В канун нового учебного года Роспотребнадзор напомнил о правильном питании школьников
30.08.2022Главное – соблюдать режим питания
2039
В Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю напомнили, что в повседневной жизни школьника очень важно соблюдать режим дня. У ребёнка, соблюдающего правильный режим, вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей. Это помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Чёткий режим дня помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.
Основное влияние на состояние здоровья школьника оказывают режим питания, количество и качество сна, двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.
Режим питания
Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только, что и сколько мы едим, но и в какое время и как часто.
Для школьников требуется 5 приёмов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через 4-5 часов.
Завтрак дома – 7:30-8:00.
Горячий завтрак в школе – 11:00-11:30.
Обед в школе – 12:30-13:00 или дома 14:00-14:30.
Полдник – 16:30-17:00.
Ужин – 19:00-19:39.
Завтрак
Завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, потому что в это время он наиболее активно работает. Завтрак должен быть плотным и обязательно должен включать горячее блюдо – крупяное, творожное, яичное или мясное.
В качестве питья лучше всего предложить какао – наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность какао сопоставима с калорийностью сыра), можно использовать и чай.
Обед
Во время обеда человек съедает большую часть суточной нормы пищи. Обед состоит из трёх или четырёх блюд, обязательно включает в себя горячее первое блюдо – суп.
В качестве закуски можно использовать свежие овощи или овощи с фруктами. Свежие овощи обладают сокогонным эффектом – следовательно, подготавливают желудочно-кишечный тракт ребенка к восприятию более калорийных блюд. В зимнее время года можно использовать квашеную капусту, солёные огурцы, помидоры, репчатый лук, зелёный горошек (консервированный).
Первые блюда – овощные супы, крупяные супы, щи, борщи, рассольники, супы из гороха, фасоли, бобов, супы с клецками, молочные супы.
Для приготовление вторых блюд, расходуется как правило, суточная норма мяса, птицы или рыбы.
Свежие фрукты или соки, ягоды – наиболее подходящее третье блюдо. При отсутствии свежих фруктов можно использовать консервированные соки, плодовоовощные пюре, компоты из сухофруктов.
Хлеб – высококалорийный продукт, содержащий большинство необходимых человеку питательных веществ.
Полдник
Желательно использовать в полдник свежие фрукты или ягоды. Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кисломолочный напиток и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.)
Ужин
На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные продукты, так как богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Предпочтительны на ужин разнообразные запеканки (особенно творожные), сырники, ленивые вареники.
В ведомстве добавили, что в рамках подготовки к новому 2022/2023 учебному году с целью профилактики нарушений обязательных требований к соответствию меню питания школьников во всех муниципальных образованиях Краснодарского края проводится гигиеническая оценка меню питания школьников для 1-4 классов, 5-11 классов, в т. ч. для детей с ограниченными особенностями здоровья, совместно с экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиолоргии в Краснодарском крае».
Рассматриваются включение в рацион питания завтраков, обедов, полдников полноценных блюд: овощных закусок, соков, фруктов, кондитерских изделий и др. На сегодняшний день для проведения гигиенической оценки представлено 300 меню для учащихся 1-4 классов и 300 меню для учащихся 5-11 классов, из которых по 140 меню была проведена предварительная экспертиза, остальные возвращены для корректировки и внесения изменений.