Эти строки русского поэта Н. А. Некрасова, посвящённые В. Г. Белинскому, как никогда актуальны в текущем году, объявленном Указом Президента России «Годом педагога и наставника»
2690
2023 год не случайно так был назван. В марте исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника отечественной педагогики, родоначальника научного подхода к педагогике в России, пропагандиста всеобщего образования, популяризатора русского языка Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1871) .
Идеи К. Д. Ушинского оказали огромное влияние на потомков, без его трудов не было бы педагогического чуда А. С. Макаренко, не было бы и гуманной педагогики кубанского педагога Ф.мФ. Брюховецкого.
В текущем году, 13 марта, отмечена и ещё одна дата – 135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко (1888-1939), 90‑летие выхода в свет его бессмертной «Педагогической поэмы» и 85‑летие первой публикации его завершающего труда «Флаги на башнях». Труды А. С. Макаренко оказали огромное влияние на послевоенное формирование коллектива краснодарской школы, руководимой молодым педагогом Фёдором Фёдоровичем Брюховецким.
Цель этой статьи – рассказать на основе документальных фактов и об этом замечательном учителе, который прославил не только своё имя, но и Краснодар и в целом Кубань, внёс существенный вклад в развитие российской и кубанской педагогики.
Фёдор Фёдорович Брюхове́цкий
Годы жизни
29.05.1915 –18.03.1991
Семья
Жена: Суворова Вера Михайловна, 30.09.1916–15.05.1996
Дети: Брюховецкая Людмила Фёдоровна, 23.05.1939,
Брюховецкий Владимир Федорович, 25.06.1948.
Трудовая биография:
По окончании Кубанского педагогического института преподавал в школах: на станции Зверево Северо-Кавказской железной дороги (1936–1942 гг.), в селе Шарыпово Красноярского края (1942–1943 гг.)
С ноября 1943 года по декабрь 1960 года – директор краснодарской мужской школы № 58 станции Краснодар-1 Северо-Кавказской железной дороги (с декабря 1960 года школа № 12 Министерства просвещения РСФСР).
С декабря 1960 года по октябрь 1975 года – директор средней школы № 12.
С марта 1976 года по август 1985 года – учитель истории средней школы № 12.
Награды:
В 1951 году – медалью К.Д. Ушинского
В 1960 году – орденом Трудовго Красного Знамени
В 1971 году – орденом Октябрьской Революции.
25.01.1985 в соответствии с решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов № 26/02 ему присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара».
Из автобиографии Брюховецкого Ф. Ф.
(Государственный архив Краснодарского края. Фонд №-1433)
«Родился в городе Краснодаре, по существующему в настоящее время административному делению, 29 мая 1915 года по новому стилю в семье рабочего-железнодорожника. Отец был машинистом локомотивного депо, мать – домашней хозяйкой. Родители умерли в преклонном возрасте. В семье было 8 детей, в живых осталось четверо.
В 1923 году пошёл в первый класс. В 1930 году окончил семилетку, поступил в ФЗУ на базе Краснодарского мясокомбината. Работать по специальности, полученной в ФЗУ, не смог, ввиду плохого состояния здоровья (в 1933 году перенёс операцию по поводу прободной язвы желудка).
В 1933 году поступил в педагогический институт на исторический факультет. В связи с переводом второго курса в г. Ростов-на-Дону, куда выехать не смог, воспользовался предоставленной возможностью учиться в пединституте на третьем курсе. В 1936 году окончил исторический факультет Кубанского педагогического института.
До поступления в институт работал на пункте ликвидации неграмотности, а в 1934-1935 учебном году, будучи студентом, преподавал историю в средней школе № 8 г. Краснодара.
С 1936 по 1942 год работал в железнодорожной средней школе станции Зверево Северо-Кавказской железной дороги (Ростовская область). В 1937 году был назначен заведующим учебной частью школы № 25 ст. Зверево. Здесь меня застала война, призыву в армию по состоянию здоровья не подлежал, был назначен начальником истребительного батальона Зверевского железнодорожного узла.
В 1942 году был эвакуирован в Сибирь. В период эвакуации в 1942-1943 учебном году работал директором средней школы № 1 с. Шарыпово Хакаской АО, Красноярского края.
В 1943 году был отозван из эвакуации и назначен директором школы № 58 ст. Краснодар- I Северо-Кавказской железной дороги (с 1960 – школа № 12 Минпроса РСФСР). В этой школе проработал в должности директора 32 года. В 1975 году ушёл на пенсию. Мне назначена персональная пенсия республиканского значения. В школе продолжаю работать, преподаю обществоведение (4 часа в неделю).
В 1955 году присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
В 1964 году защитил диссертацию на тему: «Основные проблемы воспитания школьного коллектива». Учёный совет Научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН РСФСР присвоил учёную степень кандидата педагогических наук.
За годы активной педагогической деятельности (1950–1975) опубликовано около сорока печатных работ, которые помещались в педагогических журналах, сборниках, выходили отдельными брошюрами».
Средняя школа № 12 имени А. С. Макаренко
С чего начиналась школа
Осенью 1943 года 28-летний Брюховецкий Ф. Ф. был отозван из Красноярского края и в ноябре, приказом отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги (от 21.11.1943 № 44-72), был назначен директором мужской средней школы № 58.
Под школу отвели едва ли не единственное на улице Железнодорожной уцелевшее при бомбёжках здание – бывшее реальное училище (построенное в ноябре 1907 году по инициативе народной учительницы Раисы Хлебниковой), в котором после освобождения Краснодара от фашистов, не было не то что чернил, стульев и парт, но даже дров, чтобы его протопить.
В здании школы на ул. Железнодорожной, кроме 58 мужской школы, была размещена и женская школа № 54 (директор школы Колачевская Н.). Девочки учились в первую смену, мальчики – во вторую.
В 1949 году обе школы были объединены и зарегистрированы, как средняя школа № 58 станции Краснодар-1 Северо-Кавказской железной дороги.
В 1960 году школа № 58 была передана Министерству просвещения РСФСР, и Брюховецкий Ф. Ф. продолжил работу директором, но уже средней школы № 12 (приказ Краснодарского Гороно от 30.12.1960 № 91).
Школу Брюховецкого порой называли краснодарской "республикой ШКИД"
Ведь учениками в ней были росшие в военной безотцовщине, голоде и лишениях дети.
Краснодар только приступил к восстановлению после освобождения от фашистов. В этих условиях первой задачей у Брюховецкого оказалось удовлетворение самых насущных потребностей детей. Но он, как и А. С. Макаренко, не ограничивается просьбами начальству обо всём готовом. Молодой директор выбивает делянку леса и участок в четыре гектара запущенной земли в 40 км от Краснодара. Ученики пилят и рубят дрова, грузят их в вагоны.
«Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах – от сознания исполненного долга и чувства коллектива», – вспоминал Брюховецкий. Весною каждый класс – учителя, ученики и родители, корчевавшие тёрн до кровавых мозолей и чудом раздобывшие семена, там засеяли школьный огород. К началу нового учебного года в школьной столовой каждый из ребят к кусочку чёрного хлеба получал тарелку борща или супа из собранного ученическими бригадами урожая.
Школа имени Макаренко
В основу воспитательной системы Ф. Ф. Брюховецкого были положены идеи А. С. Макаренко, реализованные с учётом специфики массовой школы послевоенных лет. Это, прежде всего, опора на традиции, педагогический коллектив как единое целое, как коллектив единомышленников, серьёзная трудовая деятельность, школьные праздники, становящиеся центром общешкольной жизни.
Брюховецкий Ф. Ф. не просто заимствовал идеи А. С. Макаренко, а творчески их освоил, применительно к условиям школы послевоенного периода.
По предложению Брюховецкого Ф. Ф. школа получила в 1960 году имя Антона Семёновича Макаренко, которого он очень ценил.
Праздник «За честь школы»
Первый школьный праздник был проведён 23 января 1944 года. С тех пор он прочно вошёл в жизнь коллектива школы, став его самой лучшей, яркой и красочной традицией.
В субботу, 23 января 1943 года в школе проводился слёт отличников учёбы, на котором были подведены итоги работы школы за первое полугодие 1943/1944 учебного года.
На слёте было прочитано письмо от командования воинской части Ленинградского фронта, в нём сообщалось о присвоении выпускнику школы Александру Мироненко звания Героя Советского Союза.
Особое впечатление на всех присутствующих произвели заключительные строки этого письма, в котором говорилось, что Александр Мироненко защищал честь, свободу и независимость нашей Родины, а также честь школы, воспитанником которой он является.
По предложению ученика 7 класса Виталия Литовченко на слёте было принято решение о том, чтобы 23 января сделать днём праздника школы и праздновать этот день ежегодно. Решено было назвать праздник «За честь школы».
Послеоккупационный период родного города, края, тяжёлые условия жизни и работы оставляли заметный след в сознании, физическом состоянии детей и учителей. Но нужно было жить, учиться, учить, хотелось сплотить учащихся в единый, дружный, работоспособный и целеустремлённый коллектив. Требовался девиз. И он нашёлся – праздник «За честь школы».
Школьный праздник «За честь школы был самой яркой его традицией. К нему готовились в течение года все классы. Готовились рапорты классов, стенгазеты. Проводились конкурсы эмблем и девизов праздника. Накануне устраивалась выставка, характеризующая работу школы за год, оформлялась газета «За честь школы». Проводился единый классный час «Нас любимая школа сдружила».
Все учащиеся, которые имели хорошие и отличные отметки, примерно вели себя в школе и вне её, активно участвовали в общественной жизни, удостаивались похвалы директора школы. Особо отличившиеся заносились в Книгу почёта «За честь школы». Все учащиеся, получившие похвалу, ценный подарок или занесённые в Книгу почёта, получали выписку из приказа директора по школе, а также благодарность родителям, что они хорошо помогают школе воспитывать детей, специально отпечатанные в типографии.
Лучшие физкультурники, добившиеся больших спортивных успехов, отмечаются на празднике занесением их в Книгу почёта «За спортивную честь школы».
Школьное знамя
К своему пятому празднику (1949 год) для школы – первой в Краснодаре, изготовили школьное знамя. В торжественной обстановке заместитель начальника отдела учебных заведений вручил это знамя директору школы. Здесь же, на торжественном заседании, были избраны знаменосец и его ассистенты, которые из рук директора получили знамя, поклявшись оберегать честь родной школы и высоко держать знамя школы. Самые лучшие, самые достойные учащиеся оказались избранными в знаменосцы и ассистенты. В этой почётной обязанности учащиеся пребывали до окончания школы.
Школьное знамя всегда хранилось в кабинете директора школы. Оно всегда выносилось в случае проведения торжественных мероприятий или участия в демонстрациях. К нему никто не имел права касаться, кроме знаменосца и ассистентов. Даже в случае, если знамя необходимо было перенести из одного помещения в другое, вызывались знаменосец и его ассистенты, которые и выполняли эту процедуру, так в школе создавался почёт знамени.
Как говорил А. С. Макаренко: «Почёт знамени символизирует не только любовь к родине, но чёткость работы в коллективе».
Опытная площадка НИИ теории и истории педагогики
С 1951 года 12 школа стала опытной площадкой НИИ теории и истории АПН СССР, что позволило Брюховецкому Ф. Ф. делиться опытом, передавая свои педагогические идеи во все школы Советского Союза.
Обобщая опыт воспитательной работы, Брюховецкий Ф. Ф. опубликовал более 20 научных работ, способствующих совершенствованию методов учебно-воспитательного процесса и помогающих учителям овладевать секретами и тонкостями педагогического искусства.
В 1951 году за хорошую постановку учебно-воспитательной работы в школе, за обобщение своего педагогического опыта в печатных статьях, Брюховецкий Ф. Ф. был награждён медалью К. Д. Ушинского – ведомственной медалью Министерства науки и высшего образования РСФСР, учреждённой постановлением Совета Министров РСФСР от 25.06.1946 для особо отличившихся педагогов.
В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Брюховецкому Ф. Ф. было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Фёдор Фёдорович защитил диссертацию на тему: «Основные проблемы воспитания школьного коллектива».
В 1964 году решением учёного совета научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН РСФСР ему присвоена учёная степень кандидата педагогических наук.
Учитель учителей и учеников
Самой высокой оценкой деятельности Брюховецкого Ф. Ф. является созданный им коллектив педагогов, характеризующийся такими качествами, как гуманизм, принципиальность и высокие нравственные качества.
Работая в старом, приспособленном для школы здании, которое совершенно не соответствовало современным требованиям, преодолевая большие трудности, Фёдор Фёдорович вдохновлял коллектив на творческий труд. Его личный пример, умение трудиться, увлекало коллектив.
Рассматривая педагогический коллектив как единство индивидуальностей, Брюховецкий Ф. Ф. поддерживал между учителями отношения делового сотрудничества, взаимной зависимости, неформального дружеского общения, тактичности, заботы о судьбе коллег.
Главное, чего добивался директор от педагогов, – это «добросовестного отношения к делу, умения трезво оценить свои успехи, видеть и преодолевать недостатки в работе, быть сдержанным и безукоризненно тактичным по отношению к детям и другим людям, на деле служить примером для учащихся».
Коллектив учителей под руководством Брюховецкого Ф. Ф. складывался постепенно и к 60-м годам представлял собой большую воспитательную силу, сложившуюся в чёткую образовательно-воспитательную систему.
В педагогический коллектив школы ежегодно приходили молодые учителя, в большей части это были выпускники 12-й школы, среди них: А. В. Березин, Л. Ф. Брюховецкая, Л. А. Ветелкина, Н. И. Карпова, В. М. Кухарская, В. М. Лесовая, Б. Е. Манжура, Е. В. Серенко, А. И. Тарнокольская, Г. Н. Тураева, Е. Н. Чаус, Т. М. Шапкина.
В коллективе их окружали вниманием, помогали становлению. Ведущая роль принадлежала директору.
Благодаря чуткому и вдумчивому отношению к каждому учителю Брюховецкий Ф. Ф. находил в них своеобразную творческую индивидуальность и доводил её до мастерства.
Главное, что характеризовало директора, – это умение растить людей, учить их. Коллектив 12-й школы – это был не только сплочённый и дружный коллектив преподавателей, а большая семья, преданная школе и её ученикам. Коллектив не знал текучести кадров. Из него уходили только на повышение или на пенсию.
Под влиянием норм и ценностей педагогического коллектива складывался и коллектив учащихся школы.
Стиль требовательности и доброжелательности, бережного отношения к индивидуальности и терпимости, внимательности друг к другу в общении передавался от педагогов к детям.
В 12-й школе детей учили взаимоуважению, уважая их самих, не было зубрёжки, где учеников не сравнивали между собой и учили получать не оценки, а знания. У детей были не только направленность на получение образования, но и, прежде всего, честь школы, честь класса. Ученик не мог подвести коллектив нерадивым отношением к учению, поэтому уровень учебных успехов был очень высок. Выпускники школы поступали во многие вузы страны.
Ф. Ф. Брюховецкий на практике развивал учение К. Д. Ушинского, который говорил, что «важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применить их на благо себе и обществу».
Главной характеристикой воспитательной системы Ф. Ф. Брюховецкого являлось то, что в центре неё был всё-таки не коллектив, а личность.
Праздник «За честь школы», впервые родившийся в стенах 12-й школы, помогал коллективу стать монолитным, а его жизнь сделал полной, интересной и многогранной.
Школа действительно имела ЧЕСТЬ. Ею гордились учителя, ученики и родители, её знали в Краснодаре, на Кубани, во всей стране.
Активную роль воспитательной системы школы играли родители учащихся и шефы, которые входили в единый коллектив воспитателей и вместе с воспитанниками участвовали в организации школьной жизни.
Ещё одним завоеванием школы Брюховецкого Ф. Ф. стала опередившая время система самоуправления
Традиции в руках Брюховецкого Ф. Ф. были инструментом первой необходимости в сплочении коллектива.
По его инициативе и при его непосредственном руководстве в течение тридцати двух лет работали, кроме комитета комсомола и совета пионерской дружины, два ученических комитета (по количеству смен, в которых учились дети), ставшие необходимой частью самоуправления и сплочённости коллектива. Всех их объединял Совет коллектива, который собирался раз в четверть решать важные вопросы школьной жизни.
Ученические комитеты организовывали дежурства учащихся по школе. На каждый день назначались 25 дежурных (учащихся одного из старших классов), закреплённых на определённых постах.
Дежурных учащихся возглавлял старший дежурный ученик. Они приходили в школу за 30 минут до начала занятий и занимали свои посты. Каждого дежурного отличали парадная форма и красная нарукавная повязка.
Одной из форм организации учащихся были ежедневно проводимые линейки. Они приносили пользу и служили целям сплочения коллектива.
На ежедневных построениях классов, которые проходили до уроков в актовом зале, заслушивался доклад старшего дежурного о том, как прошло дежурство класса, отчёты отдельных старост классов, председателей кружков, физоргов и учащихся о выполнении поручений. Линейки служили целям сплочения коллектива и предъявления ко всем учащимся единых требований.
Брюховецкий Ф. Ф. считал: «Дети должны видеть не только свой классный коллектив, но и коллектив всей школы в процессе совместного труда, имеющего общественную значимость, переживать своё участие в нём».
Школьные традиции
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», – утверждал А. С. Макаренко. Эту важную истину и поставил Ф. Ф. Брюховецкий во главу воспитательной работы в школе.
Многое из того, что придумал и внедрил Брюховецкий Ф. Ф. в 12-й школе, со временем стало классикой советского образования, а кое-что продолжает использовать и современная российская школа: Праздник «За честь школы», «День знаний», «Праздник прощания с букварём», «Последний звонок», спортивный праздник школы, посвящённый началу нового учебного года (в первое воскресенье сентября), школьная весна искусств, День самоуправления в день рождения А. С. Макаренко и многие другие.
Конечно, сегодня иное время, иная система обучения и воспитания, иные школьники, но уверена, что традиции, которые были разработаны в 12-й, и сегодня способны при заинтересованном их дальнейшем развитии привить любовь к своей школе, воспитать чувство гордости за неё.
День знаний
В СССР до середины 1930-х годов не было точной даты начала учебного года. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 14 августа 1930 устанавливалось только, что «все дети в возрасте 8–10 лет должны были быть приняты в школу осенью».
Нынешний статус праздник приобрёл на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15.06.1984 № 373-11 «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником – Днём знаний».
Как свидетельствуют исторические источники, название «День Знаний» мы получили благодаря советскому учителю Брюховецкому Ф. Ф.
Ему школы обязаны и традицией проведения первого звонка. Фёдор Фёдорович первым предложил, чтобы ученик выпускного класса нёс на плече девочку-первоклассницу по торжественному кругу в заключение линейки. В руках у девочки был колокольчик, звон которого приглашал собравшихся за школьные парты. С тех самых пор и звенит «Первый звонок» каждый год 1 сентября в каждой школе нашей страны.
Последний звонок
Трудно передать щемящую душу атмосферу Последнего звонка.
Инициатором проведения праздника также был Брюховецкий Ф. Ф.
Начало этой традиции было положено 25 мая 1948 года. В этот день впервые в Краснодаре в 58 школе Северо-Кавказской железной дороги и в Москве – в 182 (ныне 1388) школе были проведены торжественные линейки, посвящённые последнему звонку. И уже с 1951 года это торжественное мероприятие проходило по всей стране. А в начале 1970 года Министерство образования СССР перевело последний звонок в число обязательных праздников.
По задумке Брюховецкого Ф. Ф., этот день должны были запомнить и сами выпускники и те, кто шёл за ними следом.
И я думаю, что каждый выпускник 12-й школы помнит, как раздавался последний для него звонок в школе. Как, словно по команде из всех классных комнат, выходили учащиеся и выстраивались в актовом зале школы.
Как под звуки торжественного марша через строй учеников проходили десятиклассники и поднимались на школьную сцену.
В 12-й школе ученики носили форму. В этот праздничный день на девочках были белые фартуки, на мальчиках белые рубашки.
Помню, в ожидании последнего для нас звонка, мы, выпускники 1971 года, с одноклассниками расписали наши белые фартуки пожеланиями, автографами (вызвав потом укоризненный взгляд Фёдора Фёдоровича). Звуки Гимна Советского Союза заставляли наше сердце взволнованно стучать. Его пели все учащиеся.
Мы слышим команду: «Внимание! К выносу школьного знамени приготовиться! Стоять смирно! Знамя школы вынести!». Это ещё один волнительный момент, когда мы понимали, что в последний раз, теперь уже в нашу честь, выносят знамя школы.
Знаменосец (десятиклассник или десятиклассница) школы, высоко подняв алое полотнище, проносит его через сомкнутые ряды школьников. За знаменосцем идут два ассистента (в отряд знаменосцев ежегодно выбирались самые лучшие, самые достойные учащиеся 10 класса). Отряд знаменосцев проходит на сцену и становится впереди десятиклассников. Дорогой наш Фёдор Фёдорович поздравляет нас с окончанием учебных занятий и желает успехов в подготовке и сдаче экзаменов.
Нас поздравляют первоклассники с букетами цветов. Они трогательно обещают нам свято хранить традиции и честь школы, высоко нести её знамя.
В ответном слове представители от каждого выпускного класса торжественно дают слово так же свято хранить традиции и честь школы за её стенами, в жизни.
Знаменосец школы объявляет о том, что срок его полномочий истёк. Единодушно принимается решение: избрать знаменосцем школы одного ученика 9 класса, который оказался наиболее достойным почётной обязанности. Его кандидатура ранее была обсуждена во всех классах. Идёт передача школьного знамени. Новый знаменосец, преклонив колено, принимает знамя школы.
Торжественная линейка закрывается. Снова звучит гимн страны. Знаменосец с ассистентами уносит знамя школы. Учащиеся расходятся, и мы понимаем, что для нас начинается новый этап жизни.
Школа Брюховецкого…
Это словосочетание обозначает не только 12-ю школу в Краснодаре, но и великое братство людей разных поколений, спаянных общими традициями, памятью, а также уникальную воспитательную систему, созданную Брюховецким Ф. Ф.
Один из учеников написал такие строки:
«Фёдор Фёдорович, в Вашей работе
От Макаренко тянется нить.
Я учился у Брюховецкого! –
Буду с гордостью всем говорить!»
Прошли годы после окончания школы, став взрослыми, мы понимаем, какая нам выпала удача и счастье учиться в школе Брюховецкого, в славной учительской семье, о которой так взволнованно вспоминают до сих пор выпускники старшего поколения.
Людмила Чикова