Общество:

Жители края о работе прокуратуры

13.01.2014

Прокуратура (от латинского глагола procurare – иметь попечение, заведовать, управлять), как дают пояснение составители Толкового словаря русского языка Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон, «есть постоянное государственное установление правительственного хар

778

Прокуратура (от латинского глагола procurare – иметь попечение, заведовать, управлять), как дают пояснение составители Толкового словаря русского языка Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон, "есть постоянное государственное установление правительственного характера, состоящее из иерархической системы единолично действующих должностных лиц, призванных по долгу службы быть в отведенной им преимущественно судебной области блюстителями закона, представителями публичных интересов и органами правительства".

Уходящая корнями в средневековую Францию прокуратура впервые упоминается в исторических источниках, датированных XIII веком, как королевский орган, созданный французским монархом Людовиком IX. Так что европейский институт прокуратуры существует уже более 800 лет, но за этот почти вековой период ее цели и задачи практически не претерпели существенных изменений.
Заглянув в тот же словарь Брокгауза и Эфрона, читаем: "…прокурор… являлся простым фискальным поверенным короны; но с развитием и усилением королевской власти частные интересы короля стали совпадать с общими интересами государства, и потому представитель первых — королевский прокурор — сделался и органом вторых. Преследуя преступления и восстанавливая законный порядок, прокуратура тем самым охраняла права и исполняла обязанности королевской власти".
Такое определение средневековой прокуратуры составители словаря дали более ста лет назад, но если вдуматься в смысл написанного Брокгаузом и Эфроном, то как это кажется актуальным для России сегодняшней!
Действительно, во Франции как королевской, так и республиканской, прокуратура всегда представляла собой достаточно грозную силу в системе государственной власти. В России и Советском Союзе прокурорская власть была практически безграничной, а органы прокуратуры стояли на страже "социалистической законности", и их деятельность была вне всякой критики со стороны общественности.
Со временем прокуратура утратила свою былую силу и влиятельность, и многие аналитики объясняют это, прежде всего, тем, что в последнее время в связи с реформированием правоохранительной и судебной системы в стране произошло разграничение функций и полномочий среди органов юстиции и правопорядка. Фактически, прокуратура сегодня – один из надзорных органов, и ее роль в деле правовой защиты конституционных прав и свобод граждан сведена к минимуму, о чем и говорят собеседники "НГК" – жители различных районов края, которых мы попросили оценить эффективность деятельности районных органов прокуратуры в 2013 году.
Вадим НОВОПАШИН, житель Темрюкского района, депутат Совета МО Темрюкский район:
– К сожалению, ожидать какой-то сверхэффективности от районной прокуратуры наивно, и это обуславливается объективным фактором: прокуратура сегодня на законодательном уровне ограничена в полномочиях. Она, как и другой любой надзорный орган – Роспотребнадзор, Росприроднадзор и др. – имеет право проводить плановые проверки не чаще, чем один раз в три года. Та же прокуратура может "надавать по рукам" надзорным структурам за проведение внеплановых проверок хозяйствующих субъектов. А ведь иногда, например, требуется срочная проверка предприятий по факту нарушений природоохранного законодательства. Когда в таких случаях обращаешься за помощью в Росприроднадзор, те кивают на прокуратуру: мол, не одобрит. И пока эти согласования между прокуратурой и надзирающим органом закончатся – уже и проверять нечего, или некого. Такая патовая ситуация – не редкость. Тем не менее, закон допускает проведение надзорными структурами внеплановых проверок, но только с санкции прокуратуры, которая, увы, не часто дает на это разрешение.
Сегодня Темрюкскую районную прокуратуру возглавил новый руководитель – Тимофей Петрович Дегтярев (назначен прокурором района в марте 2013 года – ред.), работавший до этого Азово-Черноморским межрайонным и природоохранным прокурором. Мне как депутату и как экологу приходилось не раз к нему обращаться за помощью в решении острых экологических проблем в районе и могу сказать, что тогда ни одно из наших обращений не осталось без внимания.
Надеюсь, что и районная прокуратура под руководством Дегтярева теперь заработает более эффективно.
Алексей ГОРБУНОВ (Сочи), председатель Сочинского городского совета ветеранов ВОв и труда:
– У меня складывается двоякое впечатление о деятельности прокурорских органов на местах. С одной стороны, на уровне судебных разбирательств прокуратура работает и весьма активно, отстаивая в судах не только интересы государства, но и тех граждан, чьи права ущемлены.
А если рассмотреть деятельность ее на уровне обращений и заявлений простых граждан, то здесь мы часто сталкиваемся с формальным подходом сотрудников прокуратуры к той или иной жалобе.
Сколько раз в этом году мы пытались через прокуратуру добиться справедливого решения в отношении сочинских ветеранов, которым ресурсоснабжающие организации и управляющие компании необоснованно завысили тарифы на услуги ЖКХ – в ответ лишь формальные отписки.
Раньше, вроде бы, у прокуратуры были шире полномочия. Может, теперь она так и работает из-за того, что претерпела существенные ограничения в полномочиях.
По крайней мере, наши ветераны слишком уж часто жалуются мне на бездействие органов прокуратуры по их заявлениям. А в нашей ветеранской организации состоит на учете более 60 тысяч человек, между прочим.
Дмитрий ГРИЦОЙ (Динской район), предприниматель:
– Наша районная прокуратура, как мне представляется, занимается в основном отписками, а не реальным делом. Судя по нашей местной прессе, проблем у Динского района, связанных с соблюдением законности и выполнением местной властью требований законодательства, выше крыши, но прокурорские проверки, как правило, не выявляют никаких нарушений. Примеров сколько угодно! Поэтому, и так не только один я считаю, у нас в районе у многих складывается впечатление, что прокуратура, скорее, лоббирует чьи-то интересы, но никак не отстаивает законные интересы граждан.
Игорь ХАРЧЕНКО (Краснодар), руководитель общественной приемной по вопросам ЖКХ, гражданский активист (движение "Умная сила" в поддержку Г. Явлинского):
– С одной стороны, краснодарская прокуратура практически всегда реагирует на заявления граждан и общественных организаций. Но только очень часто прокурорские проверки не доводятся до конца. Как правило, все заканчивается либо формальными отписками, либо жалобы и обращения перенаправляются в другие инстанции. Например, в марте 2013 года мы разбирались с фактами отключения в ряде районов города подачи тепла в многоквартирные дома. С точки зрения целесообразности все было сделано правильно – наступила ранняя оттепель, в квартирах стало жарковато. Три организации – поставщики теплоэнергии – прекратили подачу тепла на пять дней, а в некоторых домах и еще раньше, до установленного мэрией города окончания отопительного сезона. Однако впоследствии с собственников жилья удержали деньги за эти дни за услуги подачи теплоэнергии. Это же незаконно! И больше смахивает на мошенничество. Так вот, прокуратура до сих пор не дала никакой правовой оценки данному факту. Уже 2013 год закончился, а люди, с которых удержали деньги "за воздух", все ждут решения.

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ