Общество:

Цены на авиабилеты – просто улет!

05.08.2024

Но они могут взлететь еще

Автор: Редакция «НГК»

1646

Биржевая стоимость топлива для реактивных двигателей за месяц поднялась почти на 10 процентов.

По данным Росстата, средняя стоимость перелета по России в салоне самолета экономического класса в расчете на тысячу километров пути по итогам первого полугодия составила 7,4 тысячи рублей. Это на 17 процентов больше по сравнению с прошлогодним показателем. Не в последнюю очередь на ценообразование в отрасли влияет стоимость топлива, которая в последнее время тоже бьет рекорды. Так, цена авиационного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросла за июль с 75 525 рублей до 83 104 рублей за тонну. Если такая динамика продолжится, вполне очевидно, это приведет к удорожанию авиаперевозок, сообщил «Парламентской газете» главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров.

При этом точно спрогнозировать, когда повысятся цены, невозможно, так как большие авиакомпании закупают топливо у нефтяников по долгосрочным контрактам, в которых проставлена либо фиксированная цена, либо, что чаще встречается, привязанная к биржевым ценам. Поэтому эффект от скачка биржевых топливных показателей возможно ожидать только спустя несколько месяцев, когда компании станут планировать себестоимость перелетов с учетом коррекции цен на ГСМ.

Билеты дорожают

Средняя стоимость полета по России в салоне самолета экономкласса с начала года подорожала на 17 процентов, но, скорее всего, это не предел, убеждены эксперты, так как биржевые цены на топливо для реактивных двигателей стремительно растут. С 1 июля по 1 августа стоимость тонны горючки поднялась с 75 525 рублей до 83 104 рублей. По мнению Романа Гусарова, такой тренд может привести к удорожанию авиаперевозок.

Между тем в своем Послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года Президент РФ поставил задачу сделать авиаперелеты по стране для россиян доступнее. Однако, по мнению первого зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексея Синицына, таковыми они до сих пор не стали: и Росстат, и ФАС ежемесячно фиксируют рост цен на авиабилеты. Из этого сенатор делает вывод, что пока нет четких критериев и этапов исполнения поручения главы государства. При этом решение проблемы путем установления потолка цен не представляется целесообразным, это может привести к обратным последствиям, считает он.

«Необходимы комплексное решение по приведению нормативной базы Минтранса в актуальное сегодняшнему времени состояние, отказ от неработающих норм и установление системного объективного контроля за ценообразованием авиаперевозчиков вне связи с наличием или отсутствием жалоб граждан. Особенно на маршрутах, выполняемых единственным перевозчиком, где нет конкуренции», – уверен парламентарий. Он заверил, что комитет продолжит мониторинг цен на билеты, а также работу с Минтрансом и ФАС.

Председатель Совфеда Валентина Матвиенко на пленарном заседании палаты 17 июля дала поручение экономическому комитету не только заниматься мониторингом, но и выработать сбалансированные, не популистские предложения. Спикер предложила вернуться к этому вопросу по итогам летнего сезона в октябре. «Но уже с конкретными предложениями, выводами и, может быть, обращением в Правительство, если нужно, может быть? какими-то изменениями в законодательство», – добавила она. По ее словам, возможно, сенаторам придется поработать совместно с Минтрансом над уточнением нормативной базы.

Ранее сенатор Айрат Гибатдинов отмечал, что установление верхних границ цен на авиабилеты поспособствует развитию внутреннего туризма и возможностей для путешествий станет больше.

Инфляция и ГСМ

В свою очередь, Сергей Миронов, глава думской фракции «Справедливая Россия – За правду», убежден, что рост цен на авиабилеты нужно ограничивать уровнем инфляции. В настоящее время справедливороссы работают над соответствующим законопроектом.

«Для нашей страны с ее расстояниями цена на авиабилеты – вопрос жизненной важности. То, что сейчас происходит, не лезет ни в какие ворота, даже воздушные. Авиакомпании могут найти сотни причин для увеличения цен. Но государство обязано думать, как обеспечить доступность пассажирских авиаперевозок», – написал политик в своем telegram-канале.

Повысить доступность авиаперевозок мешают и скачки цен на топливо. Но их влияние авиапассажиры могут ощутить не сразу, а через пару месяцев, считает Роман Гусаров. «Можно сказать, что рост биржевых топливных показателей будет учтен при планировании будущего бюджета авиакомпаний и, соответственно, стоимости и плановой себестоимости авиаперевозок. Поскольку авиакомпании, как говорится, живут сегодня, а билеты продают на завтра. А «на завтра» – это и через месяц, через два, через три, через полгода выполняется рейс», – уточнил эксперт.

Авиакомпании, по словам Гусарова, в своей работе ориентируются на внешние факторы, в том числе и на динамику цен на авиационное топливо. Если они видят, что из месяца в месяц цена растет, «то они предполагают, что в будущем, через 3-4 месяца, она может дойти вот до определенных пределов». «А значит, исходя из этого прогноза, и рассчитывается стоимость билетов, которые они уже сегодня начинают продавать на будущие перевозки», – отметил эксперт.

При этом он подчеркнул, что биржевые цены на горючее влияют на авиаперевозки не везде одинаково. «Дело в том, что структура приобретения авиационного топлива у авиакомпании разная. Есть компании, которые являются крупными перевозчиками, а значит, заключают большие, оптовые, долгосрочные контракты с нефтяными компаниями. Тогда они получают значительную скидку. Цена на топливо в контракте либо фиксируется, либо, что чаще всего, рассчитывается по некоторой формуле, учитывающей биржевую стоимость. То есть, само собой, если биржевая стоимость поднялась, то и у них тоже по этой формуле цена поднимется. Но она не будет столь высокой, как на бирже, потому что это все-таки оптовые закупки», – резюмировал авиаэксперт.

Валерий Филоненко