Общество:

Значение игрушек в жизни ребенка

12.12.2016

Мы живём во времена изобилия, и недостатка в игрушках у ребенка нет. Однако вопрос, насколько они полезны и нужны ребенку, остается открытым. Вам наверняка приходилось видеть, как ребенок, несмотря на то, что у него дома залежи машинок, всё время пр

1870

Мы живём во времена изобилия, и недостатка в игрушках у ребенка нет. Однако вопрос, насколько они полезны и нужны ребенку, остается открытым. Вам наверняка приходилось видеть, как ребенок, несмотря на то, что у него дома залежи машинок, всё время просит новую.

А для чего она ему нужна - остается загадкой. Но это загадка только на первый взгляд. На самом деле, в эпоху потребления срабатывает мощный механизм – необходимость потреблять всё больше и больше. А если предмет потребления на виду и доступен, то нет необходимости себя сдерживать. Это касается не только детей, но и взрослых. Зачастую за благими намерениями бабушек и дедушек подарить новую машинку стоят очень печальные последствия: развивается привычка у ребенка к бесконечному количеству совершенно бесполезных подарков, к которым через некоторое время ребенок относится, как к должному, и обесценивает как процесс дарения, так и саму подаренную вещь. Новые игрушки занимают ребенка на короткое время, затем интерес к ним пропадает, ребенок начинает капризничать и просить новую игрушку, а родители, ведомые, на первый взгляд, хорошими мотивами – успокоить свое чадо и порадовать его новой вещью, на самом деле попадают в западню порочного круга, который разорвать порой становится едва ли возможно.

Но ведь совсем без игрушек нельзя, скажете вы, и будете правы. Важно понять, какими они должны быть и в какое время. Однажды мне посчастливилось побывать в музее древнерусской семьи в г. Плёс и увидеть, с какими игрушками играли дети в XII-XIII веках (http://www.travkin-museum.ru/family.html). Люди жили в деревнях, объединенных общими делами и ремеслами. Практически у каждой девочки в семье было по две деревянной куклы. Одна из них называлась «дневная кукла» – она вырезалась из дощечки с ножками и ручками. А вторая кукла «ночная», вырезалась головка и тельце без ручек и ножек. Несложно догадаться, почему куколки были именно такими. Когда девочки играли с дневной куклой – они учились шить рубахи, штаны и сарафаны и не только для своей куклы, но и для всей семьи. А, играя с ночной куклой, они учились пеленать своих младших братьев и сестер, поскольку несколько младенцев в семье было обычным делом и маме нужна была помощь. Игрушки обладали «развивающим» характером. Если иначе сформулировать – игрушки помогали ребенку приобретать навыки и умения, необходимые для взрослой деревенской жизни. Для мальчиков отец семейства вырезал из дерева мечи и ножи. Едва научившись ходить, мальчик сразу обучался бою и рос богатырем. Достигши трёхлетнего возраста, сыновья также обучались древесному ремеслу и кожному делу. Такое развитие детей было естественным, с детства ребенок обладал определенными обязанностями по хозяйству и обучался, таким образом, различным ремеслам и мастерству. Жизнь диктовала условия, и никто в семье не торговался, кто и что хочет делать. В современной городской жизни, к сожалению, игрушки зачастую приобретают иной смысл. Они становятся предметом развлечения, отвлечения, переключения, успокоения и даже – торга. В некоторых случаях уместен вопрос: кому игрушки нужны больше – детям или родителям?

Ещё бы мне хотелось обратить внимание на то, что родители и близкие взрослые забывают иногда, что ребенку вовсе не нужна игрушка, а нужна совместная игра со взрослыми, а как и с чем вы играете – это уже дело вашей фантазии. Ведь и обычная коробка от принтера может стать космическим кораблем и автомобилем, на котором вы вместе можете отправиться в интересное путешествие. Современные городские дети нуждаются именно в совместности, поскольку, в отличие от деревенских детей, они «оторваны» от природы и повседневных обязанностей в работе над общим семейным делом.

Выбирая различные игрушки, в том числе и развивающие, помните, что ни одна игрушка не заменит роскошь совместности и общения со взрослыми, не научит тому, чему может научить совместное дело. Игрушки – это только средства, которые вам могут помогать при правильном к ним отношении.

Анастасия Стайпек, детский и семейный психолог, художественный терапевт, научный сотрудник кафедры психологии личности Национального исследовательского Томского государственного университета.