Общество:

Тихорецкий вокзал. Возможен свет в конце тоннеля

21.10.2021

Началась разработка проекта реставрации одного из старейших в регионе зданий железнодорожных вокзалов

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1751

Он был построен ещё в середине 80-х гг. позапрошлого столетия и является памятником архитектуры регионального значения. Много лет группа энтузиастов во главе с Юрием Ткачевым вела неравную борьбу со структурами РЖД, которым принадлежит здание, чтобы гигантская монополия хоть чуточку «раскошелились» и спасла его от разрушения. Суды, экспертизы, десятки обращений в разные инстанции – дело тянулось очень долго. И, наконец, точка в нём поставлена. По крайней мере, так об этом официально заявил вице-губернатор Сергей Болдин.

Единственно, что вызывает определённые сомнения, так это то, что разработка проекта поручена проигравшей стороне – самому РЖД. Разрешение на это выдало управление госохраны объектов культурного наследия. А как умеют работать железнодорожники, мы за последние годы, к сожалению, насмотрелись. Так, изыскательские работы, предваряющие реконструкцию небольшого двухэтажного здания, начались ещё в 2019 году. Тянутся по сей день. Их окончание перенесено на 2022 год. По официальным сообщениям, «в связи со сложной макроэкономической ситуацией». Но в следующем году ведь «ситуация» может быть признана не менее сложной. И что тогда? Для сравнения: после войны вокзал, неоднократно подвергавшийся ожесточённым бомбардировкам, восстановили за два года. Сейчас только изыскания, в самом лучшем случае, займут три. В полтора раза больше. Наверное, тогда «макроэкономическая ситуация» была не в пример лучше.

Ведь сохранять в Тихорецке действительно есть что. Очень красивое здание в романском и неоготическом стиле построено в 1886 году. Оно помнит торжественные дни сентября 1888 и ноября 1914 годов, когда восторженный народ встречал государей-императоров Александра III и Николая II. Здесь в 1918-м были построены три бронированных поезда Добровольческой армии Деникина, включая тяжёлый бронепоезд «Единая Россия». Кстати, сейчас энтузиасты предлагают увековечить о нём память и говорят, что участие «Единой России» в событиях того времени было незаслуженно забыто. А ведь в те годы «Единая Россия» дважды брала Армавир, захватывала Кореновск, Царицын, Курск.

В этом же здании находилась ставка генерала Деникина, а чуть позже, на привокзальной площади, отметился смачным дебошем, прогремевшим на весь город, вольный батька Махно со своими анархистами.

Однако подлинно всероссийскую, и даже всесоюзную, известность городу и вокзалу принесла, пожалуй, песня «На Тихорецкую состав отправится». Плюс знаменитый фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром», где её поет под гитару главная героиня. Да ещё небольшой эпизод в романе «12 стульев», когда во время беспримерного турне вслед за театром ссаженный с поезда безбилетник-Остап проводит несколько часов на станции Тихорецкая.

Но, похоже, песни, литература, архитектура, история – ничто не в состоянии повлиять на равнодушие железнодорожных начальников. Остаётся лишь робко надеяться, что они внимут-таки доводам судов и региональных властей, оставят свою привычную имитацию вялотекущей деятельности и займутся, наконец, восстановлением и ремонтом.