О том, как сочинские педагоги и школьники готовятся к Олимпиаде-2014
842
О том, как сочинские педагоги и школьники готовятся к Олимпиаде-2014
До тех волнительных минут, когда над Сочи вспыхнет огонь ХХII Олимпийских игр, остается уже совсем немного – каких-нибудь 254 дня.
П осчастливится ли сочинским школьникам оказаться в эпицентре олимпийских событий, как будет корректироваться учебный процесс в образовательных учреждениях города на время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр? С этим и другими вопросами "НГК" обратилась к начальнику управления по образованию и науке администрации Сочи Ольге Медведевой.
"НГК": Ольга Николаевна, будут ли сдвигаться занятия в школах или же переноситься зимние каникулы?
О. МЕДВЕДЕВА: В связи с проведением в 2014 году в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр министерством образования и науки Краснодарского края согласованы для общеобразовательных учреждений г. Сочи на 2013-2014 учебный год следующие регламенты: для учащихся 2-11(12) классов учебный год начнется с 26 августа 2013г. – 34-35 учебных недель, а для первых классов – со 2 сентября (33 учебных недели).
В общеобразовательных учреждениях будет сохранена традиционная система организации учебного процесса и промежуточной аттестации: 1-9 классы – по четвертям (триместрам), 10-11 (12) классы – по полугодиям, и учебный год будет закончен в установленные сроки, без задержек.
Что касается каникул, то осенью 2013 года они для сочинских школьников будут совсем не продолжительными – всего 4 дня (с 1 по 4 ноября). А вот зимой 2014-го дети отдохнут дважды: по окончании второй четверти учебного года начнутся рождественские каникулы, которые продлятся с 31 декабря по 7 января, а через месяц наступят еще одни каникулы – с 7 февраля по 20 февраля. Весенние каникулы будут сдвинуты на начало марта и продлятся с 7.03 по 16.03.
"НГК": Сколько всего школьников обучается в образовательных учреждениях Сочи, и сколько из них будет привлекаться к волонтерской деятельности на Олимпиаде?
О. МЕДВЕДЕВА: Всего учащихся в образовательных учреждениях города 44 610 человек. Во время "олимпийских" каникул учащиеся 30 школ г. Сочи будут задействованы в качестве городских волонтеров по направлениям "Транспорт", "Информационные палатки", "LiveSite". Всего привлекается около 1300 школьников старше 16 лет, это учащиеся в основном 10-х классов.
Транспортные волонтеры будут встречать и провожать гостей Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в г. Сочи на железнодорожных вокзалах, помогать гостям города ориентироваться в маршрутах движения общественного транспорта. Волонтеры, работающие по направлению "Информационные палатки", будут информировать гостей о расположении банкоматов, аптек и гостиниц, о репертуаре и расписании театров, кинотеатров, музеев и др. Волонтеры, которые будут работать на LiveSites – площадках городской активности, где в режиме онлайн будут транслироваться XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры, смогут помочь в проведении интерактивных мероприятий.
В работе площадок городской активности смогут принять участие все школьники города.
"НГК": Какие уполномоченные организации проводят обучение волонтеров?
О. МЕДВЕДЕВА: Ответственным координатором по привлечению школьников в качестве городских волонтеров на период проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года является управление молодежной политики администрации города Сочи.
В соответствии с распоряжением администрации города Сочи № 94-р от 20.03.2013 г. определение организации, которая будет проводить обучение волонтеров из числа школьников, планируется осуществлять на конкурсной основе. В настоящий момент конкурс еще не объявлен.
По распоряжению администрации города Сочи (№ 94-р от 20.03.2013 г.) обучение городских волонтеров из числа школьников будет осуществляться в период с августа по 15 декабря 2013 года в рамках внеучебной деятельности.
"НГК": А будет ли у сочинских школьников возможность организованного посещения спортивных соревнований ОИ-2014?
О. МЕДВЕДЕВА: К сожалению, это вне нашей компетенции. Решение по таким вопросам принимает только Оргкомитет Игр "Сочи-2014". Мы, естественно, обратились туда с просьбой рассмотреть такую возможность для сочинских школьников. Будем надеяться, что этот вопрос решат положительно.
"НГК": Проводятся ли сегодня какие-либо внеклассные занятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, популяризацию олимпийского движения среди детей и молодежи?
О. МЕДВЕДЕВА: Сегодня в Сочи уже сформирована устойчивая управленческая модель внедрения олимпийского образования в школьную практику.
В течение трех лет успешно реализуется проект "Внедрение в образовательные учреждения г. Сочи системы олимпийского образования "Сочи 2014". Разработанный специалистами управления по образованию и науке проект занял второе место в конкурсном отборе премии "Навстречу будущему!" за вклад в устойчивое развитие в рамках подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
В основе проекта лежит понимание того, что олимпийское образование не сводится только к интеграции олимпийских знаний в образовательную среду города, оно неразрывно связано с "олимпийским воспитанием", а именно: наличием вдохновляющего примера и широким спектром возможностей принять участие в конкретных интерактивных мероприятиях. Специфика проекта состоит в том, что он предлагает комплексное решение вопросов олимпийского образования, идеалов олимпийского движения, принципов толерантного отношения, культуры волонтерства и гостеприимства, социально-значимых волонтерских и спортивно-массовых инициатив.
В рамках проекта заданы основные ориентиры для осуществления работы на институциональном и муниципальном уровнях по следующим направлениям: олимпийское (популярное и акдемическое) образование, лингвистическая подготовка, формирование безбарьерной среды, развитие волонтерского движения, физкультуры и массового спорта, реализация программы "Зритель", информационное обеспечение проекта.
"НГК":Нам не раз доводилось слышать о существовании проекта "Олимпийское образование". Не могли бы вы пояснить, о чем идет речь и как этот проект реализуется?
О. МЕДВЕДЕВА: Олимпийское образование в школьной практике города Сочи реализуется на двух уровнях.
Первый – это академический – через внедрение в учебный процесс образовательных модулей олимпийской тематики по предметам "история", "география", "обществознание", "иностранные языки", "физкультура" и т.д., с целью формирования олимпийских знаний, навыков, компетенций.
Второй – популярный – через просветительскую внеучебную работу и пропаганду идеалов, ценностей, принципов олимпизма. Мировоззренческие установки, которые задаются олимпийским образованием, получают практическую реализацию через систему интерактивных воспитательных мероприятий.
На академическом уровне олимпийское образование осуществляется через интеграцию олимпийской тематики в образовательный процесс. Это олимпийские уроки, учебно-методические комплексы, олимпийские/паралимпийские дни. С 2010 года со стопроцентным охватом обучающихся проведены уроки на темы: "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения", "Профессии Игр Сочи 2014", "Наследие Игр Сочи 2014", "Волонтеры Сочи 2014", "Лондон 2012" – "Сочи 2014", паралимпийский урок "500 дней до паралимпийских игр "Сочи 2014". Во всех общеобразовательных учреждениях ведется работа по интеграции олимпийской тематики в содержание учебных предметов. Причем, и в младших, и в старших классах.
Например, в 2012-2013 учебном году 27 новых учебно-методических комплексов олимпийской тематики апробированы и внедрены для начальной школы и предметов естественнонаучной направленности (математика, физика, химия, биология) старшей школы.
В разработке олимпийских модулей активное участие принимали сочинские педагоги. Раз в четверть проводится единый олимпийский/паралимпийский день, на который приглашаются выдающиеся спортсмены и тренеры, достигшие высоких результатов в спорте и олимпийском движении.
"НГК": Сегодня многие родители и без того жалуются, что детей в школах сильно "нагружают", а тут еще 27 учебно-методических комплексов…
О. МЕДВЕДЕВА: Смею вас заверить, что наши дети ничуть не перегружены, а интеграция олимпийской тематики в учебный процесс, наоборот, придает дополнительный стимул к получению знаний. Более того, для мотивации школьников к расширению полученных знаний по олимпизму проводятся различные познавательные игры, викторины, конкурсы. Так, в предыдущем учебном году (2011-2012) для учащихся 6-7 классов мы проводили образовательно-просветительскую игру "Навстречу Играм в Сочи". В ней приняли участие 7 900 школьников. Еще 27 тысяч школьников приняли участие в городской викторине "Знатоки Олимпийского движения".
В учебном 2012-2013 году более 16 тысяч учеников начальных классов были привлечены к участию в игре-викторине "Олимпийская карусель".
Но хочу заметить, что главной содержательной линией 2013 года стала образовательно-просветительская программа "Одна школа – одна страна".
"НГК": Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе.
О. МЕДВЕДЕВА: Подобные программы по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК) проводятся с 1998 года в каждой стране, принимающей Олимпийские игры. По замыслу МОК это должно способствовать формированию мультикультурного и толерантного общества.
Программа "Одна школа – одна страна" в нашей стране реализуется при поддержке Министерства образования и науки РФ, АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" и администрации города Сочи. В соответствии с регламентом реализации программы в октябре состоялась открытая защита проектов, в которой приняли участие 66 общеобразовательных учреждений.
В настоящее время 43 школы установили контакты с зарубежьем, в том числе с Национальными олимпийскими комитетами 16 стран. С сентября по настоящее время в рамках Программы проведено более 500 общешкольных мероприятий в школах. Апробирован сетевой формат отчетных мероприятий по программе "Образовательно-просветительские туры для смешанных групп из ОУ Краснодарского края".
На весенних каникулах участниками увлекательных презентаций о странах – потенциальных участницах Олимпийских игр 2014 года, мастер-классов, викторин, веселых спортивных эстафет и экскурсий по достопримечательностям города Сочи стали более 200 учащихся из Краснодарского края (г. Новороссийск, г. Краснодар, Мостовской район) и Белгородской области (г. Старый Оскол).
Повышение спортивной активности осуществляется в разнообразных формах: в качестве участника спортивно-массовых мероприятий и в качестве культурного зрителя.
Учащиеся и педагоги принимают активное участие в программе "Зритель" и спортивно-массовых мероприятиях. Подготовка к тестовым соревнованиям, проводимым на олимпийских объектах, сопровождается образовательно - просветительской работой на уроках физкультуры, классных часах, где учащиеся знакомятся с историей зимних видов спорта, достижениями выдающихся спортсменов.
Более 1000 учащихся смогли посетить соревнования на Кубок мира по горным лыжам, на Кубок мира по сноуборду, на Кубки России и Европы по фристайлу. Финал Гран-При по фигурному катанию на коньках 6-9 декабря 2012 г. во Дворце спорта "Айсберг" посетили 6 тыс. человек. Всего же в декабре 2012 года в тестовых мероприятиях участвовало около 109 тыс. зрителей. На тестовые мероприятия в феврале и марте 2013 года было привлечено соответственно 8849 и 6871 человек. Это состязания мирового уровня по керлингу, горным лыжам, по биатлону и лыжным гонкам, по скоростному бегу на коньках, по шорт-треку, фристайлу, сноуборду и т.д.
Ежегодными стали спартакиады среди школьников в поддержку зимней Олимпиады 2014 года. Например, спартакиада "Вместе мы победим" проводится уже два года подряд, и если в ней в прошлом году приняли участие 13 тысяч школьников, то в этом более 32 тысяч. Как видите, статистика говорит сама за себя: дети активнее включаются в движение в поддержку сочинской Олимпиады, они не хотят оставаться в стороне от этого знаменательного события.
И без статистики совершенно очевидно, что сочинские школьники ждут Олимпиаду с большим нетерпением. Что бы там ни говорили, но для них это особенный, ни с чем несравнимый праздник. Как знать, может быть, самый яркий в их жизни!
Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ