Общество:

Закон, как наказание

26.05.2014

Главы сельских поселений Апшеронского района о контрактной системе госзакупок

774

Главы сельских поселений Апшеронского района о контрактной системе госзакупок

Раньше контракты на сумму до 100 тысяч рублей в квартал в качестве госзакупки можно было заключать без конкурса, чем часто пользовались муниципалитеты. Публиковать соответствующие документы также не требовалось. Теперь такие контракты, во-первых, будут составлять не более 5% от суммы всех контрактов, заключенных ведомством в течение года, а во-вторых, их необходимо будет публиковать.
Также новая система, в отличие от 94-ФЗ, не ориентирована на снижение цены как на основной фактор. Это позволяет надеяться, что качество работ не будет снижаться из-за цены. Нововведением 44-ФЗ стало предоставление заказчику и поставщику возможности расторжения контракта в одностороннем порядке в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей контрагентом.
При этом, как отмечают СМИ, и у бизнесменов есть вопросы к закону. В частности, статьей 31 установлено одно из требований к участникам торгов: отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и права занимать определенные должности. Предпринимателю – участнику торгов необходимо иметь справку об отсутствии судимости, которую выдают на портале госуслуг, процедура получения этой справки занимает 30 дней. Бизнесмен рискует не успеть ее получить, так как процедура госзаказа может пройти быстрее.
Спустя 5 месяцев после вступления закона в силу, редакция "НГК" поинтересовалась у глав городских и сельских поселений, как этот закон отразился на их работе. Журналист "НГК" опросил нескольких глав сельских и городских поселений Апшеронского района Краснодарского края.

Феликс Кравцов, глава Хадыженского городского поселения:
– Я сделал анализ закона, и к нему надо сделать как минимум 50 поправок, чтобы он нормально работал. Если мы раньше работали медленно, то сейчас работаем в 2 раза медленнее. К сожалению, это так. В нем очень много неудобств. Особенно для маленьких поселений это вообще нереально. Если я хозяин предприятия, если меня контролируют депутаты, КРУ, прокуратура, и я еще должен выставлять бензин на торги?! Но ни одна фирма: ни "Роснефть", ни "Лукойл" – с такими суммами и связываться не хотят! Это целая история получается. Скрепки, бумага, канцтовары… Да, нам 5% оставили, мы можем приобретать по договорам, но этого вообще мало. А нам надо праздники проводить. Когда было ограничение в 100 тыс., нам было легче работать, мы могли работать оперативнее. А теперь мы работаем очень медленно. Не знаю, может, войдем в ритм, может, это первый год сложно. Может, мы как-то пристроимся к этому, но пока сложно. Возможно, что на следующий год мы к нему подготовимся лучше. А сегодня разве есть довольные этим законом?

Александр Пешков, глава Кабардинского сельского поселения:
– Очень сложный закон, только, что 5 % разрешает напрямую, а все остальное – вообще невозможно работать. К 94-му закону мы привыкли, а с 44-м много сложностей. И то, что 5 % напрямую…. ну хотя бы 10 % сделали для поселений, особенно, для маленьких поселений. В больших городах и больше штат сотрудников, и объемы большие. Вот у меня – 4 муниципальных служащих и глава. Бюджет у нас около 7 млн. рублей, 5 % – это 350 тыс., а по остальному мы должны торговаться. Мои специалисты, может, вам более конкретно объяснят.

Антонина Бегим, инженер администрации Кабардинского сельского поселения:
– ФЗ-44 отличается от предыдущего тем, что больше стало способов размещения заказов. А сложность в том, что только 5 % закупок можно осуществлять у единственного поставщика, это мало. А так, в принципе, никаких сложностей у нас не возникает, если сам сайт закупок хорошо работает, но это очень редко бывает. Очень часто сайт просто не грузится, начинаешь работать – он просто выкидывает. Видно, очень много людей заходит, сайт перегружен. В плане документации никаких проблем не бывает.

Сергей Милованов, глава Нижегородского сельского поселения:
– Стало в 10 раз хуже. Мне кажется, что этот закон сделан не для того,чтобы быстро и энергично принимать меры, связанные с реализацией хозяйственной деятельности, а с тем, чтобы наоборот, тормозить. Причины тому следующие. Во-первых, специалисты не везде подготовлены. Во-вторых, я считаю, что наоборот, надо все упрощать, сроки сокращать. И критерии выбора поставщика, который становится победителем, должны быть изменены. Потому, что все равно есть лазейки для того, чтобы документы могли подать аферисты. Я считаю, что 44-ФЗ тормозит развитие поселений.

Алексей Кусакин, глава Новополянского сельского поселения:
– Я его ненавижу, этот закон, всеми фибрами своей души. Безумный документ, который рассчитывали для организаций с доходами в миллиарды, но не для сельской местности. Вообще необдуманный закон. Для тех поселений, у кого доходы меньше 10-15 млн. в год, это просто кошмар! Пусть даже 20 млн. он будет – это огромная головная боль для нас. Вплоть до того, что и на коммуналку надо торги проводить, все подряд, ручку купить – и то!

Владимир Полежаев, глава Черниговского сельского поселения:
– Очень тяжело нам с ним работается. Как булыжник, нам его кинули, неотесанный со всех сторон, и мы не знаем, с какой стороны помягче. Сложно пока дается, но работаем. Я сейчас определил контрактного управляющего, сессией его утвердили, будем работать…

Светлана Захарян, ведущий специалист администрации Черниговского сельского поселения:
– Вы понимаете, это полная катастрофа. Я с 2010 года занималась закупками по 94-ФЗ, с ним было все четко и понятно. Здесь же одна статья противоречит другой. Нас загнали в такие рамки, что я даже не знаю, как работать. Если мы раньше проводили котировки, это было быстро и несложно, то сейчас это усложнилось в несколько раз. Легче провести аукцион, чем сделать запрос котировок. Опять-таки, закон гласит, что контракт мы имеем право подписать не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с момента опубликования протокола. Вот я сегодня опубликовала протокол, я не ранее 10 дней по 94-ФЗ должна была подписать контракт. А сейчас, например, одна статья говорит, что "не менее 10 дней и не позднее 20 дней", а другая статья говорит – "в течение 3-х дней с момента направления поставщиком проекта контракта, подписанного заказчиком". Т.е. я сегодня направила протокол, исполнитель-подрядчик посмотрел, его все устроило, он его подписывает и возвращает обратно, через три дня я обязана его подписать, иначе это будет нарушение. А срок 10 дней у меня еще не вышел. И так – нарушение, и так – нарушение. И как работать, мне, например, не понятно. Хотя я 2 раза уже обучалась по 44-му ФЗ, в прошлом году и в этом году. Естественно, мы задаем вопросы, когда проходим обучение, но нам отвечают: "Ну вот, посмотрим, как на практике будет". В июне будет проверка. Хотя предусмотрен переходный период до 2017 года, но уже прислали график проверок. Посмотрим, хотя мы еще ни одной закупки не делали, ссылаясь на п. 4 ст. 93 о том, что для сельских поселений есть определенные льготы…

Владимир Бырлов, глава Апшеронского городского поселения:
– На мой взгляд, стало сложнее.

"С 1 января вступит в силу новый закон, которые регулирует закупки, и я надеюсь, что он будет более эффективен, чем 94-й закон", – сказал Владимир Путин, выступая на ежегодной пресс-конференции 19 декабря 2013 г. В частности, Президент выразил надежду, что новый закон не даст возможности демпинговать участникам торгов, чтобы потом перепродавать заказы. Но это когда еще будет…

СПРАВКА "НГК":

С 1 января 2014 года в силу вступил новый закон ФЗ-44 о федеральной контрактной системе (ФКС). Он будет действовать вместо предыдущего ФЗ-94, регулировавшего сферу госзакупок.
В новом ФЗ прописан весь закупочный цикл, начиная от планирования закупки и заканчивая анализом конкретных результатов.
Согласно новому закону, сначала публикуется прогноз, потом план закупок и затем план-график.

Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА

фото: gazeta.ru