут к Черноморскому побережью России.

Интересно, но проекты трасс, которые частично входят в коридор Сочи – Новороссийск, вроде тоже никто не отменял. А история у них более чем любопытная. Приведём только один пример, на примере которого можно заодно примерно оценить сумму инвестиций, необходимых для реализации мегапроекта. 

Итак, реконструкция трассы Джубга – Сочи. В разных конфигурациях её стоимость оценивали то в 1,2, то в 1,5 триллиона рублей, и неизменно она получала звание «самой дорогой дороги России». В марте 2019 года Росавтодор сократил еёпротяжённость до 80,5 км, а стоимость – до 1 трлн рублей. Зато срок предполагаемого строительства увеличили аж до 2037 года вместо изначально планируемых 2024-2025-го. Судя по тому, что проект далеко не нов, обсуждался и в 2006-м, и в 2015-м, то такое продление означало готовность носить его по разным кабинетам ещё долгие годы. А вскоре и вовсе Минтранс РФ «завернул» его, объяснив невозможность строительства необходимостью перекрытия существующей дороги. Однако в нынешнем году проект вновь реанимировали, и в ГК «Автодор» озвучили новые параметры, которые поразили всех: 120 километров и 2,4 трлн рублей! 20 миллиардов за километр! И это без проведения геологических изысканий, результаты которых явно не удешевят строительство. 

Во сколько же тогда обойдётся весь маршрутНовороссийск – Сочи? Триллионов в пять? Это же безумие. Никто и никогда не будет строить небольшую локальную дорогу стоимостью в четверть бюджета громадной страны. А ведь в этом проекте нет ничего запредельного, его планировали ещё в советские времена, при том уровне развития техники, и даже 40 лет назад никаких особых эмоций он не вызывал. Ну проект как проект. Хороший. Правильный. Крупный. И до сих пор кое-где виднеются следы начавшихся работ в виде спрямленного серпантина. Полуснесённая гора на участке Новороссийск – Кабардинка, – часть того замысла. Не успели.