Интервью с председателем Краснодарской региональной общественной организации «Общество соотечественников Узбекистана» «Умид» («Надежда») Тажидином Нурматовым
3686
Интервью с председателем Краснодарской региональной общественной организации "Общество соотечественников Узбекистана" "Умид" ("Надежда") Тажидином Нурматовым
"НГК": Какова по численности диаспора узбеков в Краснодарском крае? В каком районе края наиболее плотно проживают выходцы из Узбекистана?
Т. НУРМАТОВ: Узбекская национальная община на Кубани состоит из выходцев из Узбекистана, являющихся гражданами РФ и гражданами Узбекистана, постоянно проживающими в РФ и имеющими вид на жительство. Диаспора из числа узбеков и узбекистанцев – граждан РФ и граждан Узбекистана, постоянно проживающих в Краснодарском крае, приблизительно 2–3 тысячи человек. Из числа трудовых мигрантов – от 20 до 30 тыс. человек, имеющих официальный статус проживания (регистрация, разрешение на работу, патент).
Нет таких районов в крае, где бы узбеки, узбекистанцы проживали компактно. Большая концентрация трудовых мигрантов, естественно, в Краснодаре, Сочи, Новороссийске.
"НГК": Сколько трудовых мигрантов из Узбекистана прибыло на Кубань в 2013 году, в том числе, по трудовым визам?
Т. НУРМАТОВ: В 2013 году въехало и уехало примерно 60 тыс. человек. Из них примерно 30 тыс. находились на нелегальном положении, имея просроченные регистрации, без разрешения на работу и без патентов.
"НГК": Обращаются ли граждане Узбекистана за помощью в вашу организацию? Какого характера обращения поступают от них?
Т. НУРМАТОВ: Обращаются в случае, если попадают в полицию или их выдворяют, депортируют, если нужно решить вопрос об отправке "груза 200" , или когда их обманывают работодатели, которые выгоняют мигрантов без зарплаты, а также при утере документов.
"НГК": Что известно Вам о трудовых мигрантах из Узбекистана? Сотрудничаете ли Вы с органами госвласти в решении вопросов о защите прав мигрантов?
Т. НУРМАТОВ: Мы прямых контактов с трудовыми мигрантами не имеем, трудоустройством их не занимаемся. Практически, трудовые мигранты стараются обходиться без контактов с общественными организациями, т.к. у них предвзятое отношение к подобным организациям из-за того, что у них на родине усиленно пропагандируется, что все организации выходцев из Узбекистана за рубежом – это оппозиционные к нынешнему режиму в Узбекистане организации. На работу приезжают, заранее зная, где и кем будут работать, поскольку ранее выехавшие родственники, знакомые, устраиваясь на работу, договариваются с работодателем о приеме новых работников. Этим пользуются так называемые "черные бригадиры", которые заранее, еще в Узбекистане, формируют бригады и продают их работодателям, которые, как правило, в нарушение законодательства их не регистрируют, не оформляют разрешение на работу, так как не имеют квоты на привлечение иностранной рабочей силы и потом могут в любое время вызвать сотрудников УФМС и выдворить их за счет государства, не давая им зарплату. Сотрудники УФМС обязаны их выдворить. Работодатель может отделаться минимальным штрафом. А лучше всего, как это обычно делается, он может отказаться от этих мигрантов, сказав, что видит их впервые, как было в Анапе.
КРОО ОСУ УМИД активно контактирует с УФМС РФ, УМВД РФ, прокуратурой Краснодарского края. Когда надо решать просьбы соотечественников, УМИД направляет информационный запрос в эти организации, которые принимают соответствующие меры. Сама организация не вмешивается в решение каких-либо вопросов напрямую, а решает через соответствующие государственные органы.
"НГК": Часто ли узбекские рабочие оказываются жертвами мошенничества или обмана со стороны работодателей? Обращались ли к Вам с такими вопросами?
Т. НУРМАТОВ: Трудовые мигранты из Узбекистана действительно часто попадают в зависимость от работодателя, так как не знают законов, верят на слово, а там, где даже заключен договор, указывается пониженная сумма зарплаты. Чаще всего заключение договоров не спасает мигрантов. В соответствии с законодательством, после расторжения договора в одностороннем порядке, мигрант должен либо найти работу, либо выехать за пределы России. Надеясь получить задержанную зарплату, мигрант нарушает миграционное законодательство (так было на строительных объектах на острове Русском на Дальнем Востоке, когда более 1000 трудовых мигрантов вынуждены были нарушить миграционное законодательство из-за того, что субподрядчик не рассчитался с ними за 3 месяца работы. Чтобы не подвергать их выдворению, а за каждого государству надо будет платить по 65 тыс. рублей, им была сделана локальная амнистия и позволили выехать в добровольном порядке).
"НГК": Вы помогаете в адаптации своим соотечественникам, приезжающим на Кубань? Какого рода помощь оказывается (юридическая, услуги переводчика и т.д.)?
Т. НУРМАТОВ: В настоящий момент этот вопрос разрабатывается Всероссийским Конгрессом узбеков, узбекистанцев с точки зрения систематизации в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики РФ. Мы предлагаем создавать так называемые культурно-адаптационные центры (КАЦ), в которых для трудовых мигрантов-узбеков, да и не только узбеков, будут обустроены общежития с временной регистрацией, учебные классы для изучения русского языка, будет работать кадровый центр с базой данных вакансий, оказываться правовая и медицинская помощь и т. д.
Практика создания КАЦ хотя бы в тех регионах, где уровень миграции высок, позволит, прежде всего, самим мигрантам как-то застраховаться от неприятностей, связанных с работой, жильем и пр. К тому же, я полагаю, и контроль за миграционными процессами станет более эффективным, если мигранты будут поставлены перед необходимостью обращаться за помощью в эти адаптационные центры.
Кстати, с подобной инициативой, как мне известно, выступает и Русская православная церковь – создавать центры адаптации мигрантов при православных храмах, причем, эти центры должны быть доступны для представителей любых религиозных конфессий.
Это тоже очень хорошая инициатива, и я думаю, что взаимодействие общественных и государственных организаций не помешает, но без вмешательства религиозных организаций, что воспринимается отрицательно со стороны самих мигрантов.
Со стороны КРОО ОСУ УМИД и сейчас мигрантам оказывается бесплатная юридическая помощь, а "языковая" помощь оказывается по мере возможности, если есть переводчики. Но даже несмотря на это, я считаю, что идея создания КАЦ тоже имеет смысл.
"НГК": Случается, мигранты нарушают российское законодательство. Ваша организация работает с теми, кто оступился?
Т. НУРМАТОВ: Я бы хотел уточнить: сегодня мы имеем дело не столько с криминализацией национальных общин, сколько с попытками со стороны криминальных элементов и структур как в России, так и в Узбекистане, использовать национальные общины в своих интересах (торговля людьми, наркотрафик, криминальные схемы бизнеса).
И тут следует отметить несколько факторов, которые играют на руку этим криминальным структурам.
Низкий уровень образования трудовых мигрантов и менталитет доверчивости приводит к тому, что они становятся, чаще всего, объектами для криминальных элементов и, фактически, становятся соучастниками криминальных схем, поддаются соблазну добывания легких денег. Опять же, в Россию под видом трудовых мигрантов зачастую прибывают граждане, имеющие криминальное прошлое в свое стране. Приехав сюда, они продолжают заниматься воровством, грабежом, рэкетом и т.д.
Также немаловажен еще и тот факт, что наличие многочисленных общественных организаций одной национальной диаспоры приводит к тому, что, конкурируя между собой, имея одни и те же цели и задачи, они подразделяются по земляческим объединениям, что вызывает разногласия внутри диаспоры, вплоть до откровенных выпадов друг на друга, создают негативную обстановку в российской среде, где они обитают. Это присуще не только для диаспор – выходцев из Центральной Азии.
Я считаю, что исключить криминализацию в миграционном процессе, нужно только действуя в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Узбекистаном, подписанным в 2007 году и ратифицированном законодательными органами обоих государств в 2009 году, где четко регламентирован весь процесс взаимного использования внешней трудовой миграции. Роль государства в этом вопросе первостепенная, а общественные организации могут только оказывать содействие.
В октябре прошлого года Общественная палата при Президенте РФ проводила круглый стол, посвященный проблеме миграции. Одним из докладчиков на этом круглом столе был председатель Центрального совета Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев (ВКУУ) Ибрагим Худайбердыев.
Так вот, он в своем докладе призвал российские власти пересмотреть систему квот на использование иностранной рабочей силы. Та, что сейчас существует у нас в России, не отвечает современным требованиям рыночной экономики. Чаще всего, квоты становятся предметом спекуляции, что затрудняет планировать необходимость привлечения иностранных рабочих в настоящее время и в будущем. А ежегодное сокращение квот приводит к тому, что увеличивает число нелегальных трудовых мигрантов, способствует развитию работорговли. Министерством труда и социальной защиты РФ, Федеральной службой труда и занятости РФ, а также соответствующих структур в регионах при участии ВКУУ и его представительств могли бы провести системный мониторинг предприятий, которые действительно нуждаются в иностранных рабочих, и давать им пользоваться квотами.
Мы предлагаем отменить квоты использования рабочей силы предпринимателями, осуществлять регистрацию и выдачу разрешения на работу не только в ФМС, но и в налоговых службах в соответствии с трудовыми договорами. Это принесет прибыль и государству и обеспечит работу иностранного рабочего в правовом поле.
Записал
Сергей ЛАДОЖСКИЙ