По мнению журналистов, отрасли необходимы налоговые льготы и долгосрочная программа поддержки и развития
920
Уважаемый Вениамин Иванович!
От имени журналистского сообщества Краснодарского края обращаемся к Вам в связи со сложной ситуацией в отрасли, которая в условиях пандемии оказалась на грани выживания. Региональные СМИ фактически лишились основных источников существования. Рекламные доходы, которые представляли значительную часть бюджетов, с начала введения карантина упали по разным редакциям от 55 до 70 процентов. Уже с марта, как сообщают руководители СМИ, большая часть рекламодателей прекратила сотрудничество по действующим контрактам, и они заморожены на неопределенное время.
Практически остановилась подписная кампания региональных газет и журналов. Ее проведение в условиях карантина, при снижении мобильности граждан, закрытии большинства киосков Роспечати становится невозможной. Усугубляют ситуацию тарифы Почты России на доставку, которые за последние годы выросли с 40 процентов в стоимости подписки до 70, а в некоторых изданиях — до 90 процентов. При этом печатные издания, в отличие от других предприятий, не могут приостановить выход газет. Подписка, составляющая большую часть тиражей, является обязательством перед читателями, и его необходимо выполнять даже в период пандемии.
В связи с введением карантина, ограничениями в сфере торговли и снижением мобильности граждан, закрылась большая часть точек розничных продаж газет. На сегодняшний день в Краснодаре работает 26 киосков Роспечати. Но они ситуацию не спасают, так как в начале 2020 года по краю из 340 киосков было закрыто 160. В этой связи в особенно трудной ситуации оказались региональные газеты и журналы. В апреле их розничные тиражи снизились по разным изданиям от 30 до 50 процентов. В связи со снижением объемов несут убытки и предприятия полиграфического комплекса. А их производственный цикл к тому же предполагает частичное использование импортных расходных материалов и прямо зависит от курса рубля.
Отрасль СМИ относится к числу трудоемких. Оплата труда и налоги в большинстве предприятий составляют до 75 процентов в структуре затрат. Из-за увеличения кадастровой стоимости используемых зданий, суммы налога на имущество выросли в некоторых СМИ в десять раз. Если до марта 2020 года предприятия отрасли с трудом, но справлялись с такой налоговой нагрузкой, то сейчас это стало невозможным. Как сообщают руководители СМИ, потеря основных источников доходов, уже в ближайшие недели приведет к задержкам заработной платы и уплаты страховых взносов.
В этой напряженной ситуации, несмотря на растущие убытки, газеты, теле- и радиокомпании, интернет-редакции продолжают вести большую информационную и разъяснительную работу с населением, оперативно и объективно рассказывают о происходящих событиях, развенчивая фейковые новости. Они стали востребованным коммуникатором обратной связи между властью и населением. Подавляющее большинство традиционных СМИ еще и успешно работают в интернет-пространстве — на сайтах и в социальных сетях, тем самым максимально расширяя информационное поле.
Сегодня отрасль, как никогда, нуждается в поддержке региональных властей. Убедительно просим Вас рассмотреть предлагаемые нами меры по поддержке средств массовой информации и предприятий полиграфического комплекса.
1. Включить средства массовой информации и полиграфические предприятия в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в период пандемии, а также в перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность Краснодарского края.
2. С целью снижения налогового бремени изменить целевое назначение зданий предприятий отрасли, подведомственных департаменту информационной политики края. В случае невозможности — снизить ставку по налогу на имущество с 2 до 0,5 процента.
3. Снизить арендные платежи за используемые земельные участки, в том числе под зданиями, находящимися в краевой собственности.
4. В целях увеличения доступа населения к информации создать краевую сеть розничной торговли периодическими печатными изданиями, так как на сегодняшний день киоски Роспечати ликвидированы в большинстве муниципалитетов.
5. Содействовать разработке и принятию мер поддержки СМИ всех форм собственности на муниципальных уровнях при разработке решений о поддержке предприятий малого бизнеса. Это могло бы быть снижение арендных платежей для СМИ или полное освобождение их от уплаты за помещения, находящиеся в муниципальной собственности; снижение ставок налогов, зачисляемых в местный бюджет, или предоставление рассрочек по их выплатам.
6. Создать на краевом уровне систему грантов и поддержки творческих проектов электронных и печатных СМИ всех форм собственности.
7. Совместно с Общественным советом при департаменте информационной политики края разработать долгосрочную программу поддержки и развития средств массовой информации.
На наш взгляд, эти меры могли бы способствовать стабилизации экономики СМИ, сохранению тиражей и заработных плат и, соответственно, обеспечению жителей Кубани доступа к информации.
Секретариат Союза журналистов Краснодарского края