Общество:

Воинствующая безграмотность!

01.06.2016

Наконец-то воочию увидел отрытый на днях на улице Виноградной памятник Вячеславу Воронкову. Идея превратить бывшего градоначальника (1971 – 1977) и Почетного гражданина города-курорта Сочи в «рыцаря без страх

7730

Наконец-то воочию увидел отрытый на днях на улице Виноградной памятник Вячеславу Воронкову. Идея превратить бывшего градоначальника (1971 – 1977) и Почетного гражданина города-курорта Сочи в «рыцаря без страха и упрека» неплохая. Дон Кихотом Вячеслав Александрович, конечно, не был, но почему бы не облагородить образ «народного мэра», придав ему романтическо-героический флёр?

Скульптура у Вячеслава Звонова и Александра Бутаева получилась как всегда качественная – на века (достаточно перечислить их знаковые работы: памятник Петру Первому и скульптурную композицию из героев фильма «Бриллиантовая рука» возле морвокзала, Нептуна на Приморской набережной, серию сказочных скульптур в парке «Ривьера»…) Споры о том, могут ли сочетаться доспехи рыцаря тевтонского ордена и плащ древнеримского легионера, на мой взгляд, не имеют под собой основания. Это аллегорическое обобщение – художественное представление идей посредством конкретного образа. Зато обратите внимание на пьедестал, расписанный «под хохлому» с пунктуационными ошибками!

Во-первых, такое количество надписей – признак дурного тона и плохого вкуса. Во-вторых, правописание устоявшихся словосочетаний регламентировано: медаль «Герой труда Кубани» – второе слово в названии пишется со строчной буквы, а не прописной (по гамбургскому счету). В-третьих, невольно возникает вопрос: чьи не очень талантливые и безграмотно оформленные стихи выбиты на одной из гранитных плит по соседству с бессмертной строчкой Александра Блока про вечный бой?

Вчитаемся в этот «шедевр» (пунктуация сохранена):

 

Что же делать, если обманула,

Та судьба, как всякая судьба

И что жизнь безжалостно хлестнула,

Грубо, веревкою кнута.

 

Когда беда к тебе нагрянет,

Ты двери ей не закрывай –

Она к другим стучаться станет

Ты их в обиду не давай.

Ты посильней, потерпеливей

Заставь беду свою устать.

Чтоб, кто-то мог чуть-чуть счастливей

С рассветом солнышко встречать!

Первая строчка – вопрос, однако знака вопроса мы не видим. Сравнительный оборот «как всякая судьба» нуждается в выделении запятыми с обеих сторон, т.к. мысль продолжается: что делать, если жизнь безжалостно хлестнула… Рифма «судьба – кнута» бедная, образ «веревка кнута» неудачный (кнут – верёвка или ремень, прикреплённые к палке и служащие для понукания животного, т.е. в данном случае – верёвка веревочная).

Во втором четверостишии два простых предложения «Она к другим стучаться станет» и «Ты их в обиду не давай» тоже нуждаются в знаке препинания: в запятой или точке. Образ беды, которая стучится в двери к людям, – расхожий, но предлагаемый способ спасения от нее малоэффективен: лирический герой беду «берет на себя», чтобы на других ее «не хватило». И явно переоценивает свои силы, хотя хвастуном увековеченный в бронзе экс-мэр не был.

Возможно, автор стихотворения намекает на имевшуюся судимость Воронкова за экономическое преступление (13 лет лишения свободы с конфискацией имущества) и на то, что Вячеслав Александрович взял на себя чужую вину? Если так, то выражение мысли неуклюжее, а сама мысль содержит ошибочный посыл. Получается, надо взять на себя всю ответственность, чтобы преступники избежали справедливого наказания? Покрывательство лиходеев, с точки зрения норм общественной морали, у всех народов не в чести, т. к. закон есть закон.

Третье четверостишие самое слабое в этом не очень сильном опусе. Прежде всего, бросается в глаза немотивированная запятая после «чтоб». Смысл двух первых строчек страдает из-за отсутствия «правильных» знаков препинания. Автор предлагает заставить беду «посильней, потерпеливей» устать? Или напоминает читателю, что тот «посильней, потерпеливей», поэтому в состоянии заставить беду устать? Образ «уставшей беды» – корявый. Так измотал беду «сильный и терпеливый» лирический герой, что она бессильно опустилась на землю, предоставив возможность «кому-то» и «чуть-чуть счастливей» встречать солнышко. Почему только «кому-то» и почему «чуть-чуть»?

Стихотворение напоминает чью-то пробу пера. Может, даже уважаемого Бикмеева Мидехата Нурдиновича, оплатившего изготовление и установку памятника! При этом непонятно, почему имя, отчество и фамилия мецената указаны полностью, а создатели памятника стыдливо зашифрованы в инициалах. Обычно бывает наоборот. Нескромно кичиться благотворительностью. Получается, человек ставил цель обессмертить себя, а не Воронкова и попутно Бутаева со Звоновым (последнего из скульптора зачем-то превратили в архитектора). Но большие деньги были потрачены без пользы – это позор, а не самореклама.

И последнее. Стыдно, что на улицах олимпийского Сочи столько художественных безобразий, начиная от установленной возле Пушкинской библиотеки скульптуры «позеленевшего» Александра Пушкина, абсолютно не похожего даже на посмертную маску поэта (работа Петра Хрисанова), и заканчивая похожим на себя бронзового Воронкова, но в оправе безграмотных кичливо-дешевых ярлыков…

Петр РЫБАКОВ